Урал - это ещё и история.
4.
5.
Здесь не Золотое и даже не Серебряное кольцо, но и не Сибирь. Здешние города до XX века никогда не входили в состав крупнейших в стране, но здесь есть немало древних каменных церквей (Соликамск).
6.
и не столь древние, но поражающие своей византийской мощью соборы (Верхотурье).
7.
и даже один кремль (опять Верхотурье).
8.
Прежде всего это, конечно, Северный Урал: южная часть региона стала осваиваться позже из-за долго не покорявшихся окончательно башкир и других тюркских народов.
На Северном Урале даже сохранилось несколько старых купеческих городов с характерной застройкой - которые столь типичны для Европейской России, но гораздо реже встречаются восточнее.
На Урале эти города вырастали вдоль Сибирского тракта, ведущего из Европы в Сибирь и дальше в Китай.
9.
Самый красивый и лучше всего сохранившийся - это Кунгур:
10.
Ещё большие старые города есть на самом юге Урала - прежде всего это Оренбург, который сначала был важной крепостью, а потом важным транспортным узлом на пути из Европейской России в Среднюю Азию.
11.
До революции именно Оренбург был самым большим уральским городом.
12.
Россия до конца XIX века была почти исключительно аграрной страной, и если и был в XVIII и XIX веках в империи район концентрации машиностроения и металлургии, то это был Урал.
13.
В некоторых городах сохранились не только заводские пруды, но и сами старые заводы, некоторые части которых почти без изменений дошли до наших дней.
Старопромышленные города - это тоже во многом Северный Урал, но и на юге их немало (запад Челябинской области и восток Башкирии).
14.
Урал стал возвращать себе звание крупнейшего индустриального района страны в 1930-е годы, во время индустриализации; ещё активнее этот процесс пошёл в 1940-е, когда сюда были эвакуированы сотни заводов из западных регионов страны, многие из которых дали начало новым, уже уральским предприятиям. Ожили старые города и появилось много новых; парадная сталинская застройка появлялась в СССР прежде всего в столицах и индустриальных центрах.
15.
16.
17.
Так на Урале появились одни из крупнейших в стране образцов комплексной застройки в стиле сталинского ампира. Прежде всего это Челябинск, проспекты и площади которого в некоторых местах не уступают московским.
18.
И Пермь с её Комсомольским проспектом:
19.
Ещё в плане сталинского ампира запомнился Курган - сейчас это центр самого депрессивного региона Урала, но 60 лет назад местные машиностроительные заводы были перспективны и, что ещё важнее, являлись важной частью ВПК страны.
20.
И Миасс с его УралАЗом:
21.
Говоря об архитектуре, нельзя не упомянуть конструктивизм.
22.
Этот стиль - не самый распространённый в нашей стране, и Екатеринбург по количеству конструктивистских зданий в России уступает лишь Москве.
23.
Именно в 1920-е годы, когда конструктивизм в Союзе переживал свой расцвет, столицей Урала стал Свердловск-Екатеринбург, который до революции был лишь четвёртым по величине городом в этих местах, а потом вдруг стал первым, и тут развернулось массовое строительство, которое в те годы было ещё не так характерно для советских городов.
Екатеринбург по населению сейчас четвёртый город в России; но ещё с довоенных времён он больше всего похож на третью российскую столицу. В отличие от Самары, Нижнего Новгорода или Омска Екатеринбург вполне можно представить сам по себе, как центр многих окружающих областей, существующий не только через Москву.
А ещё в Ёбурге на главной площади - лучшие в стране ледяные скульптуры:
24.
Большая часть внутриуральских дальних поездов идут именно из Екатеринбурга.
На базе индустриальной мощи и своего положения между Сибирью и Русской равниной уральские города стали довольно крупными деловыми центрами, и Екатеринбург прежде всего - по количеству и высоте небоскрёбов он уступает лишь Москве.
25.
Настоящая столица должна быть довольно самодостаточна, она должна быть сложно устроена, ей полагаются и заводы, и парки, и пешеходные зоны, и много музеев, и многоэтажные спальные районы, и пригороды, и памятники.
26.
27.
28.
29.
30.
Екатеринбург не только сохранил значительную часть своих электричек, но и запустил одну из первых в стране линий городского поезда.
31.
Интересно, что Екатеринбург, несмотря на своё положение крупнейшего уральского города и значительные автомобильные пробки, лучше всего сохранил свою трамвайную сеть.
32.
Это чуть ли не единственный российский город-миллионник, где почти не было переносов трамвайных линий с главных на параллельные и более тихие улицы.
33.
Такая непровинциальность свойственна нескольким уральским мегаполисам, но прежде всего Екатеринбургу и Перми; в последней это довольно странно сочетается с экономической депрессивностью.
34.
Но отлично сочетается со славой Перми в качестве столицы современного искусства в Замкадье.
35.
Прибавляет уральским городам масштаба и их многоэтажность.
36.
Не секрет, что в российской провинции даже очень крупный город обычно состоит в значительной степени из частного сектора, нередко довольно трущобного вида; на Урале города исторически были компактны, зажаты между заводским прудом, горами и лесами, в дальнейшем вокруг крупных и богатых заводов возникали большие массивы многоэтажек.
37.
Ну и почвы в горах, а на Северном Урале и на равнине не самые плодородные, что не способствует росту полудеревенских окраин.
38.
Ну и вообще, города в долинах и на холмистых равнинах - их очень много на Урале, от одного крупного города до другого тут гораздо меньше, чем обычно бывает в нашей стране.
Большая часть из них из них со времени возведения первых заводов на водной тяге были и остаются моногородами, то есть там мало что есть кроме одного градообразующего предприятия. Если с этим предприятием что-то случается, то город становится социально-экономической дырой, где нет работы и откуда уезжают почти все молодые и умеющие что-то делать люди.
Урал полицентричен, что тоже не очень типично для России, где и в масштабах страны, и в масштабах большинства регионов от крупных городов до всех остальных - дистанция огромного размера, и между крупными городами она, как правило, довольно велика. Екатеринбург - самый конкурентоспособный и экономически наиболее привлекательный уральский город, но Уфа, Пермь и Челябинск с ним сопоставимы и даже более-менее конкурируют.
Но вот контрасты по уровню жизни тут вполне российские, особенно на Северном Урале, где не очень просто что-нибудь вырастить на земле с выгодой для себя. Во многом уже постиндустриальные мегаполисы, индустриальные крупные города при востребованных и успешных предприятиях, крупные, средние и малые города у остановившихся или совсем неэффективных заводов, полувымершая и маргинализирующаяся сельская глубинка довольно сильно различаются.
Но, я бы сказал, доля постиндустриальных и успешных индустриальных городов на Урале значительно выше, чем в среднем по России.
Хотя, конечно, моногорода даже при работающих заводах имеют свои недостатки.
39.
Интересно, что внутриуральские контрасты схожи с природными: западнее Уральского хребта местность повышается постепенно, восточнее водораздела уже через несколько десятков километров начинается плоская и заболоченная Западно-Сибирская равнина. Так же и социально-экономические различия: на западе уровень жизни и состояние экономики различаются не очень сильно, оставаясь на довольно высоком уровне; а восточнее Челябинска, Екатеринбурга и Нижнего Тагила довольно быстро начинается депрессивная и пустеющая глубинка, которая тянется на восток до самого Новосибирска.
На Урале реже сталкиваешься с тем ощущением остановившегося времени, которое становится привычным где-нибудь на Вятке.
Но и здесь есть затерянные в прошлом места - в основном они на севере.
40.
41.
42.
Ну, теперь про природу. Уральские горы - они старые, пологие, они торчат между двумя великими равнинами как сточенные временем исполинские зубы. Крымские горы могут показаться Альпами в сравнении с большей частью уральской "горной местности". После Кавказа горы на Урале можно и не заметить.
Но почему-то в здешних пейзажах какая-то особенная живописность. Идёшь, идёшь, весь день поднимаешься, потом неожиданно выходишь из леса в тундру (высотная поясность). И такие виды вокруг - даль, синяя дымка, лесистые долины, покрытые каменными развалами плоские вершины хребтов.
43.
И не скажешь, что ты ниже какого-нибудь Ай-Петри над Ялтой.
44.
И такая атмосфера - ощущение чего-то такого таинственного, неведомого.
45.
46.
47.
И вместе с тем какого-то не чужого.
И природа кажется очень чистой.
48.
Реки порожистые, но довольно легко проходимые, но при этом горные и нередко очень красивые.
49.
Такие горы с человеческим лицом - вроде полого, местами почти равнина. И всё же это горы, красивые и чистые.
Вот таким оказался для меня Урал за мои семь с половиной путешествий туда.
Дальше будет речь о самом последнем из них - июль и самое начало августа 2015 года, Северный Урал.