Урал: образ, заводы, транспорт

Mar 24, 2016 18:08












В нашей огромной стране на удивление мало регионов и частей со своим заметным лицом и широко известной аутентичностью. Вот Германия - это не только Берлин, Гамбург и Мюнхен, это ещё Саксония, Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг. Франция - это в основном Париж, но ещё Эльзас, Нормандия, Прованс, Лангедок, Аквитания. И ведь у всего этого есть свой образ! А Россия что? Москва, Петербург, а дальше только Кавказ, Байкал, Камчатка, Алтай. И Урал.
Москва и Петербург - это просто большие и красивые города, Кавказ - много пёстрых и очень разных народов в горах, Байкал, Камчатка и Алтай - дикая природа и немного затерянных в ней людей.
Вы можете сказать, что есть ещё Сибирь (и она действительно есть), и у неё уже больше есть и идентичности, и образа, но Сибирь - это больше половины России, и она очень разная, её сложно привести к одному знаменателю.
А вот Урал - это уже настоящий регион со своим лицом.
Урал - это центр страны между Русской равниной и Сибирью, "опорный край державы, её добытчик и кузнец", как красиво написано под этим памятником у вокзала в Челябинске.

4.


После такого заявления вполне логичен Урал как край гопников и настоящих мужиков.

5.


6.


"Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет"

7.


И понятно, почему это земля отравленных рек и городов, где сложно дышать, когда ветер дует с комбината.

8.


9.


10.


11.


Но Урал - это и прекрасная чистая природа: горы, леса, реки для сплава.
И таинственная земля из легенд (сказки Бажова, "Сердце Пармы" Иванова).

12.


13.


И всё это часто в одном месте.

14.


Такие места может разделять пара километров:

15.


16.


Урал с его 18 миллионами населения - густонаселённый по российским меркам регион. Но за пределами равнин Южного Урала за пределами даже большого города почти сразу же начинаются горы и леса. Урал в своей северной части и в своей горной части так и остался россыпью городов в долинах, окружённых густыми лесами.

16а.


Такое очаговое расселение - отдельное уральское достоинство, на мой взгляд.

17.


Урал - это та Россия, где осталась обрабатывающая промышленность; здесь производится значительная часть того, что есть в нашей стране кроме нефти, газа и услуг.
Во многом это металлургия - чёрная и цветная.

18.


19.


Здесь производится почти половина российского металла.

20.


Металлические слитки - это практически то же сырьё, что и нефть с газом, но всё же это не просто эксплуатация природных ресурсов.
Именно металлургии и горнодобывающей промышленности, которая здесь насчитывает больше 4 веков, Урал обязан своим возвышением и освоением.

21.


И своими отравленными реками, которые были запружены у заводов ещё несколько столетий назад, и загрязнением воздуха в городах.
Сейчас металлургия - это восточные склоны Урала; там, в полосе шириной около сотни километров, протянувшейся с севера на юг километров на 500, расположены крупнейшие металлургические центры и большая часть крупных городов Урала.
3 из 5 самых грязных городов в России, 5 из 10 металлургических комбинатов России - всё это здесь.

22.


Но даже важнее, что на Урале в большей степени, чем где-либо ещё в нашей стране, сохранилось машиностроение. Машиностроение в виде не только архаичных неээфективных предприятий, функционирующих только за счёт госзаказа и то в убыток, но и в виде худо-бедно модернизирующихся заводов, продукция которых пользуется спросом если не на международном рынке, то хотя бы в нашей стране.
Машиностроение на Урале есть почти везде, в наибольшей степени в восточном промышленном поясе и на северо-западе (Пермский край, Удмуртия).

22а.


Металлургия, а потом и машиностроение сформировали самый, наверно, характерный образ Урала - город-завод у большого пруда между невысоких, поросших лесом гор.

23.


23а.


24.


25.


Башкирия и Оренбургская область, где почти нет таких городов, выглядят уже не совсем как Урал. Про нищую и стремительно теряющую население Курганскую область с её полумёртвыми оборонными заводами я уже не говорю - мне кажется, её причислили к Уралу только потому, что остальная часть Южного Зауралья стала частью Казахстана и больше было некуда её было присоединить.
Сама горнодобывающая промышленность, та соль, самоцветы и руды, за которыми в эти места ехали ещё новгородцы, сейчас играет не очень большую роль на Урале.

26.


Сейчас местные ресурсы - это прежде всего железная руда, которая частично покрывает потребности гигантских металлургических комбинатов.
Урал - это 30% продукции химической промышленности страны (удобрения, кислоты).
Химические заводы Урала в основном на западе, это Пермский край и Башкирия.

28.


Урал был и остаётся промышленным сердцем страны.
Конечно, это не единственный промышленный район в стране, как при Петре I, но самый крупный и мощный.
Забавно, что постсоветские годы, когда в масштабах страны вымирали целые отрасли производства, значение Урала несколько выросло - здесь многое удалось сохранить.
Помню, как в 2012 году меня впечатлили в екатеринбургском метро объявления многочисленных городских заводов о принятии на работу слесарей и сварщиков. Объявления не на жёлтой бумаге с отрывными листками, а на настоящей глянцевой бумаге - как у нас вешают рекламу какого-нибудь торгового центра или о найме на работу менеджеров.
Мощь и опасность уральских гопников и местной шпаны вообще во многом преувеличена, или просто я слишком поздно добрался до этих мест, когда всё стало тихо и спокойно.
Крупные города по ощущению не сильно опаснее, чем Москва. В индустриальной глубинке посложнее, но тамошние пацаны выглядят не очень декласированными и довольно адекватными - возможно, потому что тут многие из них остаются представителями уважаемых и востребованных рабочих профессий. Наши отношения не шли дальше грубоватого любопытства с их стороны, и даже в Богословском горном округе (север Свердловской области, Краснотурьинск и Волчанск), который отдельными известными блоггерами описывался почти как зона отчуждения, неприятности меня миновали. Нет, конечно, везде рассказывают, что, дескать, "вот приехал бы ты к нам лет 5 назад, и вообще тогда бы еле ноги унёс от нашей братвы", но так везде рассказывают все 5 лет моих вольных путешествий.
Угрозу и неприятную атмосферу я чувствовал только в глубинке севера и востока Пермского края, где очень много зон и немало брошенных предприятий.

29.


30.


Но и там всё обошлось, и всё равно казалось детским лепетом в сравнении с Забайкальским краем образца 2012 года или с Северной Осетией образца 2009 года.
20% российского сельскохозяйственного производства - это тоже Урал.

31.


32.


Прежде всего это, конечно, юг - Башкирия, Оренбургская и Челябинская области.
Работающие огромные заводы - загруженная железная дорога.

33.


С дальними пассажирскими перевозками тут тоже всё неплохо - через Урал проходит Транссибирская магистраль с её траффиком.

34.


Ну и Урал один из немногих частей России, где есть не только поезда в Москву и на курорты, но и дальние поезда между соседними регионами.
С электричками тут не так хорошо - даже в некоторых крупнейших городах их совсем немного.

35.


Но в агломерациях Екатеринбурга и Перми пригородных поездов хотя и стало меньше, но не кардинально.

36.


А вот городской общественный транспорт сохранился тут чуть ли не лучше, чем где-либо ещё в стране.

37.


Уральские области и республики - скорее богатые, чем бедные, и уровень автомобилизации здесь довольно высокий, но здешние трамвайные и троллейбусные системы относятся к числу крупнейших и самых востребованных в России.

38.


39.


Даже метрополитен, который тут только один - в уральской столице Екатеринбурге - он не так печален и одинок, как обычно бывают малые российские метрополитены (особенно нижегородский и самарский) - город компактный, единственную линию протянули через весь город, и народу на станциях довольно много.

40.


Дороги на Урале довольно средние - не Кировская область, но и не Татарстан.
Как и в России вообще, они сильно улучшаются и местами превращаются в автострады ближе к крупным городам.

41.


42.


Считается, что автострада Челябинск - Екатеринбург была первой межрегиональной скоростной автодорогой в Советском Союзе. Впрочем, на окраине Екатеринбурга она резко сужается, превращаясь в обычную городскую улицу.

43.


Ещё уральские дороги имеют свойство улучшаться с севера на юг; на юге оживлённее и богаче сельская местность, а в нашей стране это напрямую связано с качеством дорог.

44.


45.


История, мегаполисы и природа - в следующей части.

регион, аналитика, заводы, Урал, города, транспорт

Previous post Next post
Up