Очёр

Apr 01, 2016 02:41









День постепенно шёл к вечеру, а я всё ехал и ехал в Пермь из Глазова, меняя попутные машины. После большого удмуртского села Дебесы через пару десятков километров начался Пермский край, но местность менялась довольно медленно - те же поля и перелески, только холмы ещё немного повыше; пока ни тайги, ни старых рудников, ни зон, ни широкой Камы.

3.


Когда до Перми остаётся ещё чуть более 100 километров, то в паре километров левее трассы можно наблюдать небольшой город Очёр.

4.


Хотя ландшафт ещё удмуртский, практически приволжский, но название уже по-пермски странное. Пермский край, как и Вятская земля, издревле был местом соприкосновения русских и финно-угорских народов; в отличие от Центральной России, где финно-угры ассимилировались полностью, здесь они сохранились, хотя коми-пермяков в Пермском крае, конечно, гораздо меньше чем русских. Полагаю, что необычность названий в верховьях Камы, как и в верховьях Вятки, во многом связана с восприятием русского языка местным коренным населением.
Сёла Обманка и Невидимка, города Лысьва, Губаха и Нытва, районы Перми Кислотные Дачи и Большая Мось - всё это Пермский край; в сравнении с этим всем Очёр - только вступление.
Очёр, как это часто бывает, получил своё название от одноимённой речки, на которой в 1759 году графом Строгановым был построен Очёрский чугунолитейный и железоделательный завод.
Это был один из десятков подобных уральских металлургических заводов, работавший во многом на местном сырье и на энергии воды, которая копилась в заводском пруду.

5.


Посёлок, выросший около завода, тоже был похож на многие другие на Урале; большую часть его населения составляли крепостные крестьяне, обслуживавшие завод.
К началу XX века небольшому заводу с устаревшими технологиями и низкой производительностью труда было всё сложнее конкурировать с более крупными современными производствами. Это было время упадка всего уральского старопромышленного района; в конце концов, в 1911 году Очёрский завод закрылся.
Очёр с самого начала был моногородом (вернее, монопосёлком), другой работы здесь никогда особо не было, и в пустующих помещениях было организовано небольшое производство сельскохозяйственной техники, а чуть позже и снарядов для артиллерии, что было более чем актуально во время Первой Мировой.
В 1930-е годы завод ожил, освоил производство оборудования для нефтедобычи, которое и сейчас остаётся его основной продукцией. Параллельно во время войны здесь началось и производство оборонной продукции, как и на очень многих уральских заводах того времени.
В 1950 году посёлок, чьё население уже к тому времени превысило 12 тысяч человек, наконец получил статус города.
С наступлением 1990-х годов у завода начались трудности, но он выжил и воде как худо-бедно работает и сейчас; его сайт гордо объявляет, что это единственный в России производитель насосных штанг.

6.


Вполне предсказуемо в Очёре началось снижение населения, но оно не было большим: за постсоветское время оно уменьшилось лишь чуть больше чем на 10%, что меньше, чем в среднем по региону и меньше, чем в соседнем Оханске.

7.


Сейчас в городе живёт примерно столько же народу, что и 50 лет назад.
В общем, очень типичная для Урала история, с поправкой на небогатый Пермский край.
Такой небольшой моногород, довольно депрессивный по меркам промышленного сердца страны.
Но есть в Очёре своя изюминка.
Это динозавры.
Около городов было обнаружено одно из крупнейших кладбищ ящеров Пермского периода; одного из ящеров даже назвали "очерией" в честь города.
В Очёре ещё с 1941 года существует совсем неплохой краеведческий музей, он расположен в одном из немногочисленных исторических зданий Очёра.

8.


В самом музее совсем неплохая коллекция ископаемых динозавров; но местные власти решили сделать ставку на туризм и превратили примыкающий к музею миниатюрный городской сад в Парк Пермского периода.

9.


Не скажу, что получилась достопримечательность всероссийского масштаба, но образ город однозначно приобрёл. Туристов я в парке не видел, но зато видел много местных жителей; парк благоустроен довольно незамысловато, но со вкусом.

10.


Он как-то ближе к людям, чем Динопарк в вятском Котельниче.
Около парка где-то есть солнечные часы, но я их как-то упустил.
А музей отдельно прекрасен тем, что наверху есть что-то вроде башенки, а в ней смотровая площадка.

11.


Можно обозреть Очёр.

12.


Город, как и полагается, расположен по обе стороны от плотины.

13.


Заводской пруд, как это часто бывает на Урале, сравним по размерам с самим городом.
Пруд немало оживляет ландшафт; на другой стороне пруда - остров и зона отдыха, куда, судя по фотографиям в музее, ещё сто лет назад заводчан перевозили на лодках в праздники.
Вторая после динозавров достопримечательность города - это скульптуры рабочих в пруду.

14.


Сами скульптуры просты, суровы и аутентичны; видимо, они тут воздвигнуты в первые десятилетия соввласти, но их расположение. Они встают из воды, как пророки новой, небывалой эпохи.
На отдельном постаменте красуется серп и молот.

15.


Расположившаяся на третьем постаменте эмблема завода наводит на мысль, что завод утонул и это всё, что от него осталось.

16.


На самом деле не стоит волноваться, на самом деле завод у меня за спиной.

17.


Ещё в Очёре есть церковь Архангела Михаила при заводе, практически на плотине.

18.


Церковь красива и изящна, особенно по меркам сурового Урала. Вообще здесь уцелело мало церквей, в процентном отношении наверно меньше чем в других регионах страны - в первые десятилетия после революции на Урале как-то особенно не церемонились с религией.
Восточнее плотины - что-то вроде набережной, уютной и зелёной.

19.


Она упирается в небольшой мыс, на котором, на самом козырном месте, стоит почти подмосковного вида особняк.
Теперь пришло время оказаться на улицах центра города.

20.


Улицы довольно уютны, аутентичны, и много пыли. Почему-то пыли всегда много на улицах уральских городов победнее и поменьше, даже если они находятся на широте севернее Москвы.

21.


На выходе из центра города в сторону трассы находится небольшая старообрядческая Успенская церковь.

22.


Это месть неожиданно и странно напомнило мне старинный Боровск в Калужской области.
Около Успенской церкви - автостанция, наряду с главной улицей Ленина самое оживлённое место в Очёре.

23.


Когда-то в Очёре вроде как была железнодорожная ветка для заводских нужд, которая была подведена от находящейся севернее станции Верещагино на Транссибе.
Изначально железнодорожная магистраль должна была пройти через сам Очёр, но недальновидность (и/или скупость) владельца завода графа Строганова привела к тому, что железная дорога здесь сделала крюк на север.
Ну, Очёр не один такой - вспомнить хотя бы Томск, который был самым большим городом в Сибири, когда он остался без железной дороги.
А очёрцам остались только автобусы. А мне - только автостоп дальше в Пермь.

24.

завод, Пермский край, Урал, моногород, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, путеводитель, Очёр

Previous post Next post
Up