В Государственном музее Востока подходит к завершению выставка «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». На выставке представлены экспонаты из фондов отдела истории материальной культуры и Древнего искусства Музея Востока. Отдел был организован по инициативе известного археолога, историка и выдающегося организатора Александра Михайловича Лескова в 1981 году и в прошлом - 2021 году отмечал свое сорокалетие.
Сосуд - насадка на алхимическую реторту с изображением джинна.
Самарканд. X в. Глина, гончарный круг, лепка.
В мусульманской традиции джинны созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, наделенные разумом. Изначально не несут в себе ни доброго, ни злого начала, они могут принимать любую форму и выполнять любые приказания ого, кто сумеет их подчинить.
Большая часть экспонируемых предметов была получена в ходе раскопок, которые проводились археологическими экспедициями Государственного музея Востока на территории Северо-Западного Кавказа (Республика Адыгея и Краснодарский Край), Чукотки и Средней Азии (Республика Узбекистан). Часть предметов, экспонируемых на выставке была передана в Музей Востока на постоянное хранение из Института этнологии и антропологии РАН и из Института Археологии РАН. Всего будет экспонировано более 200 музейных предметов.
Фрагмент крупной ажурной пластины с изображением пантеры.
Северо-Западный Кавказ, Закубанье. IV в. до н.э.. Золото, штамповка.
Ареал распространения леопарда включает юг Азии, Закавказье, Туркменистан. В мифологических сюжетах не фигурирует. Чаще всего изображается в сценах охоты. Условность изображений в декоративно-прикладном искусстве не всегда позволяет отличить леопарда от льва. Образ кошачьего хищника в средние века символизировал могущество, власть и был сильным благоположительным образом
Фрагмент. Навершие в виде кабана. Северо-Западный Кавказ, Закубанье.
Первая половина IV в. до н.э. Серебро, золото, ковка, пайка, гравировка, инкрустация.
Дикие кабаны обитаю на всей территории Евразии. Представители среднеазиатского подвида обитают в Средней Азии, Афганистане, Казахстане и Монголии. Во все времена охота на вепря была трудна и опасна. По этой причине вепрь всегда воспринимался как опасный и сильный соперник человека, обладающий сверхъестественными способностями, к которому степные скотоводы относились с особым почтением. Культ дикого кабана в Евразии, как свидетельствует археологические данные, начинает формироваться в эпоху неолита. Окончательная сакрализация образа кабана как в изобразительной, так и в устной мифологический традиции происходит уже в начале I тыс. до н.э. его изображения встречаются на предметах «звериного стиля». В иранской устной традиции «рассвирепевший вепрь… разящий наповал» является одной из реинкарнаций Вэртраганы. В Ригведе кабан Имуша является соперником Индры.
Клевец с украшением в виде фигуры оленя.
Южная Сибирь, Хакасия. Вторая половина VI в. до н.э. Бронза, литье.
Восприятие оленя как сакрального животного, являющегося воплощением верховного божества, связанного с Солнцем и культом плодородия, уходит корнями в эпоху индоевропейского единства. Практически во всех мифологемах индоевропейцев от Ирландии до Монголии все изображения этого животного так или иначе связаны с Солнцем и Мировым Древом. В произведениях скифского звериного стиля роль оленя является одной из центральных. В иранской мифологии образ оленя устойчиво ассоциируются с божеством умирающей и воскресающей природы. Эти представления отражены в многочисленных предметах с изображением сцен терзания. Найденных на всей территории степной зоны Евразии, на Северном Кавказе и в Средней Азии.
Фигурная платина в виде шагающего влево оленя.
Северо-Западный Кавказ. Первая половина IV в. до н.э. Золото, ковка, штамповка.
С доисторических времен животные были превращены людьми в объекты культуры. Они сделали их символами сверхъестественных сил, а также средством связи с божественным миром. В мифологической традиции герои наделялись качествами и сверхъестественными способностями животных. В политеистических религиях божества довольно часто представлялись в образах животных, а священные животные воспринимались как воплощение сущности богов.
Миниатюрные скульптурки в виде лежащего льва.
Северо-Западный Кавказ. Первая половина IV в. до н.э. Золото, штамповка, зернь, скань, пайка.
Особой группой являются изображения полиморфных фантастических существ, которые также являлись отражением мифологических, а зачастую, и космологических представлений. Изображения животных, которые определенно отождествляются с божественными персонажами, обитающими, согласно космологической традиции, в нижнем, среднем и верхнем уровнях мироздания, присутствуют практически почти на всех графических изображениях Мирового Дерева, как дошедших до нас, так и известных по этнографическим источникам.
Псалии парные. Один конец оформлен в виде головы грифона.
Северо-Западные Кавказ. Первая половина IV в. до н.э. Бронза, литье, гравировка.
Псалии - часть древнего уздечного набора, пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня.
Топорик-скипетр. Северо-Западный Кавказ. VII в до н.э. Бронза, литье.
Шлем с навершием -птицей. Северо-Западный Кавказ.
Первая половина VI в. до н.э. Бронза, ковка, литье, пуансон, клепка, прилив.
Фрагмент. Шлем с навершием - птицей.
Северо-Западный Кавказ. Первая половина VI в. до н.э. Бронза, ковка, литье, пуансон, клепка, прилив.
Друзья мы очень рекомендуем посетить эту выставку, которая уже подходит к концу. Ведь здесь можно увидеть предметы, которые демонстрируют духовный мир наших далеких предков. И еще в экспозиции этой выставки можно увидеть сокровища музея из Особой кладовой. И их кончено надо видеть. Музей ждет вас.
Выставка продлится до 10 мая 2022 года.
Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.
Часы работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30.
Среда, четверг с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Понедельник - выходной день.
Цена билета: для взрослых - 300 руб. Есть льготы. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.