Сегодня мы продолжаем нашу рубрику один экспонат. И на этот раз это Серебряный ритон из Музея Востока. Обычно он хранится в Особой кладовой, но сейчас его можно увидеть на выставке
«Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии».
Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Этот серебряный с позолотой сосуд в форме рога представляет уникальный пример дорогого пиршественного кубка. Его нижняя часть украшена скульптурной протомой (передняя часть туловища) крылатого галопирующего взнузданного коня Пегаса, а верхняя золотыми накладками в виде цветов лотоса и пальметт с волютами. По своему виду он повторяет хорошо известный в Древней Греции тип сосуда для питья вина - ритон. Однако уляпский сосуд не является настоящим ритоном, так в его нижней части нет традиционного сливного отверстия, и к тому же он установлен на специальной ножке, которая отсутствует у ритонов.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Ритон (др.-греч. ῥυτόν - рог для питья, от др.-греч. ῥέω - теку) - широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади, лани) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Судя по тщательной моделировке фигуры Пегаса, уляпский сосуд был изготовлен греческим мастером в Аттике в середине V в. до н.э. Очевидно, сосуд использовался достаточно долго: со временем его дополнительно украсили - на верхней части тулова появилась золотая пластина со сценами гигантомахии (мифологической битвы богов и гигантов), и починили - распахнутые крылья Пегаса были прикреплены к тулову сосуда золотыми гвоздиками.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Позднее сосуд из Греции был перевезён на Северный Кавказ - возможно это был дипломатический дар местному меотскому вождю. Археологи нашли сосуд в кургане-святилище, где проводились церемонии, связанные с поминальным культом. Реконструируя детали обряда, учёные предполагают, что он был принесен в жертву местному божеству.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Ульские курганы (Уляпские курганы) - группа из одиннадцати скифо-меотских курганов, расположенных около аула Уляп, археологический памятник. Раскопки 1898-1909 годов проводились экспедицией археолога Н. И. Веселовского. В 1982-1983 годах кавказской археологической экспедицией Государственного музея Востока во главе с Лесковым А. М. в ульском кургане № 4 был обнаружен данный серебряный ритон.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Ульские курганы, исследованные в 1898, 1908, 1909 гг. Н. И. Веселовским и в 1982-1983 гг. Кавказской археологической экспедицией Государственного музея Востока (11 курганов), по праву принадлежат к числу наиболее знаменитых памятников Кубани эпохи раннего железа.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Мнения специалистов об этнокультурной принадлежности населения, оставившего Ульские курганы, различны. Так, например, Н. В. Анфимов, Б. Н. Граков и др. считали их памятниками меотов, а А. И. Тереножкин, В. А. Ильинская связывали их со скифами.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
«Раскопки последних 15 лет, с одной стороны, подтвердили мнение В. П. Шилова и Н. В. Анфимова об эволюционном развитии культуры местного населения с начала железного века протомеотского времени (VIII в. до н. э.), а с другой - благодаря новым раскопкам Келермесских курганов и открытию здесь грунтового могильника, а также исследованию Уляпских святилищ, - выясняется большое всестороннее влияние, оказанное кочевниками-киммерийцами и ранними скифами - носителями иранского этноса - на местные оседлые племена.
Учитывая смешанный характер культуры населения Закубанья в VI-IV вв. до н. э., представляется справедливым называть её меото-скифской, где постепенно слабеют привнесённые элементы культуры кочевников, которая все более растворяется в местной меотской среде.»
А. М. Лесков (в соавторстве с Л. К. Галаниной)
«Население закубанья в VI-V вв. до н. э. (По материалам Ульских (Уляпских) курганов)»
Меоты (др.-греч. Μαιῶται, лат. Maeōtae) - племена, в I тыс. до н.э. проживавшие на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря. В античную пору Меотидой называли территорию от Чёрного до Азовского моря, последнее же обыкновенно обозначалось как «Меотийское болото». В IV-III веках до н.э. многие из общин меотов вошли в состав Боспорского царства.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Для верований меотов было характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся им в виде бога солнца, света, огня, дождя, грозы, леса, моря. Меотские божества могли олицетворять собою и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям, клятве и так далее. Существовали и боги-покровители представителей различных ремёсел.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Сосуд в виде рога с протомой Пегаса. Развертка фриза со сценами гигантомахии (рисунок Н.С. Сурвилло).
Изображение взято с сайта Государственного музея Востока.
Важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары: посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь - курган.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Гигантомахия (др.-греч. γιγαντομαχία) - битва олимпийских богов с гигантами, произошедшая на Флегрейских полях.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Фрагмент. Ритон с протомой Пегаса. Адыгея, могильник Уляп, перв. пол. IV в. до н.э. Серебро, позолота.
Ход битвы подробно описан Аполлодором в его «Peri Theon». К событиям гигантомахии в своих произведениях обращались Гомер («Одиссея»), Гигин («Poetica Astronomica») и Павсаний. Гера, жена Зевса, и мойры предрекли богам, что они одержат победу только при помощи смертного, потому что гигант не может умереть от руки бога. Поэтому Афина привлекла на сторону богов Геракла.
Вот такой уникальный экспонат хранится в музее Востока, и у вас есть возможность его увидеть просто придя в музей. Не упустите свой шанс.
Статья написана с использованием материалов с сайта Государственного музея Востока.
Выставка продлится до 10 мая 2022 года.
Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.
Часы работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30.
Среда, четверг с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Понедельник - выходной день.
Цена билета: для взрослых - 300 руб. Есть льготы. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.