Я уже довольно давно хотел посмотреть этот фильм, но по разным причинам все как-то не складывалось...
20 марта в Доме Кино показывали дебютный фильм режиссера Ангелины Никоновой "Портрет в сумерках". К сожалению, ни режиссер, ни исполнительница главной роли и соавтор сценария Ольга Дыховичная на показе не присутствовали. К сожалению, - потому что фильм мне понравился.
Представлявшая фильм режиссер и продюсер Галина Евтушенко не преминула затронуть становящуюся очень модной последнее время тему
так называемого "женского кино". Да только в том-то и дело, что фильм "Портрет в сумерках" это никакое не "женское кино" вовсе... И не мужское, разумеется. Это просто хороший фильм. Как собственно и должно быть. Вот не припомню я что-то, чтобы при разговоре про Ларису Шепитько или Динару Асанову кто-то когда-либо делал акцент на их пол. Потому что хорошему кино, на мой взгляд, совсем ни к чему эти "костыли". Кино - оно среднего рода.
Тем не менее, с тех пор, как наши женщины побросали свои асфальтоукладочные катки и с тем же упорством массово ринулись в режиссеры, с этим явлением, хочешь - не хочешь, как минимум, приходится как-то считаться. Хоть в большинстве своем "женское кино" и стало не более, чем неким набором определенных феминистических штампов, выглядящих бесконечно чужеродно на нашей почве, и оттого такое кино зачастую становится легко предсказуемым, занудным и малоинтересным.
И поначалу казалось, что и Ангелине Никоновой не вырваться из этих железных тисков. Тем не менее, режиссеру удалось меня обмануть, причем, как минимум, дважды. Первый раз, когда я решил, что кроме чернухи мне опять ничего не покажут. А, ну, конечно, групповые изнасилования (причем, это может случиться не только с проституткой, но и с любой нормальной женщиной в этой стране), насилие в семье, отец-педофил, ля-ля, тополя, березки, кедры, выдры... Все по схеме. А как же! Все понятно, не зря же она училась в Нью-Йоркской киношколе. Тем не менее, признаю, сцена с выдавливанием главной героиней из себя спермы после изнасилования ментами очень мощная, и она, пожалуй, одна уже на раз убирает весь разрекламированный по самое "не хочу" новый сериал Германики "Краткий курс счастливой жизни", который идет сейчас по Первому каналу. Потом я решил, что главная героиня просто втирается в доверие, чтобы отомстить: жестоко, с мясом и кровью. Мне стейк средней прожарки, пожалуйста... Голливуд, елы-палы! И снова мимо. Хотя стейк в фильме и присутствует, но, надо сказать, совсем по другому поводу.
Нет? И это не так? Тогда что происходит? Зачем героиня ведет себя так странно?! Отсасывает у своего насильника в лифте, моет ему, стирает, готовит, позволяет себя бить. "Синдром жертвы"? Снова мимо. Да просто она влюбилась в этого "нормального устойчивого урода". Искренне. Она, может, впервые почувствовала себя женщиной, когда менты пустили ее по кругу. Ибо окружающие ее вечносомневающиеся недееспособные неврастеники, требующие человеческой жалости за деньги у психотерапевтов, парикмахеров и проституток "кошельки" даже трахнуть ее качественно оказались неспособны: ни муж, женившийся на "папе", ни любовник, исполняющий чужие "супружеские обязанности". А тут менты ее хорошенько "угостили простолюдином". И это изменило всю ее жизнь. Она не "странно" себя ведет. Она ведет себя как нормальная женщина. Просто мы настолько привыкли к
"современной женщине", что нам уже кажется ненормальным, что она способна любить: не за деньги, машины, контракты, статус, а ПРОСТО любить.
И если б не изнасилование, она б, получается, так и жила бы этой противной ей самой притворной жизнью с фальшивыми друзьями и нелюбимым мужем. Т.е. режиссер как раз разбивает штампы: изнасилование не всегда так уж однозначно плохо. Плюсы есть в любом проявлении жизни, даже в том, что принято называть, насилием в семье, например. А пресловутой педофилией уже всех так запугали, что иные детки, которые о сексе уже не понаслышке знают значительно больше, чем их родители, цинично пользуются этим лишь как инструментом манипуляции взрослыми. Все неоднозначно. И на территории любви закону делать нечего. Любовь побеждает все. Казалось бы, еще одна банально женская мимимишная заморочка. Однако, Ангелина Никонова ее решает кинематографически очень нестандартно. Настолько, что последние кадры мне даже чем-то очень приятно напомнили "Осенний марафон".
P.S. Может, от того, что звуком занимались иностранцы, половина реплик в фильме, к сожалению, просто неслышна и непонятна. Мне пришлось на следующий день искать фильм в сети (к разговору
о борьбе с пиратами в интернете). И даже там в наушниках мне некоторые сцены приходилось прогонять по нескольку раз, чтобы их расслышать. Не то, чтоб там было что-то так уж принципиальное, но интересно же. Таким звуковикам надо просто руки вырывать!
P.S.S. В тему:
1) Буфера-шоу или Как я был миллионером:
http://maxilla-k.livejournal.com/98521.html2) "Девственность" на продажу:
http://maxilla-k.livejournal.com/180913.html3) "Все умрут, а я останусь" Германики:
http://maxilla-k.livejournal.com/168275.html