Вчера в Доме Кино состоялось открытие 77 сезона. В фойе играл оркестр. Первый заместитель Михалкова Сергей Лазарук со сцены продемонстрировал довольно, надо сказать, своеобразное чувство юмора, пообещав, что 777 сезон откроют его внуки. То ли он просто решил механически прочитать речь своего шефа?!
И даже несмотря на неприветливую погоду, на лигочемпионский Зенит - Шахтер по телевизору и на то, что открывали сезон непремьерой - "Еленой" Звягинцева, зал был полон.
...
Фильм представляли режиссер фильма Андрей Звягинцев и его Елена актриса Елена Лядова. Режиссер был явно приятно удивлен такому наплыву публики, особенно если учесть, что фильм через неделю еще и покажут по ТВ. Хоть по ТВ этот фильм, надо сказать, будет смотреть гораздо труднее... Интересно, что если в Америке в кинотеатры ходят, в основном, за всякими техническими прибамбасами, то у нас наоборот - чтобы ничто не отвлекало от медленного и тягучего течения, традиционного для большинства серьезных наших фильмов. И "Елена" в этом плане отнюдь не исключение. Звягинцев рассказал, что, несмотря на то, что обычно на нашем ТВ рекламу за фильм показывают в среднем 7 раз, канал Россия специально для Звягинцева и его фильма не только сократил количество рекламных пауз до трех (что все равно будет сильно разрушать ткань особенно такого фильма), но и предоставил режиссеру право самому решать, куда их вставить.
- Вот сидел вчера весь день решал, - с грустноватой иронией закончил свой рассказ Звягинцев.
Надо сказать, что аудитория Дома Кино сильно поменялась, конечно, и в толпе нередко можно видеть
просиликоненных кобылок и бызнес-ылиту, очень силящуюся соответствовать. Как же, как же - открытие сезона. Обязательно надо посетить. И, совершенно бесполезно их просить не разговаривать во время сеанса (отдельный разговор, ЧТО они говорят) или еще того бесполезнее - отключить мобильные телефоны. Тем не менее, большинство пока все-таки, слава богу, составляют так или иначе причастные к кинематографу люди, и они очень хорошо понимают, о чем говорил режиссер.
...
...
...
Все фото: (с) Максилла Кузнецов
Коротко о фильме:
"Елена".
На главный вопрос, случайна ли была удача с "Возвращением" или неудача с "Изгнанием", фильм однозначно дает ответ в пользу второго. Критикам, желающим блеснуть своей эрудицией, "Елена" предоставляет достаточно возможностей поразгадывать ребусы, но все эти заморочки не настолько принципиальны, чтобы из-за них нормальный зритель ничего не понял. Более того, все эти символы (сбитая белая лошадь, отключение света, бессмысленная драка подростков) отлично работают и без заумно-библейских разгадок. Зритель может сколько угодно думать, что он умнее режиссера он знает, что будет дальше, но режиссер раз за разом очень умело пускает его по ложному следу, не давая фильму скатиться в предсказуемую банальность. Вообще, очень большое достоинство фильма, что он, несмотря на всю незамысловатую простоту сюжета, получился небанальным, что, пожалуй, самое сложное. Вот ведь, казалось бы, слишком прямое визуальное решение, когда светлый платок героини позволяет ей, благодаря отражению, как бы слиться во святыми на иконе. Тем не менее, оно не вызывает отторжения.
По ходу действия, казалось бы, зло торжествует, и все классические каноны искусства требуют его наказания в конце. Можно даже сказать, публичной порки. И тягучее действие все продолжается, и доверчивый зритель все ждет, ждет, ждет... Но тут начинаются титры. Но почему же не возникает чувства, что зло победило? А вот как раз таки благодаря тем самым неявным, якобы случайным, символам.
Остановлюсь лишь на одном, думаю, все эти символы уже давно разобрали по косточкам и обглодали охочие до такой пищи близорукие и тучные кинокритики, которым всегда, заметьте, важнее всего раньше всех посмотреть любой фильм, чтобы никто раньше них не догадался, о чем же фильм на самом деле. Не будем отбирать у них последние горбушки их чествого хлеба.
Итак, бессмысленная драка. Сцена естесственно провоцирующая негативные эмоции. И мои хорошие знакомые, сидящие рядом, не удерживаются от пары реплик:
- Это, пожалуй пострашнее Шекспира (
Ромео и Джульетта имеется ввиду, разумеется).
- Ничто не может быть страшнее Шекспира.
Может. Образ. У Монтекки и Капулетти, хоть какой, а смысл во вражде все-таки есть. А здесь хоть сыночка и откупят, по всей видимости, от армии, он все равно найдет свою смерть. Никуда не денется. Именно бессмысленность драки не оставляет в этом никаких сомнений. И все остальное пойдет не впрок этой семье. Приговор им вынесен непутевой дочкой (читай: библейской блудницей) главного героя, когда она, по сценарию, говорит про себя, а по сути - про живущую скотской жизнью семью сына Елены, к которой сама Елена теперь, хочешь - не хочешь, вынуждена будет присоединиться. Просто приговор этот вынесен не в конце, как привык доверчивый зритель. А так, собственно, никакой разницы.
P.S. Фильм хороший, и поэтому как раз все правильно сделали, что не стали выдвигать его на Оскар.