"Поэтому, если говорить не о миллионах и миллиардах, потраченных на съёмки блокбастеров, а на сущностную составляющую, то наше, русское, кино отличается подходами и зрителем. Людям хочется посмотреть, поговорить, сопоставить себя с героями. Возможно, выразить протест увиденным. Как-то проявить себя".
(из
интервью Андрея Звягинцева)
Вот о зрителях как раз я и хочу поговорить на примере реплик, услышанных мною во время и непосредственно после показа в Доме Кино (не в каком-нибудь провинциальном кинотеатре)
фильма "Елена" Андрея Звягинцева. И для этого мне придется раскрыть сюжет фильма. Скажу сразу, я ненавижу пересказывать сюжеты фильмов, но, слава богу, есть люди, которым это нравится. Например,
kat_koritzza. Вот
здесь можно прочитать довольно незамысловатый пересказ фильма "Елена" (предупреждаю, хоть пересказан только скелетик сюжета, и все "мясо" фильма как раз осталось за рамками этого пересказа, кому-то это может показаться спойлером).
Пожилые супруги Елена и Владимир, встретились поздно. Живут в шикарной квартире в центре Москвы. Он богатый, его дочь, живущая отдельно, всегда получала денег в достатке, но не внимание отца (от этого то выпивка, то наркотики). У Елены сын, бездельник и хам, живёт на пенсию матери на окраине Москвы с женой и двумя сыновьями(младшему нет года, а старший лентяй и шпана). Жизнь Елены и Владимира скучна, каждый день одно и то же. Елена ведёт хозяйство, во всём отчитывается перед Владимиром, выполняет все его поручения. Внуку Елены нужны деньги на взятку для поступления в институт, но супруг долго думает, а потом отказывает ей, т.к. считает, что этого лентяя лучше исправит армия. Пока думает, у него случается инфаркт в бассейне, его спасают. После инфаркта Владимир собирается писать завещание, по которому после его смерти Елена будет получать ежемесячную ренту, а всё остальное достанется его дочери. Срок для решения с институтом и армией подступает, денег на взятку нет, и Елена резко решает убить мужа, подсыпав к остальным лекарствам виагру. Владимир умирает, она забирает все деньги из сейфа. При разделе наследства говорит, что сейф был пуст. Всё имущество делят пополам с дочерью Владимира. Деньги из сейфа Елена отдаёт сыну для взятки, семья сына переезжает в квартиру Елены. В квартире сын ведёт себя так же хамски, как у себя дома. Но Елена на это закрывает глаза, она рада, что смогла помочь внуку со взяткой.
Итак, за мной (через пару рядов) сидит парочка, которая иногда отпускает реплики.
Сцена: Елена перед тем, как ехать к сыну, заходит в сберкассу получить пенсию.
Реплика мужчины сзади: - А нехеровая у нее пенсия!
Вообще-то кадр с деньгами быстро сменился, и я лишь успел заметить 5-тысячную купюру. Видимо, мой сосед сзади успел, в отличие от меня (лоха), дотошно подсчитать размер пенсии главной героини.
Сцена: главный герой Владимир (артист Андрей Смирнов) заходит в ванную.
Реплика мужчины сзади: - Это чо, Смирнов, что ли?!
К тому времени Смирнова уже показали со всех сторон, но, видимо, мужчина был занят чем-то более важным, чем просмотр фильма.
Сцена: Елена поправляет лифчик после оставшейся за кадром любовной сцены с Владимиром.
Реплика мужчины сзади: - А Смирнов-то молодееец!
Сцена: У Владимира случается инфаркт в бассейне.
Реплика мужчины сзади: - Я щас выйду минут на 15, ты смотри, чтоб мое место никто не занял.
Конечно, в зале аншлаг, все понятно, но прошло уже минут 50 с начала фильма все-таки.
Ладно. Мужчина, видимо, уходит.
Сцена: Елена отравила Владимира и собирается жечь наброски его завещания.
Реплика сзади (мужик, видимо, только что вернулся): - Ну чо, тут произошло что-нибудь, пока меня не было?
Она: - Да, он хотел завещание написать...
Он явно не понимает, о чем она. Еще бы, за время его отсутствия произошло практически все.
Она: - Я тебе потом расскажу...
Он: - А я с Ильдаром (имя помню приблизительно) встречался. Он на 15 минут подъехал.
Видимо, всю первую часть фильма он смс-ился с Эльдаром, договариваясь о встрече, поэтому и Смирнова заметил так поздно.
Вот зачем такие зрители ходят в кино?! А я вам скажу, потому что модно, статусно и пафосно. Им все равно, кто, что, - главное, на слуху. Можно будет в беседе с "братанами" при случае блеснуть:
- Я тут свою-то на днях вывел в Дом Кино на "Елену"... Слышал про такой фильм?
И тот, конечно, что-то слышал, и поэтому понимающе кивнет головой:
- Да, вот ты молодец-то, Вовчик. За всеми важными культурными событиями успеваешь следить. Ну чо, еще по одной?
Конечно, интересно было бы послушать его мнение о фильме, но, увы, нам в эту компанию вход заказан. Да и за такой вопрос можно ведь и огрести нехило... Поэтому, будем довольствоваться оценкой другой категории зрителей:
- После просмотра этого фильма, я поняла, почему наше кино загибается..., - говорила своему спутнику короткостриженная дама средних лет, видимо, завсегдатая (в хорошем смысле слова) Дома Кино. Я вообще-то шел в другую сторону, но фраза, конечно, не могла не зацепить меня за ухо, и я резко сменил траекторию движения. А кто бы отказался от такой интриги?!
- Потому что, - продолжала дамочка после МХАТовской паузы, - у нас все снимают точно как 40 лет назад... (снова МХАТовская пауза). Где 3D, спрашивается?!
Надо сказать, что реплика про 3D резко контрастировала с внешним видом самой дамочки, но на спутника ее, видимо, фраза произвела должный эффект.
Из всего этого могу сделать предположение, что зритель приходит в кино не для того, чтобы посмотреть фильм, а с какими-то своими, зачастую далекими от кино, целями. Это можно заметить и по тому, как некоторые зрители наряжются для похода в кино.
Прохожу мимо трех силиконовых кабылок, разодетых, как на
ярмарку миллионеров, и слышу:
- Ой, я так хочу на Russian Fashion Week попасть...
Ну, да, - думаю, - тебе там как раз самое место. А чего сюда-то пришла?! НА-ДО! О чем на фешн вике-то разговаривать?
- Была в Доме Кино на Звягинцеве...
- Прикооольно. Вот ты молодец, Нинка, везде успеваешь!
Ну, и, раз уж зашла тема, скажу и про обычных зрителей, про нас с вами. Наши чиновники от кино никак не могут понять, что наш зритель ХОЧЕТ смотреть наше кино. Он за него платить не хочет. А вот почему, - это, конечно, большой вопрос. Может, потому, что в Советское время привык платить по 10 копеек за билет, а, может, потому, что наше кино, в отличие от американского, например, он не воспринимает как энтертейнмент (английское слово здесь гораздо точнее, на мой взгляд, передает смысл, чем русское "развлечение"). Наше кино он, скорее, воспринимает, как тяжелый труд, за который ему еще и приплачивать должны. И порой не исключено, что
он в этом и прав даже. Поэтому, мне все-таки кажется, что финансировать надо не кинопроизводство (уже попробовали же - херня, как обычно, получилась), а зрителя. Т.е. воспитывать того самого благодарного зрителя, которого наше кино потеряло. И именно такой зритель, на мой взгляд, должен стать базой для возрождения нашего отечественного кинематографа.