Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию)

Oct 21, 2023 18:23


к оглавлению

<< Лекция 11, глава 4 >>Лекция 12, глава 2

Лекция 12

Девтерономическая История: Жизнь в Земле Обетованной (Иисус Навин и Судьи).

Глава 1. Второзаконие: Ключ к пониманию Пятикнижия.

В прошлый раз мы говорили о том, что во Второзаконии впервые в Библии встречается понятие об избрании Израиля Богом. Богоизбранность также означает то, что Израиль является святым народом. Как мы уже говорили раньше, быть святым, значит быть отделенным от всего обычного, профанного и посвященным для Бога. Таким образом, это отделение подразумевает отделение от чуждых народов и их практик, несовместимых с поклонением Богу. По этой причине во Второзаконии запрещены браки с хананеями, более того, указывается, что все они должны быть полностью истреблены. Все чуждые обычаи должны быть удалены из общины завета.

Учитывая, что во время написания Второзакония хананеев, скорее всего, уже не было, по мнению некоторых исследователей, эти тексты можно понимать как своего рода внутреннюю полемику против тех элементов израильского общества, чья практика не соответствовала продвигаемой во Второзаконии политике и идеалам «только Яхве».

Отделение подразумевает также отделение для служения Богу. Это означает, конечно, соблюдение Его законов, особенно законов чистоты, отказ от языческих обычаев и т.д. Таким образом, привилегия быть избранными  и святым народом для Бога влечет за собой обязательства и ответственность.



Вместе с тем Второзаконие выражает определенные опасения, связанные с этой идеей. Оно предупреждает о риске развития чувства превосходства и моральных опасностях, связанных с понятием избранности. Поэтому текст Второзакония многократно подчеркивает: Израиль не был избран из-за каких-то особых достоинств или заслуг. Моисей предостерегает израильтян от мысли, будто наследие земли Ханаанской стало результатом их собственных усилий, праведности или добродетели, которыми они обладали. На самом деле, он подчеркивает, что это не так. Израиль был избран Яхве в проявлении его спонтанной любви, и это избрание не подразумевает совершенства. Это был акт Божьей инициативы, и не должен стать поводом для гордости. Во Второзаконии 7, стихи 6-8 читаем:

ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов,
но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.

Поэтому Моисей предостерегает израильтян (Втор. 8:17):

чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие

или Втор. 9:4:

за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею

На самом деле, это произошло не из-за их особого достоинства, а из-за крайне высокой степени нечестия хананеев. Господь вынужден изгнать их из Своей земли, и теперь Он предоставляет вам этот шанс. Однако, подчеркивает он, этот шанс распространяется на вас так же, как и на них. Не подведите Его, или Он изгонит вас так же, как был вынужден изгнать хананеев. Эта тема пронизывает текст Второзакония. В следующих лекциях мы углубимся в то, насколько это важно и как эта идея влияет на общий ход событий.

Другая ключевая тема, поднимаемая в Книге Второзакония, - это провиденциальная любовь и забота, которая впервые упоминается в 8 главе. Божественная любовь и забота о Израиле находят выражение в различных метафорах, используемых в Библии. Пророк Осия, очевидно, тесно связанный с Книгой Второзакония, развивает образ родителя и ребенка, который встречается во Второзаконии 8. Таким образом, язык, о котором мы только что говорили, похож на язык любви и преданности между мужем и женой. Это отношение основано на добровольном выборе и нежности одного человека к другому, а не на том, что кто-то заслужил к себе такое отношение за счет своих особенных качество. Один человек любит другого и это создает между ними особую связь. Важно отметить, что эти образы не касаются других людей, они связаны исключительно с тем человеком, который оказался в центре внимания.

Таким образом, мы встречаем множество образов, связанных с любовью и браком, которые сравниваются с отношениями между Богом и Израилем. Помимо этого, мы также видим образы родителей и детей. Например, во Второзаконии 32:10 упоминается образ орла, который несет своих птенцов на своих крыльях.

Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,
так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.

Здесь обыгрывается мысль о том, что, обучая птенцов полету, орел выталкивает их из гнезда, проносится под ними, подбрасывает их немного, и делает это снова и снова, пока они не поймут, что к чему. Так и Бог неоднократно испытывает и исправляет израильтян, пока они не будут готовы к вступлению в Землю Обетованную.

Поэтому содержание Второзакония - прощальные речи, смерть и погребение Моисея - является достойным завершением повествования Пятикнижия. Но в то же время Второзаконие не завершает это повествование, поскольку в конце Второзакония обетования все еще не исполнены. Народ все еще находится за пределами Земли Обетованной. Некоторые полагают, что это сделано вполне целенаправленно. Это указывает на дату окончательного создания произведения, а именно на то, что когда оно подвергалось окончательной редакции, его авторы находились в Плену и писали для народа, живущего в Плену в Вавилоне. Автор Второзакония хочет дать понять, что для него важна именно верность Торе, а не проживание на Земле Обетованной. В любом случае Второзаконие - это не просто заключительная книга Пятикнижия, или конец истории, начавшейся в книге Бытия; это еще и первая часть гораздо более крупного и длинного литературного произведения, о котором я уже говорила в прошлый раз, произведения, продолжающегося от Второзакония до конца 4 Царств. Сегодня мы рассмотрим программу и работу так называемой девтерономической школы.

Previous post Next post
Up