Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию)

Oct 15, 2023 23:15


к оглавлению

<< Лекция 11, глава 3 >>Лекция 12, глава 1

Лекция 11

На подступах к Моаву: Второзаконие.

Глава 4. Основные темы Второзакония.



Итак, прежде чем завершить изучение Пятикнижия, давайте выделим несколько основных тем Второзакония. Прежде всего, как я уже говорила, централизация культа: это ключевая тема книги Второзакония, которая имела очень важные последствия. Она приблизила иудейскую религию к монотеизму, поскольку настаивала на поклонении одному богу в его центральном святилище. Жертвоприношения совершались только во время паломничества в Иерусалим, что означало, что забой животных на мясо в сельской местности перестал иметь сакральную составляющую. Теперь это обычный, рядовой, профанный забой скота. Есть свидетельства того, что до этой реформы так не было, то есть если вы хотели убить животное на мясо, то должны были устроить что-то вроде импровизированного алтаря в поле, вылить кровь и посвятить ее Богу и так далее. Конечно, кровь можно было сливать и после реформы, но раньше в этом присутствовал более сакральный элемент. В результате появилось множество сельских левитов, которые раньше служили в местных святилищах, а теперь оказались не у дел. Этим, вероятно, объясняется тот факт, что Второзаконие предусматривает особые условия для левитов, формируя, своего рода законодательство о социальном обеспечении. Многие левиты вынуждены были отправиться в Иерусалим, и между иерусалимскими священниками и новым классом левитов возникнет настоящая напряженность; мы увидим, как эта напряженность будет проявляться в некоторых других текстах.

Итак, происходит централизация культа, и это имеет определенные социальные последствия. Кроме того, Бог начинает становиться более отдаленным, абстрактным. Это заметно по тому, как Второзаконие и книги, связанные с ним - те, что последуют далее, - постоянно ссылаются на святилище как на место, где Яхве избрал пребывать своему имени. О самом Боге не говорится, что он обитает в храме, и храм не описывается как дом Божий. Храм всегда является местом обитания Его имени. Вайнфельд утверждает, что это сделано для того, чтобы побороть древнее популярное мнение о том, что Бог действительно обитает в святилище. Точно так же, чтобы искоренить идею, которая подразумевается в более ранних источниках, что Бог восседает на херувимах, охраняющих его ковчег, Второзаконие подчеркивает, что функция ковчега заключается исключительно в хранении скрижалей завета. Крышка ковчега не упоминается, херувимы не упоминаются. У нас нет образа престола с ковчегом в качестве подножия Бога. Бог становится более абстрактным.

Абстрактизация проявляется и в переходе от зрительных к слуховым образам при описании самопроявлений Бога, или теофании. Во Второзаконии Бога слышно, но не видно. Это сильно отличается от более ранних текстов, где мы видим некое подобие огня, заключенного в облака, и т.д. Таким образом, святилище понимается как дом поклонения, в равной степени как культовый центр, в котором израильтяне и иноверцы могут возносить молитвы Богу, обитающему на небесах. То есть Он находится на небе, а храм -  это только место поклонения. Это не значит, что жертвоприношение упразднено или не важно для Второзакония - конечно нет. Всё это является неотъемлемой частью служения Богу для Второзакония. Но Второзаконие в меньшей степени интересуется культовыми вопросами, и в любом случае, когда оно обращается к жертвоприношениям, то фокусируется на другом аспекте этих жертвоприношений. Жертвы, о которых идет речь, состоят в основном из приношений, которые съедаются жертвователем в святилище или же каким-то образом делятся с бесправными членами общества: левитом, пришельцем, сиротой, вдовой. Таким образом, подчеркивая обязанность разделить жертвенную трапезу с обездоленными членами общества, Второзаконие почти создает впечатление, что основная цель жертвоприношения - гуманитарная или, по крайней мере, личная: исполнение религиозного долга, выражение благодарности Богу и т.д. Именно эти аспекты жертвоприношений подчеркиваются во Второзаконии.

Второзаконие также подчеркивает социальную справедливость, личную этику и ответственность перед ближним. Праведность Бога, проявляемая им самим в отношении слабых и угнетенных, является образцом для праведного поведения Израиля. Бог помогает сироте, вдове и пришельцу, и это является основой для предписания Израилю помогать им. Это основа гуманизма, который, похоже, пронизывает все законы Второзакония с 12 по 26.

Еще одной темой Второзакония является то, что каждое новое поколение израильтян должно осознавать себя связанным с Богом в первоначальном завете. Так, во Второзаконии 5:2-3 говорится:

Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы.

Это интересно, потому что как мы помним, поколение, которое видело Исход и Синай, уже давно умерло. Так что уже их дети говорят: это были мы, каждый из нас, кто здесь сегодня. Таким образом, каждое поколение Израиля должно воспринимать себя стоящим у священной горы, чтобы заключить завет с Богом, и этот решающий момент должен быть постоянно актуальным. Этому процессу способствует обязанность учиться, изучать законы, читать их ежедневно, учить им своих детей: таковы предписания, содержащиеся во Второзаконии.

Более того, Второзаконие 31 провозглашает, что каждый седьмой год Тора должна читаться публично, целиком. И Вайнфельд утверждает, что если во многих древнеближневосточных культурах царю предписывалось писать и читать законы для себя, то только в Израиле закон является руководством как для царя, так и для народа. Он должен провозглашаться и читаться вслух народу регулярно, каждые семь лет.

Еще одной темой Второзакония является акцент на любви. Вайнфельд отмечает, что в ассирийских договорах подчеркивается любовь вассала к сюзерену, но никогда нет ответной любви сюзерена к вассалу. Второзаконие отличается в этом отношении. Оно подчеркивает милостивую и незаслуженную любовь Бога к Израилю, которая выражается в Его великих деяниях в отношении Израиля. Второзаконие ясно показывает, что великая любовь Бога должна пробудить ответную любовь Израиля к Богу. В данном случае любовь к Богу означает верность. Однако любовь и верность - лишь абстракции без какого-либо средства их выражения, а средством их выражения является Божья Тора, совокупность Божьих учений, наставлений, законов и указаний, которые должны обеспечить долгую жизнь и процветание на земле.

Эта идея содержится в очень важном отрывке, который называется «Шма». Это отрывок, является центральным выражением Божьей любви в Израиле. Он был выделен в качестве важнейшей части еврейской литургии на очень раннем этапе, и продолжает оставаться таковым по сей день. Название свое он получил по первому слову отрывка. Мы находим его во Второзаконии 6, начиная с 4-го стиха. Первое слово там - «услышь» - «Шма».

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем;
и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая;
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Итак, любовь и верность Богу - это основа Торы, а Тора - это исполнение этой любви и верности, воплощенная в ее изучении, соблюдении, обучении ей и ее передаче.

Еще одна ключевая идея, встречающаяся во Второзаконии, - это идея Израиля как избранного народа. Здесь мы встречаем ее впервые. Термин, который используется для выражение особенности Израиля и его уникальных отношений с Богом - «бахар», который можно перевести как  «избирать» или «выбирать».  Яхве избрал Израиль в акте свободно дарованной благодати и любви, чтобы Израиль стал его особой собственностью. Второзаконие 10:14-15:

Вот, у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней;
но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь.

Возможно, эта идея уходит корнями в сферу древнеближневосточной политичесой жизни, в которой государи выделяли вассалов в особую собственность.

Но помимо понимания того, что Израиль является особой собственностью Бога, Второзаконие также содержит и заявления дающие повод для национальной гордости, национального возвеличивания. Этим оно крайне отличается от Священнического кодекса, в которым святость изображается как будущая цель, достигаемая через соблюдение Божьей Торы - «вы будете святы для меня, если будете делать то и то», - Второзаконие же говорит об Израиле как об уже сейчас святом народе, который, следовательно, связан соблюдением Божьей Торы в силу своей святости: «Вы для меня народ святой, поэтому вы должны делать то и то». Иными словами для авторов Священнического кодекса, святость - это цель, которая должна быть достигнута через послушание Божьей Торе, в то время как для Второзакония святость - это статус, который можно потерять в результате непослушания Божьей Торе.

Previous post Next post
Up