Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию)

Oct 14, 2023 21:15


к оглавлению

<< Лекция 11, глава 2 >>Лекция 11, глава 4

Лекция 11

На подступах к Моаву: Второзаконие.

Глава 3. Законы, обновленные и пересмотренные в соответствии с новыми идеями.

Вайнфельд утверждает, что Второзаконие зависит от предыдущих традиций Пятикнижия, но в то же время оно пересматривает и реформирует их в соответствии с новыми идеями: новым представлением о централизованном культовом поклонении и, во-вторых, духом гуманизма. Именно эти две руководящие идеи, по его мнению, определяют пересмотр уже существовавшего материала. В частности, он утверждает, что Второзаконие зависит от источника Е, который, по мнению некоторых исследователей, довольно трудно выделить или найти в библейском тексте. Но в источнике Е Синай именуется Хоривом, и во Второзаконии Синай - это тоже Хорив. Автор Второзакония ограничивает откровение на Синае Декалогом и, по-видимому, утверждает, что полный закон был дан Моисею для израильтян на равнинах Моава. По мнению Вайнфельда, это означает, что Второзаконие с его изменениями должно было рассматриваться в качестве замены и обновления старой Книги Завета, а не ее дополнения. В современной Библии обе текстуальные традиции соседствуют друг с другом, но я думаю, что те, кто создавал Второзаконие, воспринимали его именно как замену и обновление законов Книги Завета.



По большей части Второзаконие не содержит большого количества гражданских законов. В нем, как правило, сосредоточены морально-религиозные предписания - своего рода аподиктический закон Израиля, - а те немногие гражданские законы, которые в нем содержатся, как правило, переработаны в соответствии с гуманизмом Второзакония. Так, например, законы о десятине, законы об освобождении от долгов на седьмой год, правила об освобождении рабов, правила о трех праздниках - все это древние законы; они встречаются в Исходе, но во Второзаконии они появляются с изменениями касающимися вещей, которые волнуют авторов Второзакония. Так во Второзаконии израильский долговой раб выходит из своего рабства, получив щедрые подарки от хозяев. Этого нет в Исходе. Или другой пример: Второзаконие расширяет запрет Кодекса Завета на причинение вреда пришельцу, проживающему в стране. Во Второзаконии израильтяне должны не просто воздерживаться от причинения вреда, но и любить пришельца. Дело доходит до предоставления конкретных юридических льгот, питания и т.д. для пришельца.

Таким образом, если отношение источника D к некоторым законам Кодекса Завета часто - не всегда, но часто - является пересмотром, то отношения между источником D и законами Священнического кодекса охарактеризовать сложнее. Жреческий кодекс, по-видимому, представляет собой столь же ранний свод законов, только вышедший из совсем другого круга и пытавшийся решить другие вопросы. В нем, как правило, рассматриваются сакральные темы, а если рассматриваются другие темы, то в свете их сакрального значения. Как и D, P часто обновляет и пересматривает законы Кодекса Завета. Это видно из того, что в священническом источнике полностью отменяется долговое рабство израильтян и устанавливается, что рабы должны приобретаться только у народов, окружающих Израиль: ни один израильтянин не может поработить другого израильтянина. Тем не менее Вайнфельд утверждает, что иногда Второзаконие содержит законы, которые встречаются и в P, но представляет их в более рациональной или десакрализованной манере. Так например, трактовка жертвоприношения во Второзаконии, как мы увидим через некоторое время, будет отличаться, например, от трактовки в Священническом кодексе. У них разные задачи и разные цели в изложении этого материала.

В любом случае, многие ученые, анализируя эти тексты, пришли к выводу, что школа Второзакония обновляла и пересматривала более ранние законы, особенно законы Кодекса Завета, но иногда и более древнего юридического слоя Священнического кодекса; и делала это в соответствии с обстоятельствами VIII-VI веков. Таким образом, Второзаконие служит примером явления, которое происходит в несколько критических моментов истории Израиля, а именно модификации и переписывания прежних законов и традиций в свете новых обстоятельств и идей. Таким образом, Второзаконие само по себе является неявным свидетельством процесса интерпретации. Понятие священного канона, примером которого служат библейские тексты, допускает непрерывное развертывание и развитие священной традиции. И эта идея, как мне кажется, сильно отличается от современных представлений о природе священных канонов. Я думаю, у многих людей сложилось представление, что священный канон означает, что текст является фиксированным, и его авторитет, как раз и основывается на том, что он неизменен. Но библейский и, в любом случае, древний взгляд на священный канон совсем не такой. Тексты, представляющие священное откровение, изменялись, пересматривались, перефразировались, обновлялись и интерпретировались в процессе передачи и сохранения. Именно потому, что текст или традиция были священными и авторитетными, важно было, чтобы они адаптировались и отвечали новым обстоятельствам, иначе они казались бы неактуальными. Иными словами, это совсем не то представление о том, что значит быть каноническим и священным, которое, сложилось людей нашего времени.

Так какие же особые обстоятельства и проблемы лежат в основе пересмотра традиции во Второзаконии? Одно из главных изменений - это акцент на поклонении в едином, центральном святилище. Для религиозной практики Израиля это станет переворотом. Согласно Второзаконию, центральное святилище будет расположено в месте, которое выберет сам Бог, или как еще сказано «где будет пребывать Его имя». Иерусалим никогда прямо не упоминается в качестве места, о котором идет речь, но, согласно другим библейским текстам, Иерусалим впоследствии действительно будет выполнять эту функцию.

В религиозной программе Второзакония есть поразительное сходство с крупными религиозными реформами, которые были проведены в VIII веке царем Езекией, но еще больше - в VII веке царем Иосией, около 622 года. Об этой реформе рассказывается в 4 книге Царств 22. На эту реформу уже давно обратили внимание ученые, что дало основание датировать основные материалы Второзакония, относя их к концу седьмого века. Согласно рассказу из 4 Царств, во время ремонта храма при царе Иосии был найден свиток Торы. Когда его прочитали, царь был огорчен тем, что его требования не соблюдались. Как я уже говорила выражение «свиток Торы», не встречается в Бытии и Числах но встречается во Второзаконии 17. Далее Иосия собирает народ, публично зачитывает свиток, народ соглашается с его условиями, и тогда начинаются реформы. Он очищает храм от сосудов, сделанных для Ваала и Ашеры, которые находились в храме Яхве. Он удаляет из культа все инородные элементы, запрещает приносить жертвы Яхве где бы то ни было, кроме центрального святилища. Разрушает все «высоты» - здесь имеются в виду местные святилища, которые были разбросаны по сельской местности, где местные священники и левиты могли приносить жертвы за людей - ритуальные святилища и столбы, используемые в поклонении Яхве: в источниках J и E они считаются вполне легитимными. Патриархи постоянно занимаются подобными вещами: строят алтари по всей земле. Но именно во Второзаконии содержатся заповеди о том, что поклонение другим богам должно быть полностью запрещено, а также отменяется поклонение Яхве на «высотах». Таким образом, это еще раз свидетельствует о том, что Иосия нашел для своих реформ нечто подобное Книге Второзакония: именно во Второзаконии содержатся запреты, касающиеся высот и т.д.

После этих реформ, как сообщается, была отпразднована Пасха. Она праздновалась не как семейный праздник в отдельных домах, а как национальный праздник паломничества, отмечаемый всеми в Иерусалиме. Именно так описывается ее празднование в Книге Второзакония. В других книгах Библии он описывается как семейный праздник в отдельных домах. Таким образом, мы имеем еще одно основание для вывода о том, что свиток Закона, найденный Иосией и послуживший руководством для его реформ, был чем-то вроде правового ядра Второзакония. Сейчас ученые считают, что это правовое ядро было создано в Северном царстве, которое пало в 722 году. Вероятно, оно было создано там в VIII веке, и это подтверждается тем, что Второзаконие имеет сходство с писаниями некоторых пророков Северного царства VIII века, которых мы будем рассматривать позже, например, пророка Осии. Оно также имеет сходство с источником E, который также связан с Северным царством. В девятом и восьмом веках Северное царство было местом борьбы с поклонением Ваалу. В это время там жили такие пророки как Илия и Елисей, известные своим фанатизмом и бескомпромиссным яхвизмом.

По мнению некоторых ученых в IX-VIII вв. на севере происходило формирование партии, поддерживающей только Яхве, которая вела активную борьбу с поклонением Ваалу. Вероятно традиции, связанные с исключительным почитанием Яхве, были принесены на юг после падения Северного царства в 722 г.  и наплыва в царство Иуды беженцев с севера. Некоторые священные тексты северян были помещены в Храм, а затем, примерно через столетие, во времена Иосии, когда Храм перестраивался,  были найдены. Возможно, эти тексты были затем переработан в более крупный свиток, снабжены Моисеевыми введениями и т.д., и все это способствовало реформе Иосии.

Централизацию культа необходимо понимать и с учетом более широкого политического контекста конца VII века. Над Иудеей нависла ассирийская угроза. Следует помнить, что Северное царство уже было полностью уничтожено: десять колен изгнаны, депортированы и, по сути, потеряны. Южному царству удалось избежать уничтожения, но только ценой превращения в вассала Ассирии и выплаты большой дани. И, конечно же, в результате этого в Иудее было сильно ассирийское культурное и религиозное влияние. Поэтому 4 Царств говорит нам о том, что прямо в Храм были внесены иноземные формы поклонения. Реформы Иосии некоторые интерпретируют как попытку утвердить политическую, культурную и религиозную автономию Иудеи. Нерегулируемое поклонение по всей стране больше могло быть приемлемым; народ должен был объединиться вокруг центрального, стандартизированного культа Яхве, очищенного от любого ассирийского или другого иностранного влияния. Это считалось необходимым для того, чтобы противостоять ассирийской угрозе и выжить. Именно в этом контексте мы можем рассматривать очень сильные параллели, существующие между Книгой Второзакония и некоторыми ассирийскими договорами, относящимися к седьмому веку.

Мы уже говорили о хеттских вассальных договорах как о модели для израильского завета, когда обсуждали Исход. Но Второзаконие явно зависит от другой модели, а именно от вассального договора с Ассирией. Лучшим примером таких договоров являются договоры ассирийского царя Асархаддона который правил Ассирией в седьмом веке, примерно до 669 года. Эти договоры были обнаружены около 50 лет назад, и Моше Вайнфельд - один из тех, кто проделал огромную работу по их изучению. Он подробно доказывает, что Второзаконие перерабатывает хеттскую модель второго тысячелетия в соответствии с теми схемами заключения договоров, которые прослеживаются в вассальных договорах Асархаддона первого тысячелетия. В частности мы видим, в этих ассирийских договорах история используется в качестве мотивационного инструмента, а законы подкрепляются проклятиями; причем, если сопоставить некоторые проклятия в договорах Асархаддона с проклятиями во Второзаконии, то можно обнаружить удивительные соответствия. Правда, Второзаконие также включает и благословения, чего не встречалось в ассирийских договорах. Вайнфельд отмечает, что ассирийские договоры - это скорее клятвы верности, навязанные вассалам, а не настоящие договоры. Второзаконие - это тоже своего рода клятва верности, за исключением того, что люди клянутся в своей верности богу, а не человеческому царю. Второзаконие содержит призывы «любить Господа Бога вашего», «идти за Богом», «бояться Бога», «слушать голос Бога»: все это типично для клятв верности, и имеет параллели ассирийским договорам, где вассал должен любить сюзерена, слушать голос сюзерена. Ассирийские договоры также предостерегают от пророков и толкователей снов, которые будут пытаться разжигать смуту. Как мы помним, во Второзаконии 13 есть нечто похожее: предупреждение против лжепророков, которые будут пытаться разжигать смуту и склонять народ к поклонению другим богам. Некоторые ученые называют Второзаконие своего рода контрдоговором, подрывным документом, который пытается переключить лояльность народа с ассирийского владыки на Бога, истинного суверена, и выполняет роль программного документа национального движения.

Второзаконие отличается от других книг Торы стилем, терминологией, мировоззрением и теологическими посылками. Как серия публичных выступлений, оно принимает в высшей степени риторический тон и очень возвышенный, иногда искусственный стиль. Моисей постоянно обращается к слушателям в очень личном стиле, широко используя местоимения «ты» и «вы». При этом встречаются всевозможные фразы-увещевания,: делай это всем сердцем и душой, делай это, чтобы тебе было хорошо. Земля Обетованная описывается как земля, где течет молоко и мед, которая будет дана народу если только «вы будете слушаться голоса Яхве, Бога вашего».

Previous post Next post
Up