Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию)

Sep 14, 2023 22:43


к оглавлению

<<Лекция 11, глава 1   >>Лекция 11, глава 3

Лекция 11

На подступах к Моаву: Второзаконие.

Глава 2. Базовая структура Второзакония.

На основную структуру Второзакония мы можем взглянуть с нескольких сторон. Можно сделать своего рода литературное деление по речам. Книга начинается с первой, вводной речи, которая содержится в первых четырех главах, до 4:43. Здесь есть вступление, в котором указывается место, где находятся израильтяне, а также первая проповедь Моисея. В этой проповеди Моисей дает исторический обзор, цель которого - дидактическая; он хочет, чтобы израильтяне чему-то научились, что-то поняли из этого обзора их истории от Синая до дней, когда эта речь произносится. Делая этот обзор, он пересказывает историю, о которой мы только что читали в предыдущих книгах, мы видим как он специально подбирает события, и описывает их таким образом, чтобы подчеркнуть, что Бог надежен и верен в исполнении обетования завета. Моисей делает это для того, чтобы призвать израильтян выполнять свою часть завета, повинуясь Божьим законам.



Вторая речь длится с 4:44 по 28:6. Она также содержит некоторый исторический обзор, вновь пересказывая повествование более ранних книг Торы. Здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как внутреннее библейское толкование, когда какая-то часть Библии рассматривает другие ее части, интерпретируя и представляя этот материал в определенном свете. Затем идет центральная часть, в которой с 12 по 26 главу излагаются законы. Эти законы являются во многом повторением большей части того заветного законодательства, с которым мы уже сталкивались. Считается, что эта центральная часть, содержащая законы, является самым ранним ядром книги. Мы вернемся к этому вопросу и поговорим о нем в ближайшее время.

Греческое название этой книги - Второзаконие, deutero nomos -  "второй закон", «повторение закона», обусловлено тем, что основная часть книги содержит ядро юридическое характера. В главе 27 мы имеем описание церемонии обновления завета. Она должна будет произойти на горе близ Сихема после того, как израильтяне перейдут Иордан. Из Древней Греции мы знаем, что в древнем мире поселенцы, которые колонизировали какое-либо место, особенно если они делали это по божественному вдохновению или повелению, совершали определенные церемонии, которые сопровождались благословениями и проклятиями. Как правило в таких случаях на каменных столбах записывали законы, воздвигали жертвенник для жертвоприношений, и провозглашали благословения и проклятия для тех, кто подчиняется и не подчиняется. Всё это очень похоже на то, что происходит в главе 27.

В главе 28 перечисляются материальные блага, которые получит Израиль, если будет верен Божьему закону, и наказания, если ослушается, - некоторые из них очень креативны. Важная роль взгляда Второзакония на историю заключается в том, что в нем судьба Израиля считается полностью зависящей от его послушания завету. Это та тема, которая еще не раз будет занимать нас в будущем. Третья речь Моисея содержится в гл. 29 и 30. В ней подчеркивается, что ответственность за несчастья лежит на народе Израиля, на всем обществе. Моисей перечисляет дополнительные беды и страдания, которые постигнут Израиль, если он согрешит. Однако он подчеркивает, что выбор остается за Израилем: Бог ясно изложил все свои требования, и следуя им Израиль вполне может достичь жизни и процветания. Ему нужно только принять решение следовать Божьим повелениям. Все это изложено в речи в 30-й главе. Я прочту с 11-го по 20-й стихи:

Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?
но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.
Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
[Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,] которые я заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его; и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею

Обратите внимание на характерный для Второзакония язык. До сих пор мы не встречались с подобным стилем повествования, но именно он часто приходит на ум, когда речь заходит о библейском языке. Начало ему было дано здесь, во Второзаконии.

если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,
то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.
Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Так что все уже дано. Осталось только решить, принимать это или нет. Последний раздел книги, главы с 31 по 34, представляет собой некий набор приложений. В 32-й главе содержится древняя поэзия, которую ученые называют "Песнью Моисея". В главе 33 записаны благословения Моисея, а в главе 34 - история смерти Моисея.

Уже много веков назад исследователи Библии обратили внимание на то, что Второзаконие открывается стихом: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне». Очевидно эти слова были написаны тем, кто кто уже перешел Иордан, и, находясь в Обетованной Земле, рассказывает о том, как Моисей обратился к народу, еще до того, как они перешли реку. Так как Моисей не вошел в Землю Обетованную можно предположить, что эти строки не могли быть написаны Моисеем. Точно так же и последняя глава, описывающая смерть и погребение Моисея, очевидно, была написана не им. Таким образом, как мы увидим, эти и многие другие особенности текста указывают на то, что Второзаконие было написано спустя много веков после того времени, когда жил Моисей, если мы в принципе допускаем, что он был историческим персонажем.

В результате тщательного анализа такие ученые, как Моше Вайнфельд, Бернард Левинсон и многие другие, пришли к выводу, что первоначальное ядро Второзакония появилось в восьмом веке. Вероятно, это был свиток законов, который традиционно называется Книга или Свиток Торы, по крайней мере Второзаконие называет себя именно так во Второзаконии 17:19-20. Изначально это было что-то примерно эквивалентное главам с 12 по 26; возможно, там было небольшое вступление, небольшое заключение. Но в конце концов эти законы были оформлены в виде речи Моисея: возможно, главы с 5 по 11 и, возможно, 28. Итак, вероятно всё это произошло в восьмом или седьмом веке. А затем в какой-то более поздний момент произошло несколько событий, в результате которых Второзаконие и приняло свой современный вид.

Сперва к основному тексту Второзакония, в качестве введения и исторического обзора были добавлены главы с 1 по 4. Далее в качестве заключения и своего рода приложения к основной части книги были добавлены главы 31 и 34. Как вы помните в 586 году до н.э. Иерусалим был разрушен и евреи оказались в вавилонском Плену. Чтобы отразить опыт Плена часть законов была обновлена и расширена. После чего сама книга Второзакония была присоединена к первым четырем книгам того, что мы теперь называем Пятикнижием (Бытие - Числа), так что она стала своего рода их заключением. Именно в это время название Тора (Закон) было перенесено с закона содержащегося в книге Второзакония на весь сборник из  пяти книг и таким образом, будучи примененным к книгам от Бытия до Второзакония приобрело значение Божьего наставления и откровения в целом. И, наконец, во время Плена и вплоть до конца шестого века, Второзаконие было включено в большую повествовательную историю, которая идет от Иисуса Навина до Судей, и четырех книг Царств и представляет из себя единое целое. Таким образом Второзаконие в некотором роде служит введением в этот материал: завершением предыдущих четырех книг, и введением в длинную повествовательную историю, которая будет продолжаться до конца 4 Царств. Сейчас ведется много споров относительно точного времени этих событий и процесса, в ходе которого этот материал рос и расширялся, но в послепленный период в какой-то момент все эти книги, от Бытия до 4 Царств были объединены в один сборник.

Второзаконие является некоторым образом парадоксальным завершением повествования содержащегося в первых четырех книгах Пятикнижия поскольку в нем нет ожидаемой кульминации повествования. Читатель ожидает, что история закончится вступлением израильтян в Землю Обетованную под руководством Моисея, но этого не происходит. Некоторые ученые предполагают, что тот факт, что в конце Второзакония израилитяне так и не вошли в Землю Обетованную  мог отражать исторический опыт Плена, который ставил под сомнение саму идею владения Израильским народом землей как главного условия сохранения завета. То есть с точки зрения евреев периода Плена, тот факт, что Второзаконие «не пускает» народ Израиля в Обетованную Землю выглядит даже ожидаемо.

Сложный процесс формирования Второзакония подчеркивает, что современные представления об авторстве не могут быть применены к библейским текстам. Мы думаем об авторе, как об отдельном человеке, который создает текст в определенное время, но в древнем мире тексты, особенно важные для всего народа или общины, появлялись не так. Как отмечает Вайнфельд, библейские авторы были теми, кого мы называем собирателями, составителями, переработчиками, редакторами и интерпретаторами древней традиции. Древние тексты, как правило, создавались многими людьми на протяжении долгих веков, и в течение этого времени происходила их модификация и реконтекстуализация, часто по нескольку раз. Поэтому тех, кто передает и развивает текст таким образом, мы называем школой, но опять же нужно понимать, что мы используем этот термин в относительно неформальном смысле. Например, когда мы говорим о школе Второзакония или Девтерономической школе, мы имеем в виду тот факт, что у нас есть набор текстов, которые, по-видимому, созданы с определенных идеологических позиций, при том, что разные тексты созданные в рамках одной школы могли появляться на свет в очень разные периоды времени. Когда мы говорим о разных школах не нужно думать, что мы сперва узнали, что в древности была такая-то школа, потом взяли какой-то текст и пришли к выводу, что этот текст скорее всего и был создан этой школой. Все наоборот. У нас есть текст, и его особенности указывают нам на некую давнюю традицию книжности, которая сохранила и передала этот текст именно таким образом. Например в случае со Священнической школой: мы говорим о материалах описывающих священнодействия и имеющих явные свидетельства того, что они были созданы в VIII, VII, VI и V веках, из чего мы заключаем, что  должна была существовать некая последовательность книжников, которые бы сохраняли, передавали и развивали эти традиции. Их мы и называем школой священников.

Правовое ядро Второзакония - это главы с 5 по 26, где глава 5 содержит, прежде всего, несколько расширенную версию Десяти заповедей, а затем следуют другие законы в главах с 12 по 26, которые напоминают правовой материал, содержащийся в Исходе - собрание материалов, которое мы назвали Кодексом Завета. Кроме того, они, по-видимому, имеют некоторое отношение к законам в Левите и Числах. Но вопрос в том, какова связь между различными версиями этого правового материала? Некоторые из этих законов довольно похожи друг на друга, а другие - нет. Так являются ли правовые традиции Второзакония прямым ответом на законы Исхода и Чисел или их модификацией, или же их лучше понимать как разные, независимые формулировки общей правовой традиции?

Previous post Next post
Up