Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию)

Aug 28, 2023 21:27


к оглавлению

<<Лекция 10, глава 5   >>Лекция 11, глава 2

Лекция 11

На подступах к Моаву: Второзаконие.

Глава 1. Моисей как Парадигматический вождь библейского предания.

Возможно, вы слышали, что постбиблейская традиция называет Моисея первым и величайшим законоучителем древнего Израиля. Это естественно, ведь в Библии Моисей изображен как тот, кто получил закон от Бога и передал его израильтянам. Но очевидно, что Моисей не является автором или составителем законодательной традиции, содержащейся в Библии. Часть библейских законов восходит к гораздо более древним ближневосточным законодательным памятникам и являются частью древнеближневосточной правовой традиции. В целом же библейские законодательные тексты явно относятся к гораздо более позднему периоду, однако они были ретроспективно отнесены ко времени Моисея. Но, тем не менее, Моисей является центральной фигурой библейского повествования, начиная с Исхода и заканчивая Числами и Второзаконием. И именно он будет служить парадигмой для последующих лидеров Израиля.



Согласно библейскому представлению, никто не может взглянуть на лицо Бога и остаться в живых, но Моисей, который говорил с Богом "устами к устам", как сказано в тексте, был исключением из этого правила. Почему же ему не было позволено увидеть исполнение своих трудов? Почему ему не было позволено войти в Землю Обетованную? Этот вопрос мучил древний Израиль, и Библия содержит попытку традиции объяснить эту великую тайну, или трагедию. Когда Моисей спрашивает у Бога, можно ли ему войти в землю (Втор. 3:25), - Бог отказывает ему, и объясняет причину этого во Втор. 32:49-52:

взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым;
и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему,
за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых;
пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.

Что же произошло в Мериват-Кадеше, что так разгневало Бога? Эту историю можно прочитать в книге Числа 20, там описывается этот инцидент. Но ответ все равно не совсем ясен, непонятно, что такого плохого сделал Моисей, чтобы заслужить такое наказание. Возможно, дело в том, что Моисей не выполнил до конца указания Бога, когда добывал воду для израильтян. Но создается впечатление, что история в Числах 20 и последующее утверждение Второзакония о том, что именно эта история вызвала неодобрение Моисея Богом - это попытка объяснить, вероятно, какое-то давнее придание о великом вожде, который умер на восточном берегу реки. Для того чтобы это произошло, чтобы эта смерть случилась, по мнению авторов, он должен был согрешить чтобы за этим последовало наказание.

После пронзительной сцены, в которой Бог показывает Моисею Землю Обетованную со смотровой площадки на восточном берегу реки Иордан, во Второзаконии 34 мы читаем о смерти Моисея:

В тот же день Бог сказал Моисею. "Взойди на эту гору Аварим, на вершину Нево, в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю Израилю в удел". ...И поднялся Моисей с равнин Моава на гору Нево, на вершину Фасги, напротив Иерихона. И показал ему Бог всю землю, от Галаада до Дана [что на севере], и весь Неффалим, и землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иуды [на юге] до Средиземного моря, и Негев [южную пустыню], и равнину долины Иерихонской, город пальм, до Зоара [конец Мертвого моря]. ...И умер там Моисей, раб Божий, в земле Моавитской, как сказал Бог, и похоронили его в долине, в земле Моавитской... Но никто не знает места погребения его до сего дня. И плакал народ Израильский о Моисее на равнине Моавитской тридцать дней... И не было более в Израиле такого пророка, как Моисей, которого Бог знал лицом к лицу, и не было подобного ему по всем знамениям и чудесам, которые Господь послал его совершить в земле Египетской, над фараоном, над его семейством и над всею землею его; не было подобного ему по всей могучей силе и по всем великим и страшным делам, которые совершил Моисей пред лицом всего Израиля". [перевод Хейс].

В Библии нет другого человека, который заслужил бы такую похвалу. Библейского писателя обычно не спешат говорить о каком-либо человеке в столь восторженных выражениях.

Как я уже упоминала, Моисей становится парадигматическим лидером в библейской традиции. И сила Моисея как парадигматического лидера Израиля проявляется в самом первом его преемнике - Иисусе Навине. Второзаконие завершается передачей власти от Моисея к Иисусу Навину. Так, во Второзаконии 34:9 мы читаем:

И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.

И по некоторым признакам Иисус Навин оказывается своего рода копией Моисея. Моисей переходит через Тростниковое море, воды встают стеной, и сыны Израилевы переходят по суше. В случае с Иисусом Навином мы увидим, что он переходит через реку Иордан в Землю Обетованную, воды встают стеной, народ Израиля переходит по суше (Иисусе Навин 3:13).

После перехода израильтяне празднуют Пасху, что как бы отражает события Исхода под предводительством Моисея, когда была совершена первая Пасха. Моисею было видение Бога у горящего куста. Ему было велено снять обувь, потому что он находился на святой земле. Иисус Навин также получит свою теофанию после перехода через Иордан. Он увидит человека с обнаженным мечом, который представится начальником воинства Господня, и скажет ему, чтобы тот снял обувь, потому что Иисус находится на святой земле. Моисей - посредник в заключении завета между Богом и Израилем на Синае. Иисус Навин будет посредником в обновлении завета в месте под названием Сихем. Моисей посылает разведчиков, чтобы разведать землю; Иисус Навин также пошлет разведчиков, чтобы разведать землю. Моисей во время битвы протягивает жезл, чтобы Израиль одержал победу над врагами, а Иисус Навин сделает то же самое с копьем. Все это важные литературные параллели, которые свидетельствуют о важности Моисея в израильской традиции как образцового лидера, поэтому и другие лидеры, удостоившиеся похвалы в Библии, будут брать пример с Моисея. Об Иисусе Навине после вступления израильтян в Землю Обетованную сказано: «В тот день Господь возвеличил Иисуса Навина пред лицом всего Израиля, так что они почитали его во все дни его, как почитали Моисея». Таким образом, нет большей похвалы для израильского лидера, чем сравнение с Моисеем. Но сейчас мы подробно рассмотрим Второзаконие, а к Иисусу Навину вернемся позже.

Итак, странствия Израиля по пустыне заканчиваются на равнинах Моава, расположенных на восточном берегу реки Иордан, и именно там начинается книга Второзаконие. Там, перед вступлением израильтян в Землю Обетованную, Моисей произносит три длинные речи которые и составляют основную часть книги Второзакония. В этом смысле Второзаконие очень сильно отличается от остальных четырех книг Пятикнижия, поскольку в них есть анонимный рассказчик, который описывает, как Яхве направляет свои слова Моисею, чтобы затем передать их Израилю. Во Второзаконии же сам Моисей непосредственно обращается к израильтянами, поэтому книга почти полностью написана от первого лица. Итак, Второзаконие - это в основном прямая речь от первого лица. Остальные книги Библии - это в основном анонимное повествование от третьего лица.

Моше Вайнфельд являющийся одним из ведущих исследователей Второзакония, описывает эту книгу как выражение идеологии посредством программной речи, вложенной в уста великого лидера. Эта практика будет очень распространена в поздней израильской историографии, мы видим это явление уже здесь. Второзаконие отличается от других книг Пятикнижия и по другим существенным признакам. Так, например, согласно автору Священнической школы, Израиль получил свои законы, свою Тору, от Бога на горе Синай. В версии же Второзакония законы были даны здесь, на равнинах Моава, через 40 лет после Синая, перед тем, как израильтяне перешли Иордан. На Синае израильтяне услышали Декалог, но остальные законы, судя по всему, были даны на равнинах Моава.

Previous post Next post
Up