Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию)

Aug 16, 2023 00:48


к оглавлению

<<Лекция 10, глава 4   >>Лекция 11, глава 1

Лекция 10

Библейское право: Три юридических корпуса JE (Исход), P (Левит и Числа) и D (Второзаконие).

Глава 5. Иной взгляд на Закон: Святость человеческой жизни.

С заботой о нищих и обездоленных связана и  библейская тенденция к гуманизму. Конечно, в библейском законодательстве есть много такого, что оскорбляет современные чувства. Нет смысла делать вид, что это не так. Например, в Израиле, как и во всем древнем мире, существовало рабство. Но даже в этом случае в законах о рабстве прослеживается тенденция к гуманизму. В Библии присутствует некоторая двусмысленность в отношении к этому институту. В некоторых обществах, в их правовых системах, четко прописано, что рабы - это движимое имущество, собственность хозяина. В Библии, напротив,  при том, что рабство присутствует как законный институт, за рабами признаются некоторые личные права. В отличие, например, от среднеассирийских законов, где хозяин мог безнаказанно убить раба, Библия устанавливает, что хозяин, нанесший рабу какое-либо ранение, - даже если речь идет о выбитом зубе, - должен освободить его. Это сказано в Исходе 21:26-27. Кроме того, раб имеет право на субботний отдых и все субботние законы также распространяются на него. И что очень важно, беглый раб не может быть возвращен своему хозяину. Об этом говорится во Второзаконии 23:15-16:


Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего;
пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его.

Это коренным образом отличается от закона о беглых рабах, который действовал в нашей стране [США] в XIX веке, а также в Кодексе Хаммурапи. Итак, Кодекс Хаммурапи, 15, 16-19: «Если гражданин укрыл в своем доме беглого раба мужского или женского пола, принадлежащего государству или частному лицу, и не привел его по вызову полиции, то этот хозяин дома должен быть предан смерти».

Срок на который израилитянин мог попасть в рабство к другому израильтянину, как правило, за долги - именно такую форму имело рабство в древнем мире и в библейской картине мира, - в Исходе, в Кодексе Завета был ограничен шестью годами. В Священническом кодексе оно вообще запрещено. Там ни один израильтянин не может быть в рабстве у другого израильтянина. Таким образом, этот институт фактически упраздняется. В целом Библия призывает к гуманному отношению к рабу, опять же рефреном звучит фраза: "Ибо вы были некогда рабами в Египте".

Другим свидетельством тенденции к гуманизму является отсутствие в Библии узаконенного насилия. Сравните со среднеассирийскими законами, чтобы оценить разницу. Среднеассирийские законы прямо разрешают бесчеловечное обращение с женой, бросившей своего мужа, - ей можно отрезать уши; узаконивают насилие в отношении недоимщика, недоимщик - это должник, тот, кто попал к вам в дом из-за долга и работает на вас. Хозяин  может делать все, что ему заблагорассудится, если считает, что этого заслуживает недоимщик: он может вырвать ему волосы, может изуродовать его уши, проткнув их. Никакой ответственности за это он не несет.

Законодательные системы часто выражают свои ценности в наказаниях, которые назначаются за различные проступки. И здесь Моше Гринберг сделал очень интересное наблюдение, - не все с ним согласны, - но он указал на то, что Библия отличается от других внебиблейских кодексов тем, что она ценит человеческую жизнь. По его мнению, весьма показательным является рассмотрение преступлении, которые наказываются смертной казнью, и преступлений, которые наказываются денежной компенсацией.

Итак, какие виды деяний наказывались денежным штрафом или компенсацией.

В хеттских законах за убийство, в качестве компенсации за смерть, нужно было выплатить определенную сумму денег .  В случае телесные повреждения  также полагалась выплата компенсации.

В среднеассирийских законах в случае убийства вид наказания определяет семья убитого. Они могут либо определить вид казни, либо просто взять деньги.

В Кодексе Хаммурапи умышленное убийство не упомянуто, по этому мы не знаем, какое наказание за него предусматривалось, но в случае убийства по неосторожности, если убийца и убитый равны по статусу - применяется  принцип талиона. Если стороны не равны по социальному статусу,  то назначалась денежная выплата.

С другой стороны, смерть предусматривалась в качестве наказание за некоторые имущественные преступления. В хеттских законах смерть полагалась за кражу и за скотоложство. В среднеассирийских законах - также за воровство, а в Кодексе Хаммурапи - за воровство и измену. На некоторых из них я остановлюсь чуть подробнее.

Гринберг утверждает, что взгляд Библия радикально противопоставляется взгляду выраженному в других законодательных сборниках, в которых жизнь стоит дешево, а собственность ценится высоко. Так, кодекс Хаммурапи предусматривает смертную казнь за кражу имущества, за помощь в побеге раба, который является собственностью его хозяина, за обман покупателя по поводу цены на напиток. Среднеассирийские законы устанавливают смертную казнь для жены, если она украдет у мужа, и смерть для того, кто купил украденное. Библия ни разу не предусматривает смертной казни за нарушение прав собственности - только за умышленное убийство, а также за некоторые религиозные и сексуальные преступления, которые рассматриваются как прямые оскорбления Бога. Гринберг утверждает, что тем самым Библия выражает мнение о том, что святость человеческой жизни имеет первостепенное значение в ее системе ценностей. В Библии прямо говорится, что убийство - это единственное преступление, которое не может быть заменено денежным наказанием. Невозможно выкупить жизнь убийцы. Он должен заплатить своей жизнью.

Числа 35:31-34

И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти; и не берите выкупа за убежавшего в город убежища, чтоб ему позволить жить в земле своей прежде смерти великого священника.

То есть, если произошло случайное убийство, то в законе есть снисхождение: человек может бежать в город-убежище и оставаться там до смерти первосвященника. Пролитие его крови очищает землю от «вины крови»,  потому что это религиозное преступление. Но нельзя заплатить деньги вместо того, чтобы бежать в город-убежище.

Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее.
Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых.

За пределами Библии такого абсолютного запрета на денежную компенсацию за убийство мы  не встречаем . Гринберг утверждает, что для библейских законодателей человеческая жизнь и собственность просто несоизмеримы. Преступления в одной сфере не могут быть компенсированы наказанием в другой. Преступление в сфере жизни/личного ущерба должно быть компенсировано в той же сфере. Точно так же имущественные преступления не наказываются смертью.

Также в Библии нет того, что я называю буквальным наказанием. Например, в Кодексе Хаммурапи: если чей-то вол убивает ребенка, то требуется убить ребенка владельца вола. Правовым субъектом является отец; он потерял ребенка, поэтому владелец вола тоже должен потерять своего ребенка.

Библия прямо отвергает эту идею. В книге Исход 21 прямо говорится, что ребенок хозяина не должен быть предан смерти, не должен быть убит.

Во Второзаконии 24:16 говорится:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за своё преступление.

Ценность человеческой жизни и сохранность отдельных частей тела также защищается принципом талиона, о котором мы говорили выше. В Кодексе Хаммурапи аристократ может просто заплатить деньги за нанесение увечья нижестоящему. Для состоятельного человека это не составит особого труда, и это, конечно, отражает низкую ценность жизни и здоровья представителя низшего класса. В Кодексе Хаммурапи талион применяется только между равными по социальному положению. В Библии распространение талиона на всех свободных людей, независимо от сословия, выражает представление о том, что все люди имеют равную ценность. В случае изнасилования жена насильника не подвергается изнасилованию, как это происходит в среднеассирийских законах.

Другие библейские ценности отражаются в том, что особое внимание уделяется законам, касающимся положения бедных, рабов, иностранцев, прав и достоинства должников и т.д.

Я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что библейские тексты всегда говорят в один голос - это не так. Библейские правовые материалы содержат положения, противоречащие друг другу. Более поздние версии закона, особенно в источнике D, например, обновляют и пересматривают более ранние версии закона. Левит ставит под сомнение весь институт рабства израильтян, который принят в завете, цитируемом во Второзаконии, и говорит: «Нет, так не может быть. Все израильтяне - рабы Божьи; никто из вас не может быть рабом другого». То есть в рамках библейских законов мы можем найти разногласия.

Тем не менее, Гринберг пытается сказать, - даже если материалы содержат противоречия - все равно нельзя не отметить, что в них звучат некоторые общие темы. В них выражены некоторые важные принципы и ценности, которые довольно последовательно продвигаются во всех библейских законодательных текстах, в том числе: высшая святость человеческой жизни; ценность личности над собственностью; равенство всех свободных людей перед законом; важность помощи обездоленным в обществе; интеграция и взаимозависимость всех аспектов человеческой жизни, которые все находятся в воле Бога с точки зрения законодателя.

Previous post Next post
Up