Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию)

Aug 11, 2023 00:43


к оглавлению

<<Лекция 10, глава 3   >>Лекция 10, глава 5

Лекция 10

Библейское право: Три юридических корпуса JE (Исход), P (Левит и Числа) и D (Второзаконие).

Глава 4. Характерные черты израильского права.

Между израильскими законами и законами Древнего Ближнего Востока существует множество общих и специфических сходств и параллелей. И там, и там есть бодливые волы, беременные женщины, оказавшиеся не в то время и не в том месте, которых ударили и у которых случайно случился выкидыш. Но нас будут интересовать некоторые формальные и стилистические различия, имеющиеся между древнеближневосточным и библейским правом. При этом, конечно, мы можем констатировать наличие огромного количества общих черт. На часть из них указывает Гринберг, на часть - другие ученые. Я же перечислила их в разделе "особенности".

Одной из отличительных особенностей израильского законодательства является добавление во многие законы обоснования или мотивировочной части. Что опять-таки не характерно для законотворческого жанра других сборников. Это не значит, что у них не было обоснования, но оно было представлено иначе. В Библии это особенно заметно в так называемых гуманитарных законах. И в большинстве случаев эти обоснования апеллируют к историческим событиям, таким как Исход или Сотворение мира.

Вот несколько законов, выражающих идею о том, что опыт рабства и освобождения должен стать источником и стимулом для нравственных действий.

Исход 22:20:


Не делай зла пришельцу и не притесняй его, ибо вы были пришельцами в земле Египетской.

Исход 23:9:

Не притесняй пришельца, ибо ты знаешь чувства пришельца, так как сам был пришельцем в земле Египетской.

А в книге Левит 19 содержится аналогичный призыв не обижать чужестранца, живущего с вами, а "любить его, как самого себя, ибо вы были чужестранцами в земле Египетской". Точно так же во Второзаконии 5 - это Декалог во Второзаконии - говорится о соблюдении субботы и о том, чтобы все в твоей обители отдыхали: "...ты, сын твой или дочь твоя, раб твой или рабыня твоя, вол твой или осел твой, или всякий скот твой... [любой] пришелец в селениях твоих, чтобы раб твой и рабыня твоя отдыхали, как и ты. Помни, что ты был рабом в земле Египетской, и Господь, Бог твой, освободил тебя оттуда". Также Втор. 10:17-19:

ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,
Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.
Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле египетской

У нас есть два обоснования; одно из них - явное обоснование imitatio dei. Вот я поступаю так, а вы должны поступать так. Есть и другие. Некоторые из них относятся к исходу из Египта, а другие - к понятию imitatio dei.

Таким образом, сравнение древнеближневосточных и библейских правовых материалов с точки зрения заботы об обездоленных, устранения социально-классовых различий, тенденции к гуманизму представляется весьма поучительным.

Гринберг отмечает, что забота Торы об обездоленных слоях общества проявляется в самих законах. Многие внебиблейские юридические сборники отдают дань этой идее в своих прологах. Однако она не всегда проявляется в реальных положениях этих сборников. Конечно, эти сборники не полны, не всё дошло до нас в сохранности, и возможно тут имеет место просто разность в литературной традиции и подобную роль в тех обществах выполняли другие тексты, но тем не менее, если рассматривать именно законодательные внебиблейские тексты, то несмотря на риторику их прологов о том, что они несут справедливость обездоленным и т.д. сами они по сути служат интересам высшего класса. И для нас это более важный момент.

Законы Торы не содержат всех тех же различий социальных классов среди свободных людей, что и современные ей законы - Законы Эшнунны, Законы Хаммурапи. В этих законах различаются наказания за преступления, совершенные в отношении лиц высшего и низшего сословия, не говоря уже о рабах. То есть если мы посмотрим на Кодекс Хаммурапи, то там есть отрезок законов, с номерами от 195 до 208 который очень интересно читать подряд. Я остановлюсь на некоторых моментах. Итак, если человек из высшего сословия, если аристократ выбил глаз другому представителю аристократии, ему выбивают глаз. Если он сломал ему кость, ему ломают кость. Но когда мы подходим к закону под номером 198 картина меняется: если он выбьет глаз простолюдину или сломает кость простолюдину, то должен заплатить одну мину серебра. А если это раб, то он должен заплатить половину стоимости раба. Далее законы под номерами 200 и 201: если он выбьет зуб аристократу, то ему выбивают зуб. Если же это зуб простолюдина, то он должен заплатить треть мины серебра, и так далее.

В хеттских законах то же самое: в законах о выкидышах за номерами 95 и 99 установлены различные суммы в зависимости от социального класса. В среднеассирийских законах также различаются awilum, mushkenum и раб. Теперь сравним это с ситуацией в книге Левит 24:17-22: там мы имеем законы о личной ответственности; телесные повреждения, нападение и побои. Но также мы находим и четкое и ясное указание на то, что для израилитянина и чужестранца должен быть один стандарт. Такой принцип называется принципом талиона; lex talionis. Итак, читаем из книги Левит:

Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.
Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.
Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.
Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш

В свое время это была, очевидно, радикальная концепция. Наказание должно соответствовать преступлению, не больше и не меньше, для всех свободных людей - рабы сюда не входят - независимо от социального класса. Все равны перед законом. Таким образом здесь принцип талиона, предстает в новом свете. Традиционно принято считать, что закон талиона,  то есть принцип, согласно которому человек должен быть наказан в соответствии с нанесенными им ущербом, является примитивным, архаичным пережитком принципа мести или вендетты. Понятие «око за око» обычно приводится в качестве характерного примера жестокости мстительности ветхозаветного Бога. Но если взглянуть на этот принцип в сравнительном аспекте, в юридическом контексте, то мы увидим, что имеем дело с полемикой против классовых различий, которые проводились в предшествующих и современных Торе правовых системах, таких как Кодекс Хаммураппи.

Согласно Библии, наказание всегда должно соответствовать преступлению, независимо от социального статуса преступника, с одной стороны, и жертвы - с другой. Все свободные граждане, нанесшие ущерб, имеют равный статус перед законом. Их не отпускают на волю и не наказывают чрезмерно. Сравните это со среднеассирийскими законами, где у нас есть несколько наказаний, которые приводятся в исполнение за одно преступление. Например, если кто-то стал причиной выкидыша: на него налагается денежный штраф, он должен заплатить два таланта и 30 мин свинца, далее его пороли 50 раз, а затем он должен был в течение месяца выполнять принудительные работы в пользу государства. За кражу овец - еще хуже. Преступника пороли 100 раз, вырывали волосы, налагали денежный штраф, и приговаривали к принудительные работы в течении месяца.

Итак, эти идеи - о том, что наказание не должно быть ни слишком маленьким, ни слишком большим, что оно должно соответствовать преступлению, что все свободные люди равны перед законом, что один стандарт должен применяться независимо от социального статуса преступника или жертвы, - являются ли эти идеи действительно примитивными правовыми концепциями? Помимо утверждения базового равенства всех свободных людей перед законом, Библия предписывает заботиться о бесправных. Мы уже успели немного познакомиться с этим в законах книги Левит 19:9-10, где говорится, что вы не должны собирать весь урожай до последнего колоска, но оставить немного и позволить бедным и пришельцам собрать там остатки урожая. Второзаконие чуть менее щедро. Там вместо слова «бедные» (как в Левите) говорится «вдовы, сироты и пришельцы».

Второзаконие 24:20-22:

Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове.
Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове;
и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.

Таким образом, Левит поддерживает открытую благотворительность в пользу бедных в виде возможности забрать остатки жатвы. Это своего рода система социального обеспечения. Второзаконие больше похоже на систему помощи в трудоустройстве; в них бедные вообще не упоминаются. Бедняки упоминаются только в Левите. Во Второзаконии речь идет о тех, кто действительно не может обеспечить себя: вдова, сирота и странник, который не может найти работу. Бедные должны работать. Но им, согласно Второзаконию, можно помогать ссудами, при этом дающий в долг должен  быть щедрым. Второзаконие советует давать деньги в долг бедным, даже если это означает возможные потери, потому что каждый седьмой год - субботний год - все долги прощаются, аннулируются. Таким образом, это своего рода механизм экономической коррекции, возвращающий людей в более равное экономическое положение. Очевидно, что в шестой год некоторые люди могут подумать: «Не очень-то хочется давать деньги в долг. В следующем году его аннулируют и я не получу свои деньги обратно». Однако библейский закон настаивает, что кредитование должно осуществляться даже в том случае, если долг будет аннулирован, по той простой причине, что проблема бедности - это страшная и постоянная проблема.

Второзаконие 15:7-11:

Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;
берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмой год, год прощения ", и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех;
дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками;
ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.

Итак, «бедные всегда будут с вами». Вот откуда это выражение. Впоследствии оно было неверно процитировано в значении, что бедные всегда с вами, поэтому вам не нужно ничего делать. Во Второзаконии речь идет не об этом, а о том, что нужда в благотворительности не исчезнет никогда, ибо никогда не исчезнет проблема бедности.

Previous post Next post
Up