Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию):

Jan 15, 2022 19:21


к оглавлению

<<Лекция 9, глава 6   >>Лекция 10, глава 2

Лекция 10

Библейское право: Три юридических корпуса JE (Исход), P (Левит и Числа) и D (Второзаконие).

Глава 1. Дарование Божьих законов, правил и таинств на Синае.

Прошлый раз, еще до того, как мы стали рассматривать священнические материалы и Кодекс Святости, мы увидели, что церемония заключения завета на Синае включала в себя провозглашение Богом условий этого завета, и согласие Израиля на эти условия. Исход 24:3 и 4 описывают это соглашение следующим образом:

И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.
И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых;



Таким образом, завет, заключенный на Синае, является кульминационным моментом в повествовании Пятикнижия. Он стал рассматриваться как начало изложения Богом законов, правил, предписаний и наставлений, по которым должны были жить древние израильтяне. И поэтому позднейшие редакторы стали вставлять сборники законов более поздних времен в историю о встрече Израиля с Богом на Синае и последующем пребывании в пустыне. Это было сделано для того, чтобы придать этим сборникам атмосферу высокой древности и обеспечить им божественное покровительство. Библейская наука пришла к выводу, что к истории 40-летнего периода становления Израиля в качестве единого народа были приурочены несколько различных сводов законов. Это те самые 40 лет, в течении которых сначала был заключен завет на горе Синай, а затем народ отправился путешествие к Земле обетованной. Все израильское законодательство представлено в библейском повествовании так, как будто оно было создано в это время, в период наиболее близкого контакта между Богом и Израилем.

Все законодательные тексты в Пятикнижии разделяют на несколько категорий по источникам их происхождения: во первых это законы источников JE, - они встречаются в Исходе и многие исследователи полагают, что их надо рассматривать в качестве самостоятельного сборника. Принято считать, что свою письменную форму они обрели в десятом-девятом веках до нашей эры. Далее идут законы из священнических текстов, которые в основном находятся в Левите и Числах, и они были сформулированы где-то в период с восьмого по шестой век до нашей эры. Примерно тем же периодом времени принято датировать законы источника D, которые, очевидно, содержатся во Второзаконии. Но сами эти тексты явно опираются на гораздо более древние традиции. Отдельные фрагменты законов явно очень древние. Они имеют много общего с правовыми традициями Древнего Ближнего Востока, как правило, второго тысячелетия до нашей эры. Например, законы Исхода - некоторые из них имеют такое сходство с Кодексом Хаммурапи, что мы можем предположить, что они действительно опираются на общее правовое наследие: Ханаанское право или то, что можно было бы назвать правовой традицией Ханаана. Но каково бы ни было реальное происхождение этих правовых текстов, Библия представляет эти материалы как данные на Синае или в течение 40-летнего периода после него.

Previous post Next post
Up