Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию):

Jan 19, 2022 22:32


к оглавлению

<<Лекция 10, глава 1 >>Лекция 10, глава 3

Лекция 10

Библейское право: Три юридических корпуса JE (Исход), P (Левит и Числа) и D (Второзаконие).

Глава 2. Декалог

Давайте теперь немного поговорим о Декалоге. Был такой ученый по имени Альбрехт Альт, - это немецкий ученый, который исследовал правовой материал Библии в целом. Он заметил, что существует две формы права: условное (прецедентное, казуистическое) право и аподиктическое (абсолютное) право. Казуистическое право - это обычная форма, которую закон принимает на Древнем Ближнем Востоке, ее можно увидеть в Кодексе Хаммурапи. Оно имеет характерную схему "если/то". Казуистическое право говорит вам, например, что если человек сделает Х или если произойдет Х, то последствием будет Y. Законы, составленные таким образом, могут быть сложными, очень конкретными и весьма детализированными, в них могу содержаться описания различных вариантов одного и того же деяния с оговорками. Если произойдет X, то следствием будет Y, а если X произойдет при других обстоятельствах, то следствием будет Z.



Абсолютное или аподиктическое право, напротив, представляет собой безусловное изложение запрета или повеления. Оно имеет тенденцию быть общим и в некоторой степени недифференцированным. Не убий. Люби Господа Бога твоего. Абсолютный закон, аподиктический закон, не является неизвестной формой в других культурах Древнего Ближнего Востока, но, судя по всему, он наиболее характерен именно для Израиля. В законодательных сборниках Библии примеров такой формы права гораздо больше, чем где-либо еще. Положения Декалога - и опять же, наименование «Десять заповедей» на самом деле является очень плохим переводом; на иврите это просто означает десять утверждений, десять изречений - имеют абсолютную или аподиктическую форму. Декалог - это единственная часть Божьего откровения, которая открыта непосредственно всему Израилю без посредника. Но его директивы сформулированы в мужском роде единственного числа. Поэтому создается впечатление, что он обращен к мужчинам-израильтянам как к законным субъектам общины. В Декалоге изложены одни из самых основных и безусловных требований Божьего завета. Деление «заповедей» на десять несколько искусственно. Возможно, десять тут следует рассматривать как идеальное число, попытку найти в нем десять утверждений. Потому что на самом деле здесь около 13 отдельных утверждений. Интересно, что эти заповеди нумеруются по-разному у евреев и у христиан, и даже внутри христианского сообщества различные христианские деноминации нумеруют заповеди с первой по десятую совершенно по-разному. Они расходятся во мнениях относительно того, что является номером один, а что номером два и так далее.

Первые утверждения, «заповеди», с первого по четвертое или с первого по пятое, в зависимости от того, как вы считаете,  касается отношений Израиля со своим сюзереном, с Богом. Израиль должен быть исключительно верен Богу. Он не должен склоняться ни перед каким рукотворным образом. Он не должен использовать имя Бога в ложной клятве, свидетельствовать или клясться ложной клятвой. Он должен чтить Божий субботний день и почитать родительскую власть, которая, возможно, является продолжением Божьей власти. Остальные положения касаются отношений Израиля, если хотите, со своими вассалами. Они запрещают убийство, прелюбодеяние, грабеж, лжесвидетельство и любостяжание. Важно понимать, что Пятикнижие содержит три версии Декалога. И между ними есть различия. Декалог будет повторен во Второзаконии, в пятой главе. И там есть несколько незначительных отличий. В частности, видно, что различается обоснование соблюдения субботы. Имя Бога во Второзаконии 5 не должно использоваться в тщетной клятве, в отличие от ложной клятвы. Есть еще несколько различий в используемом языке. Какой же вывод мы можем из этого сделать?

Один ученый, Марк Бреттлер, чье имя я уже упоминала, говорит, что благодаря этим разночтениям мы узнаем кое-что о том, как древний Израиль сохранял и передавал священные тексты. Передавая библейские тексты, они не стремились к дословному их воспроизведению. И они не использовали методы «вырезать и вставить», которые могут нам показаться важными если мы хотим передать какую-то информацию. Тексты изменялись в процессе их передачи. Дословное повторение не ценилось так, как это может быть важно для нас. Так что даже такой текст, как Декалог, который представлен в качестве неопосредованного слова Божьего, может появиться более чем в одной версии.

Однако есть и более удивительное разночтение, которое встречается в Исходе 34. Разбив первый набор скрижалей, на которых был начертан Декалог - речь о скрижалях в Исходе 20, которые были разбиты после случая с золотым тельцом, - Моисей получает второй набор скрижалей. И библейский писатель подчеркивает в рассказе, что Бог пишет на скрижалях те же слова, что и на прежних скрижалях, которые были разбиты. Те же самые слова. Итак, мы ожидаем дословного повторения Исхода 20. И тем не менее, этого не происходит. Декалог, который следует далее, на самом деле имеет очень мало совпадений с предыдущим Декалогом. Только два утверждения имеют одинаковое содержание. И даже те, которые совпадают по содержанию, отличаются по формулировке. Этот Декалог, который часто называют ритуальным Декалогом, запрещает браки с хананеями, чтобы они не соблазняли израильтян поклоняться их богам. В нем есть и другие заповеди: о соблюдении праздников, посвящении Богу первых плодов, посвящении Богу первородных животных и так далее; то, чего не было в декалоге Исхода 20.

Таким образом, очевидно, что существовали различные традиции относительно содержания Декалога. А история о золотом тельце и о том, как Моисей разбил первый набор скрижалей, является блестящей повествовательной стратегией для введения этой второй традиции Декалога. Удивительным является и тот факт, что Декалог в Исходе 20 не является абсолютно неоспоримым в Библии. Исход 20, стихи с 5 по 6, явно содержат принцип наказания из поколения в поколение. Сказано, что Бог распределяет наказание за грех между тремя или четырьмя поколениями. В этом выражается Его милосердие: Он уменьшает тяжесть наказания для того, кто согрешил фактически и перераспределяет его и ограничивает последствия только на три или четыре поколения, в отличие от того, о чем говорится в следующем стихе, что доброту он распространяет на тысячи поколений. Но есть основание полагать, что понятие о наказании из поколения в поколение было отвергнуто по крайней мере частью религиозной общины Израиля в более позднее время. И вот во Второзаконии 7 мы видим, что совершенно определенно.

и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст

Когда мы дойдем до Иезекииля, мы увидим, что он также решительно отвергает идею наказания из поколения в поколение. Дети не страдают за грехи отца, только сам отец. Какой же вывод можно из этого сделать?

И снова Марк Бреттлер приходит к выводу, что Декалог или Декалоги изначально не обладали абсолютным авторитетом, в отличие от того, о чем так часто заявляют сегодня. Более поздние религиозные традиции возвели Декалог из Исхода 20 в ранг абсолютного авторитета. Не вполне оправданная позиция, если учесть, что Библия сама изменчиво относится к формулировке, тексту Декалога и его содержанию, а также принимая во внимание более поздние возражения даже против одного из его условий. Таким образом, утверждение, что Божье откровение о Декалоге было фиксированным по форме - слова, которые мы видим например в Исходе 20, - и неизменным по содержанию, не может считаться ни присущим самому библейскому тексту, ни даже обоснованным им.

Previous post Next post
Up