Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию):

Dec 23, 2021 19:23


к оглавлению

<<Лекция 9, глава 5   >>Лекция 10, глава 1

Лекция 9

Наследие священников: Культ и жертвоприношение, чистота и святость в Книге Левит и Числах.

Глава 6. Пищевые заповеди и Кодекс Святости.

11-я глава книги Левит посвящена законам о питании. Милгром утверждает, что законы о питании в книге Левит являются частью системы символов, которая подчеркивает превосходство жизни над смертью. Основные положения этих законов таковы: во-первых, запрет на употребление в пищу крови животных из Бытия 9, где кровь символизирует жизнь. Кроме того, в книге Левит 11 мы видим законы о том, какое мясо можно есть. Основные критерии тут такие: животное должно жевать жвачку и иметь раздвоенные копыта. Сами по себе эти критерии кажутся произвольными и бессмысленными, и Милгром говорит, что так оно и есть. Но посмотрите на их практический эффект: эти критерии ограничивает число животных, которых можно есть, всего лишь горсткой из сотен и сотен существ на земле, так что остаются, по-сути, только крупный рогатый скот, овцы и козы. Некоторые предполагают, что каково бы ни было происхождение различных пищевых табу в Израиле, священнические тексты пытались создать пищевую дисциплину, которая подчеркивает, что вся жизнь, разделяемая также животными, неприкосновенна, за исключением мяса, которое было разрешено Богом, и при том при условии, что животных забивают правильно, безболезненно, и что их кровь, символизирующая жизнь, не присваивается, а возвращается Богу, ее священному источнику.



Так что, возможно, в своем нынешнем виде система законов о питании действительно подчеркивает благоговение перед жизнью. Но кроме того, они выполняют еще одну очень важную функцию - формирование и поддержание дифференцированной этнической идентичности или, говоря языком священников, формирование и поддержание святого народа, отделенного от других народов правилами, которые выделяют его в качестве народа Божьего. Несомненно, важно, что за законами о питании следует мощное увещевание быть святыми в подражание Богу, Левит 11:43-45. Итак, мы только что рассмотрели запрет на употребление в пищу некоторых видов мелких животных, обозначенных как все, что пресмыкается. В тексте сказано:

не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.

Обратите внимание, какой акцент делается на этом. Законы о питании представлены священниками не как гигиенический режим - кто знает, может быть, именно так они и начинались, - не как разумный способ избежать различных заболеваний, вызванных отсутствием холодильников в пустыне. Каково бы ни было фактическое происхождение этих различных пищевых табу, здесь они вписаны в более широкую идеологическую структуру, касающуюся необходимости для израильтян отделить себя и стать святыми, как их бог. Законы о питании связаны с темой подражания Богу, imitatio dei. Как Бог свят, отделен и отличен, так и вы будьте святы.

Я хочу обратить внимание на тему святости, которая продолжается в разделе, называемом Кодексом святости. Эта тема и увещевание "будьте святы, ибо свят Я, Господь, Бог ваш" находят свое полное выражение в блоке текста Левит с 17 по 26 главы, который называется Кодексом святости. Существует важное различие между Левит с 1 по 16 и Кодексом святости. Согласно Левит с 1 по 16, священники Израиля определены как святые: святое сословие внутри Израиля, выделенное, посвященное служению Богу и отграниченное правилами, которые применимы только к ним. Израильтянам желательно стремиться к святости, но это не обязательно. Однако в Кодексе святости есть тексты, которые приближаются к идее, что Израиль сам по себе свят в силу того, что Бог отделил Израиль из народов для Себя, чтобы принадлежать Ему, так же как Он выделил для Себя седьмой день, чтобы принадлежать Ему.

Существование святых вещей возможно только благодаря мерам предосторожности, правилам, которые отделяют и отграничивают их от всех других вещей. И эти меры и правила, естественно, адресованы людям. Именно на них возложена задача сохранения святого в его земном бытии. Поэтому, хотя святость исходит от Бога, люди должны играть решающую роль в освящении мира. Это хорошо видно на примере субботы. Бог освятил субботу при сотворении мира; Он выделил её в качестве святого дня. Но именно Израиль подтверждает ее святость, соблюдая правила, которые отличают ее от других дней, выделяют ее как святую. Таким образом, Израиль не просто подтверждает святой статус субботы, он актуализирует святой статус субботы. Если Израиль не соблюдает запреты, которые выделяют субботу в качестве святого дня, она автоматически оскверняется. «Субботу соблюдайте, ибо она свята для вас. Кто осквернит ее, тот должен быть предан смерти. Кто делает в оную работу, тот извержен будет из среды родных своих». Вы автоматически оскверняете и профанируете субботу, если не соблюдаете ее правила. Итак, в понятии святости есть два неотъемлемых и неразрывных компонента: первоначальное присвоение Богом святого статуса и установление правил для сохранения этого святого статуса, и, во-вторых, актуализация этой святости людьми через соблюдение заповедей и правил, которые отмечают какую-то вещь или явление как святое. Это очень хорошо подводит нас к пониманию законов, отмечающих статус Израиля и выделяющих его среди народов.

Previous post Next post
Up