Зашла на минутку в ЖЖ и наткнулась на
это. Дескать, налоговый штопор у нашей цветущей махровым цветом экономики, серый сектор растёт и прочие нестроения. Собираются высоколобые иксперды и думают, что теперича делать, схемы различные предлагают.
Вот я ни разу не иксперд, но так и хитрости никакой тут нет, всё предельно просто - настолько, что даже кухарке понятно. У нас структура населения такая, как у прочих развитых стран: молодёжи мало, а пенсионеров полно. Их в 2016 году только в ПФР зарегистрировано 42,7 млн штук, а есть же ещё и военные. Правда, 15 с лишним миллионов работают, я в том числе, но пенсию-то все получают, хоть и без доплат.
При этом граждан условно трудоспособного возраста у нас 75,8 миллионов, т.е. если отнять, прибавить, разделить и умножить, то получится, что в среднем два работающих должны кормить одного пенсионера. Причём кормить полностью, поскольку у нынешних пенсионеров на старость ничего не накоплено.
Это - огромная обуза. В циферках выглядит так: гражданин с каждой сотни своих рублей отдаёт 13 государству в виде подоходного налога. Понятно, все эти армии с полициями тоже кушать хотят. Но помимо этого работодатель гражданина перечисляет с каждой его сотни 22 рубля в ПФР и 5,1 рубля в фонд обязательного медицинского страхования, из которого оплачивается лечение как самого работника, так и половины пенсионера. Ещё 2,9 рубля идут на больничные листы, тут уже лишних ртов нет. Получается, что из отчисляемой работодателем тридцатки сам работник может претендовать только на шесть тридцать, а вот 23,7 рубля усвистывают в карман чужому дяде. Или чужой тёте, сие никому не ведомо. При этом эти самые чужие ещё и недовольны, как нетрудно догадаться, поскольку имеют возможность получать максимум 44% от зарплаты одного среднего работника, а это отнюдь не миллионы. Это гроши, если выражаться нетолерантно. Но и эти гроши выкачивают из работающих те самые средства, которые они могли бы накопить на собственную старость, если бы сейчас засунули их в какую-нибудь развивающуюся отрасль.
В общем, всем паршиво: и работающим, и пенсионерам. А самое паршивое, что никакого выхода не просматривается: год за годом солидарное пенсионное обеспечение лишает следующих работников собственных накоплений и обрекает их детей на не менее солидарное в будущем.
Причина этого тупика банальна - приватизация. Да, она самая (икай, Чубайс!), задарма передавшая в частные руки то, что предыдущие поколения накопили себе на старость. Так в виртуальном тогда пенсионном фонде образовалась дыра. Предполагалось, что частная инициатива позволит сделать рывок и залатать дыру, а пока временно ввести солидарное обеспечение. Но не срослось, никакого рывка не случилось, темпы роста при эффективном капитализме оказались даже меньше, чем при неэффективном социализме, посему временное пришлось сделать постоянным.
Но это постоянное - по сути репрессия. Это не налог, от которого гражданину всё же может быть какой-то прок, это банальный побор в пользу не-пойми-кого, не приносящий к тому же даже морального удовлетворения. Разве удивительно, что граждане стараются отбояриться от эдакого счастья? Нет, куда более удивительно, что есть ещё те, которые не отбоярились. Однако при этом чувствуют они себя не достойными честными людьми, а недоумками, которых разводят, как лохов. И уход в серую схему вызывает не протест, но ощущение торжества справедливости. Так называемая формальная занятость ничего работнику не даёт, а отнимает немало - не только деньги, но и самоуважение.
Рецепт выхода из тупика прост, как три рубля. Во-первых, признать первоначальную дыру, возникшую в результате приватизации. Открыто признать, ну ошиблись, бывает. Во-вторых, чётко определить потребную сумму, чтобы выплачивать пенсии. Не с учётом зарплаты работникам ПФР, а только и единственно пенсии. В-третьих, признать государственный долг на полученную сумму. В-четвёртых, искать источник покрытия этого долга, получится найти без национализации - хорошо, нет - частично резать священную корову, что же поделаешь. В-пятых, снизить отчисления в ПФР и все их пустить в рост, вложив хоть во что, лучше, конечно, в нефте- и газопроводы и прочие электростанции. У них длительный срок окупаемости, но и прибыль они потом дают десятилетиями. В-шестых (last but not least), эти вложения должны быть чётко прописаны как собственность ПФР, чтобы потом не случилось новой приватизации "бесхозного" имущества.
Можно, конечно, ничего не делать, принять икспердное предложение о жонглировании процентиками и тупо ждать неизбежной полной отмены итогов приватизации. Будет плохо, зато недолго.