Слово «изба» теснейшим образом связано с сюжетом сказки про избушку на курьих ножках, где «курьи ножки»,- в некоторых сказках «курья ножка», - это деревья с мощными корнями («когтями») и обрезанными верхушками, на которые мог устанавливаться сруб избушки, стоящей на болоте. Русское слово «дерево» в данном случае соответствует санскритским словам
(
Read more... )
Comments 17
КУРА, КУРИЦА
-----
1) кура (ингуш.) - гордый, высокомерный, кичливый, заносчивый, чванливый; нареч. гордо, высокомерно, кичливо, заносчиво; Ср. гордый;
kõrk, р.п. kõrgi [кырк, кырги] (эст.), kork [корк] (юж.-эст.), kȭŗka [кыырка] (ливон.) - высокомерный, надменный, заносчивый, кичливый, спесивый, чванливый;
kuordõ [куорды] (ливон.), korged [коргед] (людик., вепс.), kõrge(s) [кырге(з)] (эст.), korge [корге] (юж.-эст.), kõrkõa [кыркыа] (водск.), korkea [коркеа] (фин.), korkia [коркиа] (ижор.), korgei [коргеи] (карел.) - высокий, продольно-вертикальный;
kurg, kure, kurge [кург, куре, курге] (эст.), kurg [кург] (ливон.), kurtši [курши] (водск.), kurki [куркь, курки] (фин., ижор.), kurgi [курги] (карел.), kuŕg [курьг] (людик., вепс.), guorga [гуорга] (саам.), kargo [карго] (эрз.), karga [карга] (мокш.), χǝŕo (ненец.), kori [кори] (энецк.), k͔ara (селькуп.), kuruju [курую] (камас.), körüh [кёрюх] (матор.) - болотный журавль, цапля, аист;
[kahrkasa, кахркаса] (авест.), kargas [каргас] (пехлеви, средн.-перс.), karges [каргес] (памиро-иранск.), ( ... )
Reply
Очень в тему, потому что ингуш. кура - гордый, кичливый, заносчивый и эст. курат - черт относятся к мужскому органу, а kura [кура] (эст., ижор.), kurā [кураа] (ливон.) - по левую сторону к женскому, потому что нечистая сила и мужской орган могут переходить порог между этим миром и тем, а женщина должна стоять по левую сторону от мужчины.
Я добавил кое-что в статье по поводу ступы, потому что там была какая-то недосказанность.
Reply
Reply
RE:
Что в имени твоём: Изба
Reply
С степях прибыывшие индоиранцы попадая в лесную зону и совсем другую культурную сферу именовали по внешнему виду того чего видели. Они ведь не сображали например похоронных обычиае. Последние зависили часто от того какому "фратрию" мертвыи относился: небесному, земленую, водиную.
И лесу тоже всё загадочное и страшно было.
Reply
Не совсем понятно про индоиранцев. Они что ли сочинили про бабу-ягу? Или, все-таки, народы, которые
жили возле леса и знали о нем побольше этих степняков. А то, что эти народы побаивались леса,- так и сейчас лесная глухомань наводит оторопь.
Reply
Reply
Это сейчас слово "баба" в русском языке стало не то что неуважительным, а деревенским что ли.
Но, например, в венгерском языке baba имеет сразу три корпуса значений: 1. кукла, ребенок (сравните с англ. baby - младенец), милый, милая, возлюбленный, возлюбленная; 2. (bába) баба, повивальная бабка, ведьма и 3. (bába) - хилый , что, видимо, относится к "перепеканию" ребенка повивальной бабкой. В таком случае значение "ведьма" хорошо сопоставляется с Бабой-Ягой, которая осталась в сказках.
Если же взять венг. bab - боб, то в мифологии бобы являются символом бессмертия, магической силы, оборотничества и фаллической силы, что уже относится к baba - мужчине, хотя превращениями могли заниматься и женщины.
Reply
При чем тут избушка ??? У стола тоже ножки. Из дерева. Короче, паранойя рулит
Reply
Уже второй раз ко мне заходите. Поприкалываться что ли?
Вот ваша единственная запись в вашем блоге: "Вначале было слово и слово было Водка..."
Короче, паранойя рулит. Но уже с вашей стороны.
Если же вы серьезно, то, чтобы объяснить связь куры и кургана, нужна отдельная статья.
Наверное, я ее, все-таки, напишу.
А вас благодарю за "наводку"...
Reply
Leave a comment