С 1 июня в Турции открылись музеи, и теперь их можно посетить не только виртуально, но я пока покажу и расскажу о выставке турецкого художника Авни Лифижа, которая проходила в конце прошлого года в стамбульском музее Сакыпа Сабанджи.
Хусейин Авни Лифиж родился в турецком городе Ладике (пров.Самсун) в семье черкесов - выходцев с Кубани, переселившихся в Турцию в ходе русско-турецкой войны 1877-78 гг.
«Портрет отца художника Абдуллы-эфенди»
«Портрет матери»
Свое обучение будущий художник начал в Стамбуле, обнаружив с детства призвание и талант к этому виду искусства. В числе прочего он обучался в школе Нумуне-и-Терраки, известной сейчас как Стамбульский мужской лицей, а также в фармакологической школе и на медицинских курсах - для усовершенствования своих знаний по химии и анатомии.
«Рыба», 1904
«Натюрморт с черепом и книгами», 1907-08
В 1906 г. Авни Лифиж познакомился с французским архитектором Анри Простом, которого очень впечатлил нарисованный молодым художником «Автопортрет с трубкой».
По совету архитектора Лифиж показал свои работы Осману Хамди Бею - художнику и основателю Стамбульского Археологического музея. Тот высоко оценил талант Лифижа и послал его учиться в Париж в Ателье Кормона, где он постигал в том числе и рисование обнаженной натуры.
«Пожилой натурщик», Авни Лифиж, Ателье Кормона
В 1912 г. Авни Лифиж возвращается в Стамбул и становится учителем рисования, а позже и французского языка.
«Девичья башня»
«Без названия»
«Двор с галереей»
«У фонтана»
В 1914 г. Лифиж наряду с другими известными художниками входит в т.н. «кружок Ибрахима Чаллы» турецких художников-импрессионистов, оставаясь, однако, верным своему собственному стилю. Он отдает предпочтение вечернему свету, таинственному полумраку, пишет обнаженную натуру.
Авни Лифиж с друзьями-художниками. Крайний справа - Ибрахим Чаллы.
Медаль, полученная Авни Лифижем на выставке в Галатасарае в 1916 г.
Среди работ художника можно встретить и натюрморты, и пейзажи, и бытовые сцены, но в первую очередь Авни Лифиж - портретист.
«Портрет женщины с опущенной головой»
«Портрет молодой женщины в шляпе»
Без названия
«Без названия»
Портрет отца
Без названия (портрет матери?)
Особенно удаются ему свои собственные автопортреты, по которым можно проследить все стадии его очень короткой жизни - художник умер совсем молодым, в 41 год, от сердечного приступа.
Портрет жены художника - Харики Лифиж.
Харика Лифиж (урожденная Харика Шази, 1896-1991 г.) тоже была художницей. С Авни Лифижем они познакомились при подготовке художественной выставки в Вене в 1918 г., в 1919 г. обручились, но смогли пожениться лишь в 1922 году.
На выставке были представлены и некоторые из ее работ:
Харика Лифиж, «Автопортрет», 1914
Харика Лифиж, Без названия
Харика Лифиж, «Веселье богов», 1917
В 1957 г. Харика Лифиж оставила живопись и остаток своей долгой жизни посвятила сохранению памяти и работ своего мужа. Поэтому на выставке было представлено немало как вещей, принадлежавших художнику - книг по рисованию, записных книжек, писем, так и эскизов, карандашных рисунков и пр.
Авни Лифиж, «Невеста Харика Лифиж в окружении родни»
«Посиделки в деревенском доме»
«Аллегория»
«Эскиз»
Копия стенной росписи из
павильона Абдул-Меджида. Так совпало, что на эту выставку мы попали вскоре после визита в особняк, так что получилось продолжение знакомства с художником.
Эскиз стенной росписи для муниципалитета
«Лестница постоялого двора и верблюд»
«Вокзал Сиркеджи»
«Дома и мечеть»
«Работники»
«Старик, избивающий свою дочь»
«Мыши»
Авни Лифиж увлекался и фотографией, и на выставке также был отведен стенд под его фотоработы.
Особое место в творчестве Авни Лифижа занимает военная тематика, которая предстает в его картинах в аллегорических образах.
«Аллегория свободы»
В 1922 г. Лифиж встречается с Ататюрком и по его приглашению проводит несколько месяцев в Анкаре, где создает портрет маршала Февзи Чакмака, а также одни из самых известных своих картин - «Черный день» (Karagün) и «Светлый день» (Akgün), где в присущей ему аллегорической манере обрисовывает на холсте оккупацию Турции и последующее ее освобождение от иностранных завоевателей.
Черный день (Карагюн), 1923
Светлый день (акгюн), 1923
Авни Лифижа часто называют художником-новатором своего времени. Ну что ж, наверное, можно признать, что он получил такую характеристику вполне заслужено. Сейчас его работы хранятся в нескольких музеях Турции, а также в частных коллекциях.