Свой репортаж об одном из самых интересных и одновременно малодоступных мест Стамбула я решила озаглавить именно так, поскольку сейчас в нем проводится выставка, приуроченная к проходящему этой осенью в Стамбуле биеннале, на время которой старинный особняк стал домом для более чем 100 экспонатов современного искусства. Экспозиция носит название İçimdeki çocuk - «Мой внутренний ребенок», и я могу сказать, что и место, и работы современных мастеров просто нашли друг друга - до такой степени одно соответствует другому. Поэтому рассказ пойдет как о самом павильоне, так и о выставке в нем. Пост получился длинным, но я решила не разбивать его на части, чтобы сохранить целостность повествования и впечатления от увиденного.
Я уже упоминала, что посетить это место мы смогли лишь со второго раза - в первый раз пришли в воскресный день и столкнулись просто с неимоверным количеством желающих попасть в павильон. Очередь начиналась еще на подступах к его территории. Ожидание явно затянулось бы на несколько часов, и по этой причине было принято решение приехать сюда среди недели, когда народу должно быть явно меньше. Так оно и получилось - в будний день очередь оказалась не такой огромной, мы провели в ней только полчаса, пусть и под немного жарким осенним стамбульским солнцем.
А пока мы стоим в очереди и любуемся торчащими из пруда пятками, я расскажу немного об истории павильона Абдулмеджида-эфенди.
Он получил свое название в честь Абдул-Меджида II, последнего османского правителя. Титула султана он уже не имел, т.к. последний был упразднен, и являлся только халифом - т.е. правителем мусульманского мира. Впрочем, и в «должности» халифа он пробыл всего лишь два года, до установления Турецкой Республики, после чего был вынужден отправиться в изгнание вместе со всей семьей.
Павильон был построен в 1880-1885 гг. египетским хедивом Исмаилом-пашой и позже приобретен для Абдул-Меджида его кузеном, султаном Абдул-Хамидом II. Считается, что его архитектором был не кто иной, как Александр Валлори - основатель архитектурного факультета Стамбульской Академии Изящных Искусств.
ворота особняка
Сам павильон - единственный в своем роде образец османской архитектуры с вкраплениями египетского стиля, другого подобного ему просто нет. К тому же к росписям его с наружной стороны входа приложил руку сам Абдул-Меджид, который считался неплохим художником. При нем особняк стал художественной мастерской, где будущий халиф проводил свое свободное время и писал картины. Сейчас они в основном находятся в частных коллекциях, но, если память мне не изменяет, некоторые из них можно увидеть в Музее дворцовых коллекций в Долмабахче, рядом с Морским музеем.
Все это делает павильон крайне привлекательным для посещений, однако он принадлежит холдингу Коч, и попасть на его территорию, будучи не-членом этого холдинга, практически невозможно (пыталась, знаю). Но все же павильон изредка открывает свои двери для проведения мероприятий, подобных этой выставке и биеннале, поэтому до 10 ноября 2019 г. в него можно пройти бепрепятственно (за исключением понедельника). В остальное время можно лишь краем глаза посмотреть поверх ворот).
А теперь давайте войдем в павильон. У входа в него нас уже поджидает один из выставочных экспонатов.
Сразу за входом в холле нижнего этажа нас встречает небольшой фонтан.
Понадобилось немало времени, чтобы снять обстановку без толпы, которая постоянно ходит из зала в зал.
По низу стены на французском и английском языках приведено высказывание Бодлера: «Гениальность есть не что иное, как детство, возвращенное по собственному желанию». Эту фразу можно считать девизом данной выставки. Здесь все играет на замысел организаторов экспозиции - даже сам особняк с его росписью стен, похожей на старинные обои в детской, предстает огромным кукольным домиком, по залам и комнатам которого можно путешествовать, как по мирам, проходя с замиранием то в одну, то в другую дверь.
То попадаешь в комнату с кривыми зеркалами, то в подобие чулана, в котором спрятался страшный дядька... Экспозиция вытаскивает из тебя этого внутреннего ребенка, оживляет детские страхи, а равно и мечты, заставляет работать воображение как в детстве, когда каждая загогулинка на узоре ковра казалась целой вселенной...
«Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой...»
Детские стихи здесь приходят на ум сами собой, а еще здесь очень много цитат - Сент-Экзюпери, Ницше, Л.Кэрролл...
Мне же вспомнилось здесь и другое стихотворение из старой детской книжки:
«Фокус-мокус, и из шкафа
Вышла желтая жирафа»
Я даже эту книжку в инете потом нашла. Сейчас бы ее назвали книжкой 3D, а тогда и слов-то таких не было. Говорили - раскладная.
(Фото из интернета)
А автором ее оказалась Елена Щапова - не кто иная, как бывшая жена Эдуарда Лимонова. Иллюстрации в книжке принадлежат ее первому мужу - художнику Виктору Щапову. Вот куда заводят интернет-изыскания))).
(Фото из интернета)
Жирафа была одним из самым популярным объектом экспозиции, все хотели сфотографироваться именно с ней, образовалась даже отдельная очередь.
И мало кто при этом обращал внимание на роспись тут же, на стене, у устроенного здесь фонтана-чешме. А это, между прочим, турецкий художник-импрессионист
Авни Лифиж, семья которого в свое время перебралась в Турцию с Кубани (кстати, буквально сегодня-завтра открывается посвященная ему выставка в музее Сабанджи). Картина была задумана им вместе с Абдул-Меджидом и, как указано рядом, представляла собой настоящий вид из павильона на Босфор. Правда, со временем деревья разрослись и все собой заслонили.
А если заглянуть в чашу фонтана то... ой!..
Здесь сохранились камин и голландская печь, а также оригинальная плитка, покрывающая полы первого этажа.
«Мы маленькие дети, нам хочется гулять...»
И фото на стене, как нельзя лучше демонстрирующее чувство свободы...
Нас же ждет второй этаж этого особняка, куда мы поднимаемся, тоже отстояв очередь.
Мишутку с шариками над головой тоже, кстати, замечают немногие.
Что же еще ожидает нас в этом зачарованном месте? У одной из закрытых дверей стоят детские башмачки, как бы приглашая нас потихоньку, на цыпочках, заглянуть в детские тайны и сны.
А в них живут монстры и монстрики, пиратские сокровища и неведомые страны, приключения, фантазии и проказы...
«Самая большая тайна - Кашкина Страна. Никакого названия Страна не имела. Кашка его не придумал. Страна - вот и все.
В Стране жили челотяпики.
Слово "челотяпики" Кашка выдумал сам. Оно означало то же, что "человечки", но было интереснее и смешнее.
Челотяпики были разные: Летчик из сломанного самолетика; оловянный Мотоциклист; морской Капитан, сделанный из поплавка и спичек; старый ворчливый Шишан из еловой шишки и Матрешка - самая маленькая из всех матрешек. Раньше она сидела внутри остальных, а потом потерялась и попала в компанию челотяпиков.» (Владислав Крапивин. Оруженосец Кашка)
Вот и здесь челотяпик-парашютист приземляется на огромную подушку.
А на террасу тем временем прилетел вдруг волшебник.
Тут я сначала подумала, что это реальная бабка уселась на один из экспонатов и позирует для фото.
Она еще и пялится на тебя, как будто глазами следит.
Но сделано просто великолепно - волосы настоящие, мимика натуральная...
Тоже крайне популярный экспонат у посетителей).
А с этим экспонатом я уже ранее познакомила).
Ты говоришь, что небо - это стена.
Я говорю, что небо - это окно.
Ты говоришь, что небо - это вода.
Ты говоришь, что ныряла и видела дно.
Может быть, это и так.
Может быть, ты права.
Но я видел своими глазами,
Как тянется к небу трава.
Такая куклёха!
Интересно, как в старинном особняке продуманы мельчайшие детали - даже скоба окрашена под узор.
И потолки... Какие здесь потолки! Можно только их ходить несколько часов разглядывать, задрав голову.
Павильон, конечно, реставрировался (в 1987-88 гг.), и в нем есть уже и современные элементы, но тем не менее дух он сохраняет прежний.
И любопытно - сколько бы ни было в Стамбуле таких строений, связанных с Египтом (будь то Хидив Касры (
1 и
2), или дворец другого Абдул-Меджида - Первого, или этот павильон и другие места), все они абсолютно разные, и все привносят что-то свое, особенное в облик Города.
Выйти из павильона нас заставило только осознание того, что другие посетители ждут своей очереди, чтобы в него войти. Но на этом наше знакомство с выставкой не закончилось, т.к. она продолжалась и снаружи, в окружающем павильон парке.
А заодно хотелось, конечно, и порассматривать особняк со всех сторон.
Вытащи из шкафа свои скелеты и заставь их прыгать через какого-нибудь козла.
Можно позаглядывать в окна...
А кто-то изнутри тоже смотрит.
И опять - деталька.
У прудиков
Я не знаю, бывает ли у других такое чувство - когда перевернул последнюю прочитанную страницу книги или посмотрел фильм, и понимаешь, что хочешь перечитать или пересмотреть заново, тут же. У меня это чувство возникло, не успели мы выйти за территорию особняка. Потому что осталось ощущение, что удалось снова проникнуть на заповедную территорию детства - бесконечную изнутри и недоступную снаружи. Действительно - кто из нас не мечтал покататься на маятнике часов, не искал бабайку под кроватью (в Турции в нее, кстати, тоже верят) или не строил хижину или космический корабль под столом? Создателям выставки вполне удалось передать тот мир, что обычно запрятан глубоко-глубоко внутри.
А может, и сходим еще раз.
Я на
Патреоне и
Boosty