После 13 лет охраны грузовой причала в Саранпауле, стоимостью миллиард, остался без просмотра.
Из-за прекращение финансирование от заказчика, охранное предприятия сняла своих работников из дежурство на объекте.
В северной глуши, на фоне гор Приполярного Урала, в глаза бросаются три мощных башенных крана грузового причала, расположенном на правом берегу р. Ляпин в 2-3 км от Саранпауля (ХМАО). Краны возвышаются над маленькими сельскими домами, поражая своими размерами.
Каждый портовый город мечтал иметь такие краны. Невольно думается: раз такие краны тут работают, значит в поселении все хорошо, впереди светлое будущее. Тем более поселение находится в территории Ханты -Мансийского округа, одного из самый богатейших в России.
Но как только подъезжаешь ближе, картина парадоксально меняется на противоположенную.
Стоят эти махины без дела, как бы "заморожены в разных позах". Работников нет, как и, собственно, груза в речном причале - порте. Причал размером в несколько футбольных полей находится в негодном состоянии, деформирован, появились "горки и склоны".
Рельсы, по которым должны были ходить краны, матушка земля переломала так, что и не исправить уже.
В глаза бросается неустойчивое состояние кранов, их наклон. Возможно, когда то они упадут. Это, безусловно, настораживает и хочется обходить их как можно дальше, избегая опасности.
Почему причал простаивает в таком состояние, и для чего построили?
Когда 15 лет назад начали строительство, в селе шли разные разговоры. Что грузить будут, разгружать, что привезут, что увезут?
Это потом появились цифры, о десятках тысячах тонн кварца сомнительного происхождения «взятые с потолка» для 000 "Полярный кварц".
Еще планировали как будто вывезти из Саранпауля бурого угля, - на баржах. Правда, фактор о том, что местный бурый уголь при доступе воздуха сгорает, говорил не в пользу процессу ее перевозки.
В общем, не понимая потребности причала в селе, исходя из нашего деревенского примитивного мышления, приходилось надеяться на «великий» ум властей.
Я тоже в том числе поверил важности планов властей, и в перспективу развития села. Представляя в светлом будущем силуэты многоэтажных домов и разной другой инфраструктуры в Мега-селе Саранпауль, надеясь занять свою нишу в перспективном городе, отменил уже в тот момент созревшее желание уехать из села.
Строительство причала завершили в 2005 году. По проекту еще предусматривалось строительство вспомогательных зданий. Но, скачок цен на газ и нефть, в этот раз вниз, не позволило властям дальнейшего финансирования объекта.
И, хорошо!
Строительство грузового причала обошлось для окружного бюджета то ли 230 миллионов, то ли 270 миллионов руб. ценами 2003года. Бешеные суммы в те времена!!!
Причал ни одной минуты не проработал, не провели испытательные работы, не подключили к сетям. Груза так и не появилось, да и неоткуда ему взяться. Чтобы сейчас запустить в эксплуатацию, то потребуется еще долларовый многомиллионный капитальный ремонт.
После завершения строительства причала, приняли 4-х человек сторожами. Желающих было хоть отбавляй. И на этом все... На этом «биография» Саранпаульского грузового причала заканчивается...
Непонятно, судьба причала, и что власти планируют с ней делать?
Об этой проблеме знают в самых верхах.
Губернатор Югры в курсе. Она в начале своей работы на посту губернатора критично выражалась к этим мега проектам « УП-УП», "Полярный Кварц", и к причалу в том числе.
По этой причине, в первый месяце губернаторстве, она проводила в Саранпауле совещание, посвященное этим проблемам. На совещание из уст ответственного чиновника звучало: «В зимний период, построенный причал функционирует лишь как хранилище полезных ископаемых, и только в течение навигации работает в полном режиме».
Почему губернатор тогда позволила себя поверит в эту ложь, что за невидимые течения государственных интересов ее заставили? Тогда у губернатора был шанс не поделить ответственность за эту растрату бюджетных средств. Но увы...
Попытались, как то оправдать строительство причала, но попытки оказались тщетны.
Даже хотели заставить сельским коммерсантам разгружать свой товар только через стенку причала. Не получился. Видать забили, что причал не для коммерсантов построили.
За эти годы много раз причал с одной организации на другую передавали. Сейчас, как будто передано от округа Корпорацию "Развития", а та, как будто передала на аренду "Полярный кварцу".
Однако хоть куда передай, огромные краны на фоне маленького поселение, никуда не спрячешь. Вот и стот краны в причале как символ "Памятник эпохи безрассудства".
Нужду в причале, кроме с перегрузкой мнимыми десятками тысяч тонн кварца, привязывали с планом развития промышленности в Приполярном Урале, потом с
"УП-УП". Но, эти мегапроекты, как многие выражаются, - Идеи были хороши для отмывания бюджетных средств.
Проект грузового причала в Саранпауле, как и
«Полярный Кварц», оказался мертвым. А с мертвеца ничего не возьмешь, только похоронить. А все планы и разговоры надо так то так, похожи на успокоительные речи у гроба.
А что надо делать?
Я уже два года назад предлагал :...Ликвидировать грузовой причал, попробовать хоть за какие-нибудь деньги продать краны. Если кому то они нужны, пусть за свои средства разберут и увезут. Возможно, краны еще в других портах могут работать.
Если не найдутся таких желающие, то их бесплатно отдать жителям Саранпауля на металлолом, как компенсацию за большие ожидания о светлом будущем, за неисполнение надежд. Соберутся десяток мужиков, оставшихся без работы, зацепят веревкой верх вышки, подтянуть и свалять, как легко обычно сваливают монументы вождей с пьедесталов. Распилят, погрузят на баржи и увезут сдавать на металлолом.
Метод варварский, но это лучше чем просто ждать, когда эти краны упадут сами на голову людей.
Но перед этим необходимо сделать, важный, и почти невозможный шаг. Властям надо признаться в допущенной ошибке, в отсутствии необходимости причала в Саранпауле.
Однако признаваться своих ошибок у наших властей не принято. И обвинять в ошибках и грехах предыдущих коллег из-за солидарности тоже не принято. Исходя из принципа: Не обвиняй, обвиняемый сам будешь.
Сейчас нет смысла искать виновных в заказе и строительстве причала, все равно не найти, да и будет чревато последствием, так как подобные памятники строятся и сегодня. Но ведь надо как-то признаваться в допущенных ошибках, чтобы решить проблему.
Не мне же их учить?
Возможно, есть альтернативный вариант, отремонтировать площадку, поменять рельсы, выровнять площадку, снять аварийность. Однако, в таком случае, через несколько лет опять вернемся к предложенному варианту - Снести краны!
Сейчас в бюджете кончаются бесхозные миллиарды. Подобные конторы как "Полярный Кварц", или Корпорация "Развития", без бюджетного финансирование перестают существовать. "Их" объекты как этот причал, остаются без охрана и обслуживание.
Скоро, когда оттает снег, и станет доступно подъезда к причалу, то сотни Саранпаульские сельчане, кинутся туда за цветным металом, потом убеждаясь что нет контроля, уже не стесняясь, будут разгромить все.
И не надо потом сельчан обвинять в грабеже и вандализме, ограждая вандалов и грабителей государственных миллиардов.
А вы друзья что скажете?
Что делать?
Вечно дежурить?
Нет?
А куда их деть?
Ну помогите прошу, выйти с причального тупика!