Мегаущерб "УП-УП"

May 20, 2015 11:35

Статья «Урал Промышленный - Урал Полярный» Мегапроект или Мегаущерб? я написал в 2009 году.  Ее печатали в  Независимом Газете , в  газете Жизнь Югры, публиковался в  сайте Урал Приполярный . Публикую и тут без изменение.

Райские места окружают поселок Саранпауль.  Вокруг  удивительные  красотой горы Приполярного Урала, растянувшиеся на сотни километров от юга на север, где еще обитают волк и медведь, дикий олень и  лось,  в реках,  подпитывающих  их недра хрустально  прозрачной водой,  плавают хариус и таймень.  А чуть ниже в этих же  реках, на  равнине,  есть окунь, язь,  щука, нельма, сосвинская селедка.   Утром яркие солнечные лучи, упираются на снежный хребет гор Приполярного Урала,  и кажутся  как  зеркальное отражение,  будто вот они рядом, хоть рукой подай.  Чего еще нам жителям поселка надо, бери с природы все, радуйся, наслаждайся и живи в гармонии с ее красотой. Только из-за проблемы  оторванности от большой земли, мы стали  заложниками этой красоты и отшельниками цивилизации.

Авиа рейсы,  связывающие наш поселок с  большой землей,  дотируются   с окружного бюджета.   Дико  высокие цены монополиста авиакомпании,  и соответственно малая сумма окружных дотаций,   не покрывают потребность всех желающих  улететь и прилететь.  В летний период до нас можно добираться еще водным путем, однако,  плавание  на  транспортных  средствах  - «Трамваях» и «тапочках»,  построенных в пятидесятых годах, с районного центра до нас в течение суток напоминает  пересылку заключенных по этапу,  как описано в романе Солженицына  «Архипелаг Гулаг».
Слава богу,  хотят строить дороги,  скоро за  десять часов  мы окажемся  на большой земле.  Ура, ура.

Планируется властями строительство железной дороги параллельно Уральским горам по восточному склону для промышленной разработки Приполярного и Полярного Урала,  по программе с громким названием мега проект «Урал Промышленный - Урал Полярный».   Наш поселок Саранпауль,  находясь в удобном  географическом расположении, у подножия  гор Приполярного Урала,  занимает важную  роль в этом проекте.   Плюсов  должно быть много для поселка,  жителей и для меня тоже.   Как местный предприниматель смогу  хорошо заработать не только во время  строительства дорог и инфраструктуры, но и в будущем,  занимая  свою устойчивую нишу в промышленном городе Мегасаранпауле.

Однако  разговоры вокруг  проекта,  многочисленные нестыковки, само начало  мега проекта,   настораживает и вынуждает меня на размышления.  С каждым днем добавляется недоверие к мега проекту, возникает сомнение,  в искренних  желаниях и целях инициаторов.  Много вопросов и много почему,  и это только по части Приполярного Урала.

Много  лет назад  от поселка Саранпауль в сторону Уральских гор,  построили 100 км  гравийной дороги.  Цель окружных  властей под руководством  Филиппенко А.:  развитие промышленности в  Приполярном Урале.  Согласно планам автодорога должно было соединить Саранпауль с геологической базой Хальмерю и далее.  Тогда же,  в верховьях реки    Хальмерю построили огромный завод  по  переработке  коренного золота.   На строительство завода с импортными технологиями и поселок для проживания  заводчан в горах, потратили много миллиардов рублей.

Помнится, пока шло строительство,  по всей России рассказывали о нескончаемых тоннах золота, проводили там шумные геологические форумы с участием высоких чинов и известных геологов России. Местные геологи и жители Саранпауля, а также  многие другие знали: там золота нет, государственные запасы липовые. Когда запустили завод,  и «они» убедились в этом, оказалось содержание и количество золота в этом месторождении не достаточно. Строители врядли не знали об этом, и это не было для них сюрпризом.

В итоге,  сто грамм добытого золота обошлись  миллиарды рублей.  Сегодня разваленный завод продан за копейки, меньше цены металлолома, в частные руки.

Кто виноват, кого наказали?  А хотели еще туда дорогу тянуть, чтобы вывозить золото? Эту часть дороги хорошо, что не построили, однако власти округа на этом не остановились.

В недрах администрации ХМАО родилась программа «Полярный Кварц».
Проводили пресс конференции, программы по телевидению, в газетах и журналах громко рассказывали о новых технологиях, о каких-то «кварцевых трубках» и т.д.

По этой программе рядом с  поселком  построили  огромный причал  с  3-я башенными кранами, такой, что  не в каждом  промышленном  городе мечтали иметь.
Основная задача причала - перегрузка тысяч тонн кварцевого  концентрата на водный транспорт.   Также по программе   «Полярный Кварц»,  построили  огромнейший завод для первичной обработки жильного кварца в горах,  на устье  двух чистейших водных рек: Щекурья и Пуйва. Строительство в этом месте  не находит логического обоснования и мотивации.  Много лет стоит и мозолит глаза проезжим туристам.

По этой программе для дальнейшей переработки до «трубок» уже много лет строят и не достроили завод в городе Нягани.  Уже потрачено очень много миллиардов.
В разговорах и отчетах умышленно убавляют потраченную сумму во много  раз.  Сейчас идут  споры, есть ли  запасы кварца и какого они качества?  Если даже представим, что есть качественное сырье и его хватит, дай бог на год,  то с такими черепашьими шагами  в строительстве, стократной дороговизне стройки, их продукция будет не конкурентоспособной.
Однако, каждый год   для  поддержки  программы  «Полярный Кварц»  подбрасывают  окружные и федеральные сотни миллионов, чтобы не создавать противоречивый прецедент.

Согласно  геологическим прогнозам  в Приполярном Урале должны быть запасы алмазов. На этом, или на каком основании, остается вопрос, однако  округ в  Ханты-Мансийске построил огромный завод огранки брильянтов.  Потом  отправили геологов в горы, на поиск алмазов.  Однако драгоценные камни там не нашли, и завод  даже не запустили,  Де Бирсу не обогнали, дело до огранки не дошло.

Тысяча людей видят, понимают абсурдность этих начинаний, а слышат от высших чиновников абсолютно противоположное.  Вместо того чтобы остановится, одуматься, сделать выводы,  окрыленные своими недальновидными   планами,  бывшая окружная администрация во главе Филиппенко А. В., стала инициатором еще крупнее  проекта «Мега проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» на  федеральном уровне.
Сейчас этот проект протежирует полпред по УРФО.  Первоначально, планировали строительство железных дорог, в том числе для перевозки кварцевого концентрата.  Похоже, решили, что через причал не успеют.   На составление и защиту проектных работ  потрачено более семи миллиардов.  Сумма шокирует, тем более, если учитывать, что не все работы по проекту сделаны. Об этом вроде идут разборки…

Почему? В чем дело?  Неужели  их, вышестоящих вводят в заблуждение? А  может быть  есть другая причина?

Конкретный пример.   Новоназначенный губернатор Югры,  для ознакомления с  мега проектом « УП-УП», провела  совещание  именно в пос. Саранпауль, чтобы от первых источников услышать все о нем.  На нем присутствовали  высшие окружные чиновники.   Губернатор явно выражала сомнение о целесообразности  проекта «УП-УП».   Однако, ее настойчиво старались убедить в обратном.   По словам одного чиновника,  директора департамента развития Приполярного Урала Александр Шпиренко: «В настоящее время (зимний период), построенный причал функционирует лишь как хранилище полезных ископаемых, и только в течение навигации работает в полном режиме».  Это была наглая ложь, на причале еще конь не валялся.  Завершили строительство в 2005году,  а до сих пор  даже одной минуты не работал, но зато уже требуется многомиллионный капитальный ремонт для остановки падения одной башни. Как он далее отметил, проект "Урал промышленный - Урал Полярный" предполагает диверсификацию экономики Югры, то есть ее уход от нефтяной зависимости.

Попробуем только представить сколько эшелонов золота в день должны вывести из недр Приполярного Урала,  чтобы заменить миллиарды  тонн  нефти и газа Югры.  Интересно, на какую аудиторию  рассчитан этот позорный обман.  Получается,  ответственный чиновник  явно, нагло обманывает губернатора, тот не имея  других источников информации, вынуждено верит и доверяет ему.  Вот так надувается мыльный пузырь.  Наверно  также преподносили  бывшему губернатору Филиппенко.
Видимо  предчувствие скорейшего зарабатывания  триллионов долларов из  беспредельного богатства  Приполярного Урала, подвигло губернатора окрылено продвинуть идею строительства железных дорог.  Эту идею тогда подержал   уполномоченный представитель президента УРФО Латышев,  и так и далее.  Могло быть иначе?  Представим ситуацию, когда-то во время  раскрутки проекта кто-то, на каком-то этапе,  понял истинное положения дел,  и вышестоящим  признается о несоответствии.   Нет,  в России такого не бывает.   В таких ситуациях случается  инфаркт,  но  признание не поступает.  Вероятно, так надувался этот мыльный пузырь,  который, когда-то лопнет.  И чем позже, тем хлопок будет громче и опаснее.

Раз идея приобрела контуры федерального уровня, благодаря высшим чиновникам, то  соответственно,   планомерно к этому стали  прилипать и помогать разного рода чиновники, функционеры,   институты, которые  со своей стороны  подбрасывают  дрова в огонь.  Уральские горы возможно богаты геологическими запасами. Несомненно, много запасов в горах  Приполярного и Полярного Урала.  Начиная со времен Демидова, уральские месторождения, в царские годы поднимали экономику России.  Благодаря  запасам полезных ископаемых,  и зауральским  промышленным городам,  Россия была спасена от немецкой оккупации во времена Великой Отечественной войны.

Зачем сегодняшняя спешка,  разве Россия  осталась без металла?  Заводы простаивают?  Да нет, если они стоят, то только из-за отсутствия заказов. Сегодня не организуются геологические экспедиции,  денег на геологоразведочные работы нет и заказов тоже.  На строительство железнодорожной дороги триллион находят.

По логике вещей, надо бы сначала запасы  детально разведывать, с помощью геологов.  Когда  запасы сомнительные  необходимо привлекать специалистов для проверки  этих расчетов, чтобы не получилось как в истории с Хальмеринским золотом, Неройкинским кварцем, Ханты-мансийскими брильянтами и т.д.  Подтвердились геологические запасы - это хорошо. Не надо болеть эпохальным эгоизмом,  а надо заботиться и о будущих поколениях.   Пусть они решают, как использовать  оставленные им запасы.

Громко рассказывают  о проекте "УП-УП", как совместное, государственно и частное.  Однако почему то  на сегодняшний  день государство уже потратило  на проект много миллиардов, а   частник еще ни одной копейки не вложил.  Фирмы, которые готовы сотрудничать в проекте, перечисляемые автором, не что иное,  как желающие участвовать в строительстве в роле подрядчика.  Вместо них могут претендовать  многие другие желающие,  были бы хорошие заказы  подтверждены государственными гарантиями, они и с другой планеты  прилетят.

Пару абзацев о программе «УП-УП»: программа рассчитана для перевозки руды и кварцевого концентрата в условиях промышленной добычи на Приполярном Урале.  Вот почему уже много лет вынуждены выделять сотни миллионов для показа видимости работ Полярного Кварца.   А то, трудно объяснить обывателю, завод закрыли, а ж.д. строят, чтобы вывести кварцевый концентрат.
А далее: «Надежное обеспечение отечественным сырьем предприятий Уральского федерального округа (УрФО) и, как следствие, повышение их конкурентоспособности приведет и к сохранению уже имеющихся рабочих мест в металлургической и машиностроительной отраслях округа».  Строительство железной дороги даст работу  заводам южного Урала, в виде одновременного промышленного заказа, а именно выпуск рельсов  георешетки, шпал,  и другое.  По русской пословице, дело обстоит и того лучше.   Он  зимой держит лошадей,  чтобы летом возить сено, а сено возит, чтобы лошадей зимой кормить.  А здесь планируют строить дороги, чтобы по ней вывозить, то, чего нет.

Во вступлениях один  инициатор  в защиту «УП-УП»  преподносит, что вот дорогу построим, и геологам легче будет добираться на место предполагаемой  разведки.  Это что?   В  УРФО  придумали  «нано технологию»,  геологов к месту поисков на поезде подвозить?!

Обещают, откроется  73000 рабочих мест. Это успокоительные пилюли,  для местного простого народа. Почему именно столько, а не тысяча больше или меньше, откуда  такие четкие расчеты?   Где именно будут работать? На том же «Полярном кварце»?

Если все делается чтобы осчастливить этих людей,  то зачем тратить триллион,  лучше раздать им, они безбедно за эти деньги двести лет проживут в Швейцарии.  Поделите и удивитесь.   Лично меня не смущает  сумма  с девятью нулями.   И то,  что вначале  проектирования  сумма была в десять  раз меньше, чем сейчас,  и что  после начала стройки появляются разные  дополнительные  работы,   в результате чего  увеличивается финансирование во много раз,  меня тоже не смущает.   В последние 10 лет это стало российской традицией, и удивляться не стоит.   Окажется, что расходы на один км. этой дороги  тратится больше чем на строительство туннеля под Ламаншем, или  «Большого адронного коллайдера»,  не удивительно, это тоже  российская традиция.

Не волнует даже вопрос, почему  именно во время экономического кризиса вдруг возникла острая необходимость  потратить  триллион рублей на сомнительный проект?   Обеспокоен тем, что тратя государственный триллион, и обогащаясь, они  принесут огромный ущерб нашей общей природе.

Обещают для соблюдения экологии во время строительства, привлекать институты, внедрить ноу-хау методы и т.д.  Уже много лет в притоке одной из рек Приполярного Урала,  Маньи,  старатели моют золото. Работает  20 - 30 человек, только в летний короткий сезон. С  несколькими  тракторами и маломощными драгами они  моют  до 50 кг. золота.  Не буду говорить о  нарушениях в технологии, могу утверждать, что в результате, ранее считавшаяся самая нерестовая река Приполярного Урала, в которую заходили  тысячи тонн сырка, нельмы, сосвинской селедки на нерест,  в последние годы стала абсолютно без рыбы.
За варварское уничтожение экосистемы огромного водоема не только не наказывают,  даже вопрос об этом не стоит.  Зато бедного рыбака за нелицензировано  пойманный мешок рыбы  могут посадить в тюрьму или обложить крупным штрафом. На наших глазах погибла  река, и некому нет до этого дела. У местных властей даже нет намерения с кого-то спросить и наказать.

В верховьях другой реки - Щекурья,  раньше  добывали кварц. Уже двадцать лет в эту реку не заходит сырок и щекур.  Также работы по поиску золота велись на реке Хальмерю.  В результате, - такая же картина.  Вывод такой, в тех реках, где велись хоть какие-то земляные работы,  рыба исчезла.

Планируемая железная дорога параллельно Уральским горам пересечет сотни нерестовых  рек и ручьев.  При строительстве будут  взрывать, тысячи тракторов и экскаваторов рыть горы. В тысячу раз больше, чем у золотарей.
Тот же государство и те же контролирующие органы. Почему  завтра, когда на кон поставлены  триллионы рублей, станут лучше контролировать экологию, чем сегодня?
Обещают внедрить чуть ли не «нано экологию». Интересно,  кто  верит  заверению властей? Многие давно перестали, я тоже.  Я давно верю своим глазам, а не чьим-либо пустым словам.  Если сотни обещаний, указов, распоряжений  президента,  премьера России не выполняются, от чего же ниже сидящие чиновники должны?

Не регулируемый  и бесконтрольный интенсивный наезд строителей (горе охотников и рыбаков) и технологический  беспредел над экосистемой  будет чреват своими последствиями, как поле после атак саранчи. До запуска первого поезда и даже на стадии строительства  исчезнут в реках и  так уже близкие к исчезновению хариус и таймень, в горох лоси и дикие олени.  Некогда известные своей красотой горы Приполярного Урала с огромным потенциалом рекреации и туризма,  уже разрытыми шрамами на теле, голыми вершинами пристанут в свете безжизненного лунного пейзажа. Ради чего все это?

Что взамен получит  население, проживающие  ниже в бассейне  реки  Северная Сосьва, я и гражданин России?  На заработанных миллиардах хозяева стройки  построят вилы на берегах за океаном, будут есть заморскую икру, а у местного жителя отнимут возможность  доступной и полезной пищи.
Если  проект поддерживает  премьер страны(пишуть что так и есть), то он  заблуждается. Ему преподнесли состояние дел в таком  свете: «В настоящее время (зимний период), построенный причал функционирует лишь как хранилище полезных ископаемых, и только в течение навигации работает в полном режиме» ..

Вначале раскрутки проекта  говорили:  дороги строят для вывоза  богатств с Приполярного и Полярного Урала. Сегодня уже говорят,  будут  вывозить газовый конденсат с Ямала.  Завтра найдут  другие доводы, если и это не прокатит.
Возникает вопрос, почему вдруг многие так рвутся строить эти дороги?   Неужели,  кто то,  хочет оставить свое имя на одной странице истории, рядом со П. А. Столыпиным, чье имя связано с строительством Транссибирской магистрали, которую построили голыми руками в начале прошлого столетия.   Есть еще другая дорога от  Салехарда до Надыма, правда недостроенная.  Она связана с именем Сталина,  называется «Мертвая дорога». Дороги «УП - УП» идут и по тем местам.
Вышеперечисленные факторы подталкивают к мысли, что  «УП-УП» поделит судьбу того трагического,  утопического и бессмысленного строительства железной дороги Салехард - Игарка в 1947-1953 г.г., и можно считать одним из самых катастрофических проектов, страшнее чем  ГУЛАГ.

Для придания важности проекту преподносятся слова президента, премьера в таком ракурсе, что получается, вроде те не против, а скорее за.  Идет планомерная борьба,  блокировано информационное пространство от нежелательных выступлений против проекта.    В защиту проекта тратятся большие деньги.

При любых целях этого строительства,  оно  приставляется как очень хорошая шабашка, с огромными жирными кусками, с потенциально высоким откатным содержанием. Продвинутая когда-то идея развития проминдустрии на восточном склоне Урала, многие ее взяли за основу, для привлечения федеральных бесхозных миллиардов, далеко от центра в глуши и от нежелательных глаз.
Чтобы достичь цели, чиновники разного уровня, предчувствуя запах жирного куска,  раскручивают и всячески поддерживают проект.  На кон поставлена огромная сумма, за которую можно родину и мать продать. Вот почему они торопятся  строить именно сегодня.  Пока от нефтяных скважин накапало много финансового жира в казну России, им попировать хочется.   Не зря  УРФО в России заслужено считается российской Сицилией.

Помниться в нашем округе собирались  построить  канатные дороги между городами.  В центре Ханты- Мансийска хотели воздвигнуть  башню-небоскреб "Кристалл".  Не получилось, и этот проект не получится.
Видимо наши правители не читали библейской истории о вавилонской башне. Название «Мертвая дорога» первоначально именовали как «501-я стройка или Великая северная магистраль ».
Мега проект «УП-УП» потом назовут  Мега ущерб «УП-УП».

В других демократических странах под общественным прессом уже давно  лопнул бы такой мыльный пузырь.  У нас иначе.
Бесспорно, дороги необходимы, они с собой несут цивилизацию, благополучие. Но сегодня необходимо объявить  мораторий  на 10 лет на любые строительные работы в горах Урала. За это время провести необходимые геологоразведочные работы.  Научиться вести  работы по добыче по мировым стандартам (например,  когда моют золото, а водоем не загрязняют).

Перед тем, как подобный  проект государственного масштаба начинать,  необходимо его обсуждать общественно.   За время моратория  в России придут к новому мышлению,  научаться относится к своим богатствам бережливо.  С учетом новых технологий при разработках и строительстве дорог и при этом сохранении территории для возможности туризма и рекреации.

Пусть меня упрекнут за отсутствие заботы о своем благополучии,  своем здоровье, и  близких,  но таких дорог, необходимость которых основывается на лжи и обмане с их губительными  последствиями,  лично мне не надо.  Нам не заработать  на этом строительстве так, чтобы покинуть эти места,  мы останемся в этих местах, и поэтому это строительство нам  надо остановить.
Однако, я понимаю, хоть какие статьи пиши, все равно начатое дело будут продолжать, пока есть деньги.
Россия же ...

Саранпауль, 2009год,
Маркосян Усик

Архив, помятники эпоха безрассудство

Previous post Next post
Up