У каждого человека первое представление о своей стране начинается с места своего жительства. Особенно те, которые по воле судьбы, долго не выезжают со своего гнезда. Такое явление особенно присуще замкнутым селам и деревням, к которым и относится Саранпауль.
Когда плаваешь на лодке по реке, в северной глуши, вдалеке, на фоне гор Приполярного Урала, в глаза бросаются три мощных башенных крана грузового причала, расположенном на правом берегу р. Ляпин в 2-3 км ниже по течению от Саранпауля. Краны возвышаются над маленькими сельскими домами, поражая своими размерами. Каждый портовый город мечтал иметь такие краны. Невольно думается: раз такие краны тут работают, значит в поселении все хорошо. Тем более поселение находится в территории Ханты -Мансийского округа, одного из самый богатейших в России. Значить все здесь радужно, впереди светлое будущее, и переполняет гордость за наш поселок...
Но как только подъезжаешь ближе, картина парадоксально меняется на противоположенную.
Стоят эти махины без дела, как бы "заморожены в разных позах". Работников нет, как и, собственно, груза в речном причале - порте. Причал размером в несколько футбольных полей находится в негодном состоянии, деформирован, появились "горки и склоны". Рельсы, по которым должны были ходить краны, матушка земля переломала так, что и не исправить уже. Вот тут по- настоящему гордость грудь переполняет за мощь матушки земли... В глаза бросается неустойчивое состояние кранов, их наклон. Возможно, когда то они упадут. Это, безусловно, настораживает и хочется обходить их как можно дальше, избегая опасности.
От села до причала построена 3 км гравийная дорога. Требуется капитальный ремонт. По такой дороге можно проехать только со скоростью не больше 20км в час.
Почему причал простаивает в таком состояние, для кого, и для чего построили?
Когда 15 лет назад начали строительство, в селе шли разные разговоры. Что грузить будут, разгружать, что привезут, что увезут? Полезных ископаемых местная геологоразведочная экспедиция в таких масштабах еще не находила (и сейчас тоже нет). Не находя ответов на эти вопросы, начали верить слухам. Будто хотят привезти атомные отходы на хранение в штольнях Уральских гор. И что Урал самые сейсмостойкие горы, и в этих целях пригодится.
Это потом появились цифры, о десятках тысячах тонн кварца сомнительного происхождения. Как обычно говорят: «взятые с потолка».
Еще планировали вывезти из Саранпауля бурого угля, - на баржах. Правда, много факторов говорили не в пользу этому процессу, делая перевозка угля невероятным.
В общем, не понимая потребности причала в селе, исходя из нашего деревенского примитивного мышления, приходилось надеяться на «великий» ум властей. Значит неспроста отгрохают такой причал.
Автор этих слов, в том числе, тоже поверил важности планов властей, и в перспективу развития села. Представляя в светлом будущем силуэты многоэтажных домов и разной другой инфраструктуры в Мега-селе Саранпауль, надеясь занять свою нишу в перспективном городе, отменил уже в тот момент созревшее желание уехать из села. Как говорят от счастья, не уехал, остался счастье в Саранпауле искать.
Строительство причала завершили в 2005 году. По проекту еще предусматривалось строительство крытых складов, вспомогательных зданий и сооружений. Но при строительстве, финансирования (то ли 230 миллионов, то ли 270 миллионов руб. ценами 2003года. Бешеные суммы!!! ) не хватило. Округ не добавил, очередной скачок цен на газ и нефть, в этот раз вниз, не позволило властям дальнейшего финансирования объекта.
И, Слава Богу! Сегодня, зато меньше проблем.
Причал до сих пор ни одной минуты не проработал, не провели испытательные работы, не подключили к сетям. Груза так и не появилось, да и неоткуда ему взяться. Чтобы запустить в эксплуатацию, то потребуется еще долларовый многомиллионный капитальный ремонт.
Тогда, после завершения строительства причала, приняли 4-х человек сторожами. Желающих было хоть отбавляй. Устроились крепкие мужики, ведь ожидался нелегкий труд. И на этом все... Дальше многоточие... На этом «биография» Саранпаульского грузового причала заканчивается...
Сторожа сначала получали достойную зарплату по деревенским меркам. Со временем их зарплата стало мизерной, сейчас получают по 10тыс. рублей. Но для села Саранпауль, при отсутствии другого, и за такие зарплаты держатся, тем более они кроме как сторожить, все остальное отучились.
Непонятно, чем это закончится, что власти планируют? Возможно, надеются, что все само по себе пройдет?
Об этой проблеме знают в самых верхах.
Губернатор Югры в курсе. Она в начале своей работы на посту губернатора критично и подозрением выражалась к этим мега проектам « УП-УП», "Полярный Кварц", и к причалу в том числе. И наверно по этой причине, в первый месяце губернаторстве, она проводила в Саранпауле совещание, посвященное этим проблемам. На совещание из уст ответственного чиновника звучало: «В зимний период, построенный причал функционирует лишь как хранилище полезных ископаемых, и только в течение навигации работает в полном режиме». Почему губернатор тогда позволила себя поверит в эту ложь, что за невидимые течения государственных или каких то других интересов ее заставили? Она же летела над этим причалом, ей же показывали? Тогда у губернатора был шанс не поделить ответственность за эту растрату бюджетных средств.
Попытались, как то реанимировать, оправдать строительство причала, но попытки оказались тщетны.
Пробовали организовать ежегодный северный завоз угля для нужд села Саранпауль, на причале разгружать, как на временную площадку, без использования причальных кранов. Не вышло, не договорились по цене, неудобно, дороговато доставка до котельных.
Несколько лет назад, хотели запретить сельским коммерсантам разгружать свой товар с баржи где попало, а разрешить только через стенку причала. Представляете! Несколько сотен тонн груза за сезон для этих кранов. Причал не для коммерсантов же построили?
За эти годы столько раз с одной организации на другую передавали (концы преступление спрятали). Сейчас, кому причал принадлежит, непонятно. Да это и не так важно.
Хоть куда передай под отчёт, краны никуда не спрячешь.
Нужду в причале, кроме с перегрузкой мнимыми десятками тысяч тонн кварца, привязывают с планом развития промышленности в Приполярном Урале, или планируемой железной дорогой Полуночной - Лабытнанги. Но, эти мегапроекты не реалистичны, полнейший мрак в конечных их целях. И как многие выражаются, - Идеи хороши для отмывания бюджетных средств, хотя и так достаточно уже отмыли.
Проект грузового причала в Саранпауле, как и «Полярный Кварц», оказался мертвым. А с мертвеца ничего не возьмешь, только похоронить. А все эти планы и разговоры похожи на успокоительные речи у гроба.
А что надо делать?
Надо ликвидировать грузовой причал, попробовать хоть за какие-нибудь деньги продать краны. Если кому то они нужны, пусть за свои средства разберут и увезут. Возможно, краны еще в других портах могут работать. Если не найдутся таких желающие, то отдать бесплатно жителям Саранпауля на металлолом, как компенсацию за большие ожидания о светлом будущем, за неисполнение надежд. Соберутся десяток мужиков, оставшихся без работы, зацепят веревкой верх вышки, подтянуть и свалять, как легко обычно сваливают монументы вождей с пьедесталов. Распилят, погрузят на баржи и увезут сдавать на металлолом.
Метод варварский, но это лучше чем просто ждать, когда эти краны упадут сами.
Но перед этим необходимо сделать, важный, и почти невозможный первый шаг. Властям надо признаться в допущенной ошибке, в отсутствии необходимости грузового причала в Саранпауле.
Однако признаваться своих ошибок у наших властей не принято. И обвинять в ошибках и грехах предыдущих коллег из-за солидарности тоже не принято. Исходя из принципа: Не обвиняй, обвиняемый сам будешь.
Сейчас нет смысла искать конкретных чиновников, виновных в заказе и строительстве этого объекта, да и будет чревато последствием, так как подобные памятники строятся и сегодня. Но ведь надо как-то признаваться в допущенных ошибках, чтобы решить проблему.
Не мне же их учить?
Возможно, есть альтернативный вариант, отремонтировать площадку, поменять рельсы, выровнять площадку, снять аварийность. Однако, в таком случае, через несколько лет опять вернемся к предложенному варианту - Снести краны!
Когда рассеялась строительная пыль и иллюзионный туман, и на месте мега проектов стоят памятники эпохи безрассудства, лично я понял, что живу в бесперспективном селе.
Открыл тему от злости и безысходности, от скуки и бездельничества, чтобы хоть немного разнообразить своей скучное времяпровождение.