Хаяо Миядзаки, культовый режиссёр аниме (вы, конечно, смотрели «
Ходячий замок» и «
Унесённые призраками»?), сообщил сегодня, что, мол, хватит это терпеть, он устал, он уходит, короче - больше не будет снимать гениальные работы. По крайней мере, в качестве режиссёра,
сообщает нам «Гардиан». Свой последний фильм «
Ветер крепчает» он
представил в минувшие выходные на Венском фестивале.
А знаете ли вы, что Хаяо Миядзаки - большой поклонник советских мультиков «Ёжик в тумане» и «Снежная королева»? А его «Ходячий замок» из одноименного фильма навеян образами из русских сказок. Сам Миядзаки говорил: «Был такой смешной домик на куриных ногах, в котором жила эта, как её… Баба-яга. Мне это очень понравилось, и так я придумал мой Замок».
Чем теперь нам будет радовать его студия «Гилби», я не знаю, но знаю, что по этому случаю сделать. В дни прощания с творческими гигантами всегда хочется окинуть взором их творческий (и жизненный) путь. Вот ровно такуую возможность я вам и предоставляю. Позвольте вам представить статью, написанную для бумажного журнала «ЖЖ» (как-то я уже
знакомил вас с материалами из него), - история успеха японского аниматора!
Откуда растут крылья?
Аниме - это новая Вселенная. И, в отличие от нашей, у этой Вселенной много творцов. Хаяо Миядзаки - один из родителей этого мира. Его крылатая фантазия подарила среду обитания тем, кто фантазирует, одевается и мыслит, как герои его мультфильмов
Когда-то Хаяо Миядзаки был примерным юношей, который должен был пополнить ряды не менее примерных японских служащих. Он поступил в университет Гакусюин и закончил его в 1963 по специальности «политология и экономика». Но, похоже, после получения диплома этот парень сразу же сошёл с ума. Вместо того чтобы начать карьеру по красивой специальности, Миядзаки проходит трёхмесячные курсы и устраивается на работу в киностудию “Toei Animation” простым фазовщиком - художником, который рисует отдельные кадры. И всё-таки многие чудеса в жизни предопределены и вполне объяснимы. Оказывается, у Миядзаки с детства «росли крылья». Однако потребовалось стать взрослым человеком, чтобы не побояться развернуть их и, простите за высокопарность, воспарить.
Самолётики
Нельзя сказать, чтобы Хаяо родился вовремя - в январе 1941 в Токио. Скажем так, можно было бы найти и более удачное время для счастливого детства, чем военные годы. Затор с родителями парню повезло: отец был директором авиационного завода, производившего крылья для истребителей, а дядя - владельцем этого предприятия. Поэтому малыш не голодал и целыми днями рисовал самолёты. По большому счёту парень рос «как все» и единственное, что омрачало эти годы, - болезнь матери. Семье приходилось частенько переезжать в места с более благоприятным климатом или где есть более продвинутая лечебница, где мама лечилась от туберкулеза.
Мы пойдём не таким путем, не таким путём надо идти!
На третьем году обучения в старшей школе Хаяо увидел первое полноцветное аниме - «Легенда о белой зиме». Это так впечатлило Миядзаки, что он увлёкся идеей делать мультфильмы и принялся рисовать людей. Но на том всё и закончилось. Никто не думал, что сын инженера будет всерьёз заниматься анимацией, а сам Миядзаки просто делал то, что ему нравится. Должно пройти ещё немало лет, прежде чем он поймёт, что только так и правильно жить - делать то, что нравится! И тогда он поменяет отцовские железные крылья на свои собственные - иллюзорные.
Хаяо закончил университет и наотрез отказался идти по стопам отца - даже грандиозный семейный скандал не смог остановить юношу. Хотя для такого поступка нужно быть очень смелым человеком: в Японии принято бояться всего трёх вещей - землетрясения, цунами и гнева отца. Неизвестно, как с первыми двумя, но третьей стихии художник не убоялся.
Всё и сразу
Что парень на своём месте - стало ясно сразу. Руководство студии замечает талантливого аниматора и поручает ему более серьёзную работу. Уже через год Миядзаки предлагает изменения в сценарии и координирует прорисовку этих изменений при работе над «Космическими похождениями Гулливера».
В этом же году Хаяо познакомился с сослуживицей Акеми Ота, которая работала на студии аниматором. Что могло больше привлечь внимание одержимого Миядзаки, чем единомышленница, притом привлекательная! Они поженились и уже не расставались - Акеми вместе с мужем кочевала по студиям. Тогда же Миядзаки познакомился с человеком, ставшим его другом и товарищем на долгие годы - начинающим режиссёром Исао Такахато. Вместе с ним Хаяо работает над полнометражным фильмом «Храбрый солнечный принц», который стал очень модным в молодёжных кругах. В следующем году супруги Миядзаки стали ведущими аниматорами в мультфильмах «Кот в сапогах» и «Корабль-призрак», которые, припомните, пользовались большой популярностью в российских кинотеатрах.
Верной дорогой!
Несмотря на зрительский успех работ Миядзаки, руководство студии было не очень довольно молодыми аниматорами. Наш герой ещё в университете увлекался идеями марксизма. Вместе с другом Такахато они создали на студии профсоюз художников, через который изясьным, згуцим и имосиональным слогом требовали повышения зарплат и введения различных социальных льгот. Кому из руководства понравится, когда под боком такая «пороховая бочка»? Работать на “Toei Animation” стало невозможно и в 1971 друзья впервые пробуют уйти в свободный полёт - создают собственную студию “A Pro”. Одним из проектов должен был стать сериал «Пеппи Длинныйчулок». Миядзаки даже поехал в Швецию, чтобы договориться с Астрид Линдгрен об экранизации, но писательница не дала своего согласия неизвестному японцу. Жить на что-то было надо, и товарищи устроились в студию TSM, где впряглись в работу над сериалом «Люпен III».
Яблоко яблоку рознь?
Затем были сняты фильмы «Панда большая и маленькая» и - продолжение - «Цирк под дождём». На премьеру «Цирка» Миядзаки привёл двух своих сыновей, Горо и Кейсукэ. Мальчикам понравилось очень!
Впоследствии Горо пошёл по стопам папаши, он даже снял мультфильм «Волшебник Земноморья», заметьте, вопреки воле отца. Хаяо напророчил фильму провал из-за некомпетентности сына. Какое-то время они даже не разговаривали друг с другом. Но потихоньку страсти в семье поутихли, ведь фильм оказался вовсе не так уж плох. И как всё-таки быстро родители забывают свои молодые амбиции!
Второй сын решил, что аниматоров в семье уже достаточно и стал резчиком по дереву - он создавал фигуры для студии Ghibli (запомните это название). Теперь он состоявшийся художник-автоксилограф, широко известный среди узкого круга поклонников этого искусства.
Набродяжничались
Очередной раз сменив студию, Миядзаки и Такахато запускают несколько телесериалов по произведениям западной литературы, а также мультсериал «Конан», который впервые (!) показали на японском государственном канале NHK. А следующим шагом к успеху стала полнометражный фильм «Люпен III, замок Калиостро»; в течение многих лет он считался в Японии лучшим аниме (хоть в прокат иди!).
Однажды утром Миядзаки проснулся с новой идеей: делать мангу. А как решил, так и сделал - в журнале «Анимэйдж» печатается его роман в картинках «Навзикая из Долины ветров». Издатели изначально запретили экранизировать роман, но потом - попробуй понять этих японцев! - сами же пошли на попятный, и в 1984 вышел полнометражный двухчасовой фильм. Главная героиня с нежным, чарующим именем Навзикая продержалась на первом месте в рейтинге популярности анимэшных героев до 1991!!! Это был триумф, после которого Миядзаки сразу же окрестили «живым классиком», «мэтром» и «ох_уж_этим_Миядзаки».
На волне успеха аниматор создал студию Ghibli (встречалось уже где-то в тексте, не так ли?). Её название навеяно детскими воспоминаниями. Дело в том, что Миядзаки особенно сильно увлекался аэропланами и лёгкими истребителями 1930-1940-х. «Гибли» - это итальянские истребители, наименованные так по берберийскому названию ветра, дующего из Сахары.
Работа в стенах «истребителя» кипит вовсю! Выпускаются фильмы, совсем не похожие на «Навзикаю»: теперь Миядзаки сам волен выбирать, он может позволить себе делать только то, что интересно. Ghibli выпускает фильм по мотивам произведений Свифта «Небесный замок Лапута», антивоенную картину Такахато «Могила светлячков» и, наконец, сказку Миядзаки «Сосед Тороро». Успех очаровательной «Навзикаи» был даже превзойдён: «Тороро» по опросам уступил только «Семи самураям» Куросавы! На заметку геральдистам: позднее борцы с расширением городов сделали Тороро своей эмблемой.
Пророк не своего отечества
Всё это время в журнале «Анимэйдж» продолжала печататься история приснопамятной Навзикаи. Сюжет становился всё более закрученным. По замыслу Миядзаки, империя потерпела крах; сам автор опасался, что история станет слишком оторванной от жизни, но... В это же время неожиданно для всего мира потерпела крах самая, казалось бы, незыблемая империя мира - Советский Союз. Совпадение? Наверное, но уж очень явное. Какая уж тут оторванность от жизни, тут практически пророческое предсказание!
Лавры
На закате века Миядзаки заявляет, что больше не хочет заниматься коммерческой анимацией, а займётся-ка он экспериментальными проектами. Однако в 2001 выходит фильм «Сэн», в прокате названный «Унесённые призраками». Картина имела неимоверный успех и у зрителей, и у профессионалов: в 2002 премия на Берлинском кинофестивале, в 2003 - «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм», опередив «Ледниковый период», «Лило и Стич», «Спирита» и «Планету сокровищ». Этот фильм стал первым в истории кино проектом, который заработал более $200 млн до выхода в американский прокат! Миядзаки получал и другие награды - в 2005 на 62-м Венецианском кинофестивале ему вручили главный приз - «Золотого льва», за вклад в мировое искусство. Вообще-то, он никогда не ездил на награждения, за исключением последнего случая.
Сам он так объяснял своё поведение: «Я ненавижу сидеть и волноваться, получу я приз или нет. На этот раз я наверняка знал, что приз будет мой, и потому приехал». Конечно, это шутка, но, как известно, в каждой шутке…
Текст Ольги
nokasya Гласовой, специально для «ЖЖ»