История русского языка 2. Совпадение [i] и [y] в одной фонеме

Jun 12, 2024 09:14


Начало тут.

Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. М., 2004. 160 с.

Первоначально противопоставленные друг другу фонемы и функционально объединились, что оказалось чрезвычайно важным для системы консонантизма, так как появилась ещё одна сильная позиция по твёрдости - мягкости для согласных и тем самым укрепилась корреляция по палатализованности - непалатализованности, что приводило к дальнейшей консонантизации языкового строя русского языка.

Процесс, который привёл к фонологическому слиянию двух фонем, прежде противопоставленных, проходил в несколько этапов.

I этап. В праславянском языке и были самостоятельными фонемами, но уже в праславянскую эпоху возникли предпосылки, которым лишь в будущем суждено было сыграть роль в функциональном объединении двух единиц. Дело в том, что в праславянском языке в какой-то момент его истории многие гласные оказались невозможными в позиции начала слова, так что перед ними развились протетические звуки, сонанты.

Перед *ū, из которого происходит славянское [y], развился сонант [ų], позднее изменившийся в [w] и далее - в большей части восточнославянских диалектов в [v]. Таким образом, уже с древнейшей поры в славянских диалектах гласный [y] в начале слова не употреблялся.



Перед гласными *ĭ и *ī, к которым восходят соответственно [ь] и [i], развился сонант [į], в дальнейшем превратившийся в [j]. Однако случилось так, что начальное сочетание [jь] впоследствии изменилось в [i], а сочетание [ji] начальный [j] утратило. Поэтому звук [i], в отличие от звука [y], в конечном итоге оказался в начале слова возможным, и такая ситуация сохраняется вплоть до наших дней.

Таким образом, в позднепраславянском языке и противопоставлялись во всех позициях, кроме позиции начала слова. Противопоставление это шло по признаку ряда - переднего непереднему, ведь в минимальной паре *biti и *byti различались именно гласные фонемы переднего и непереднего ряда, тогда как согласные перед ними были фонематически идентичными - твёрдыми.

II этап. Второй этап связан с «эпохой силлабем». Это промежуточный период в развитии фонологической системы после вторичного смягчения согласных, но до падения редуцированных, когда твёрдость или мягкость согласного и ряд (передний или непередний) находящегося после него в слоге гласного оказались взаимообусловленными. А для признания твёрдости и мягкости согласных фонемообразующей категорией и вместе с тем для признания [i] и [y] разновидностями одной фонемы были необходимы следующие условия: а) возможность взаимного изолирования твёрдости - мягкости и [i] - [y]; б) наличие полной морфологической эквивалентности [i] и [y] во флексиях; в) наличие и других фонетических чередований между [i] и [y] в одной и той же морфеме.

III этап. Третий этап в истории функционального объединения [i] и [y] связан с реализацией трёх перечисленных условий.

Первое условие было осуществлено в результате падения редуцированных, когда твёрдость и мягкость согласных превратились в самостоятельные, позиционно не обусловленные качества.

Однако для полноценного слияния [i] и [y] в одной фонеме должно было быть соблюдено второе условие - полное отождествление [i] и [y] во флексиях. И это произошло в результате морфологического выравнивания парадигм твёрдого и мягкого вариантов склонения. Процессы выравнивания проходили по диалектам по-разному, но с точки зрения вопроса о совпадении [i] и [y] в одну фонему приводили к одинаковому результату - к превращению факультативной морфологической корреспонденции [y] - [’i] в единственно для данных звуков возможную. Это осуществилось за счёт устранения двух других корреспонденций, в которые прежде входили [i] и [y], то есть корреспонденций у - ě и ě - i.

И, наконец, слияние [i] и [y] в одной фонеме было завершено, когда реализовалось третье условие их полного функционального объединения - появление фонетических чередований [i] и [y] в одних и тех же морфемах, помимо флективных. Это произошло, когда сложилась ситуация, при которой в соответствии с в начале корня (в том числе, когда он начинает слово) после твёрдых согласных (предлогов, приставок, самостоятельных слов) в русском языке утвердился звук [y]: [iskat’i] - [rozyskat’i], [izba] - [ot-yzby], [id’et] - [brat-ydet’].

Таким образом, [i] и [y] окончательно становятся фонетическими разновидностями одной фонемы, ведь их позиционное распределение строго обусловлено положением после твёрдых или мягких согласных. При этом основным видом фонемы следует считать звук [i], поскольку именно он выступает в независимой позиции начала слова (Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. М., 2004. 160 с.).

Библиография

1. Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. М., 2004. 512 с.

2. Ван-Вейк Н. История старославянского языка. М., 1957. 368 с.

3. Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. М., 2004. 160 с.

4. Горшкова К.В. Историческая грамматика русского языка. М., 1997. 383 с.

5. Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969. 295 с.

6. Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 2004. 868 с.

7. Историческая грамматика русского языка. Морфология. Глагол // Под ред. Р.И. Аванесова, В.В. Иванова. М., 1982. 437 с.

8. Карский Е.Ф. Труды по белорусскому и другим славянским языкам. М., 1962. 712 с.

9. Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. М., 1980. 215 с.

10. Ремнёва М. Л. Старославянский язык. М., 2004. 360 с.

11. Сидоров В. Н. Из русской исторической фонетики. М., 1969. 109 с.

12. Хабургаев Г. Р. Очерки исторической морфологии русского языка. Имена. М., 1990. 296 с.

Previous post Next post
Up