В 40 километрах к югу от Зальцбурга, под маленьким австрийским городком Верфен, находятся самые большие ледяные пещеры мира с приятным немецким названием Eisriesenwelt - мир ледяных великанов. Насчёт великанов не знаю, но ледяной мир там есть, и он очень большой: 42-километровая система известняково-ледяных переходов и помещений, причём эти 42 километра - это только исследованная на данный момент часть. Открыли пещеры всего чуть более ста лет назад, подвели канатную дорогу - около пятидесяти лет назад, а туристов пускают и вовсе только последние пару десятилетий. При этом простым смертным разрешается осмотреть только первый километр пещер от входа и только в составе организованной группы с местным гидом-проводником. Впрочем, и этого вполне достаточно для того, чтобы на выходе сказать: "Вах!" - и осознать, что жизнь удалась.
Пещеры открыты для посещения всего пару месяцев в году: с 1-го мая по 26-ое октября. Судя по тому, как сильно там всё было засыпано снегом в начале октября, можно понять, почему дорога закрывается на зимнее время. Ехать в Айсризенвельт надо из Верфена: можно своим ходом (см.
официальный сайт на тему "как"), но лучше и удобнее всё-таки на машине. И машина, и автобус приезжают к информационному центру (он же - билетная касса), дальше дороги обычному транспорту нет. От центра надо идти довольно круто вверх по сильно петляющему склону - и через 20-30 минут вы достигнете нижней станции фуникулёрной дороги. Несколько минут очень крутого подъёма - и потом ещё полчаса ходьбы, только уже по снежной и скользкой дороге. Нелёгкий путь до пещер, согласна.
Верхняя станция канатной дороги - 1586 метров над уровнем моря. Это единственный признак цивилизации в этих краях: туалет, кафе, сувенирный магазин и морозоустойчивые цветы - всё, дальше начинается зимний лес.
Одни из первых пейзажей, которые открываются сразу по выходу из верхней станции фуникулёра:
Приблизительно вот так выглядит начало дороги, небольшая виднеющаяся дырка - собственно, вход в пещеры. Отсюда кажется, что он очень близко, но это всего лишь обман зрения:
Ещё один случайный признак цивилизации в паре минут ходьбы от верхней станции, наверное, здесь живёт снежный человек:
В какой-то момент лес заканчивается - и дальше начинается скользкая дорога, по которой надо подниматься всё вверх и вверх ко входу в пещеру:
Общий вид этой дороги, над головой нависают мрачные заснеженные горы:
Здесь можно оценить степень крутизны склонов: фуникулёр, оказывается, поднимался под очень большим углом наклона, почти что вертикально вверх. Где-то далеко внизу осталась осень.
На определённом этапе пути дорога становится крытой: видимо, чтобы её не заваливало снегом.
На самом деле, столь заснежено в этих краях бывает не круглый год. В летние месяцы бывает небольшой временной период, когда снега здесь и вовсе нет, а кое-где наблюдается некая зелёная растительность. Вот вам фотография летнего периода, взятая с официального сайта:
В начале октября же здесь было вот так:
И где-то далеко внизу виднелась зелёная травка окрестностей Верфена:
Вход в пещеру уже относительно близко, но ещё надо подниматься и подниматься, а подъём, меж тем, довольно крутой и скользкий, так что перила очень даже кстати:
Одни из последних поворотов:
Всё, пришли ко входу:
Теперь надо ждать, когда же соберётся определённое количество народу, потому что вход в пещеру возможен только в составе организованной группы. Пребывание в пещерах длится где-то час. За это время вы преодолеваете расстояние всего в один километр, но ходите постоянно по лестницам пещер то вверх, то вниз. Если верить информации официального сайта, то количество пройденных в экскурсии ступенек приблизительно составляет подъём на очень высокое здание. Но так красиво, что уставать не успеваешь.
Температура в пещерах всё время одна и та же, и всё время минусовая. Очень советуют взять с собой что-нибудь тёплое (свитер, тёплые ботинки, перчатки, шарф). Идти приходится в темноте, поэтому окромя самого гида ещё двум-трём людям в группе выдаётся по светильнику-лампе, которую надо нести в руках, освещая путь соседям. Фотографировать, в принципе, запрещено, расставлять штатив для фотографий + включать вспышку - категорически запрещено. Однако реально фотографируют многие, правда, в основном, без вспышки, на камеры-мыльницы и довольно быстро (как получится), потому что темп движения не маленький, а отстать от группы и расставить штатив / включить вспышку не получится из-за кромешной тьмы: рискуешь потом переломать себе ноги, абсолютно не видя, куда ступать по вверх-вниз идущим вертлявым лестницам.
Один из многочисленных ледяных столбов где-то у входа:
Ещё какие-то ледяные извращения по ходу движения:
Когда фотографируешь приходится задерживать дыхание (+ вставать так, чтобы рядом никто не дышал), потому что иначе любой выдох будет пораждать вот такой вот конденсат на выходе, из-за которого совершенно не видно, что фотографируешь:
В некоторых, особо интересных местах экскурсовод останавливается, лезет к достопримечательности и освещает её фонариком и что-то долго и подробно рассказывает. Экскурсия, в принципе, идёт на немецком, но особо важную информацию переводят и на английский (где-то 30% оттого, что рассказывается немцам-австрийцам).
Немного размазанные фотографии, но здесь видна ледяная стена и ледяные колонны:
Профессиональная фотография того же самого с официального сайта:
Ещё ледяных скульптур где-то по пути:
Особым успехом пользуются ледяные фигуры, напоминающие что-то: вот, например, ледяной белый мишка. Под тем углом, под которым я снимала, не очень хорошо заметно, что это "мишка". Но если отойти чуть дальше, то действительно похоже на очертания медведя:
Ещё некое ледяное чудище, немного смазанное:
Кусок пещеры - ледяного дворца: ниже, кажется, самое большое помещение всей сети пещер. Здесь есть помещения, где лёд только под ногами, а стены - известняк, ...
... а есть, где много-много-метровые стены, пол, потолок покрыты льдом. Кругом один сплошной лёд - сказка о Снежной Королеве, однако:
Как-то так выглядит один из ледяных туннелей, по которому приходится идти:
Ещё один вариант переходов с официального сайта:
Большой ледяной конус: масштабы можно оценить по виднеющемуся в правом нижнем углу кусочку лестницы:
Где-то на выходе был встречен ледяной слоник:
Последняя фотография из пещер, ещё раз с официального сайта:
Всё, пора на свежий воздух: после часового хождения вверх-вниз по лестницам (прямых переходов в пещерах почти нет) надо ещё раз преодолеть получасовой заснеженный путь до фуникулёра. Летом этот путь, надо полагать, преодолевается очень легко, но в это время дорога заледенела и ноги постоянно скользят. Спускаться получается ещё тяжелее, чем подниматься, потому что иногда приходится просто бежать по склону вниз (чтобы не упасть) и тормозить о перила на развороте (со страхом, что они не выдержат, - и ты полетишь в пропасть, показанную на одной из фотографий в начале поста). Если не рассчитать, то можно затормозить о идущего навстречу туриста, тогда получится прямо как во "Вредных советах": "Тормозите лучше в папу: папа мягкий, он простит".
Это если вы забыли про крутизну склонов и ёлки-палки, встречающиеся на маршруте:
Последний взгляд на проделанный путь:
Последние несколько сотен метров снова проходят по приятному зимнему лесу:
Здесь видна дорожка, по которой можно сюда прийти, если от билетной кассы пойти до пещер пешком, а не поехать на фуникулёре. Только тогда вам придётся идти по зимнему лесу до верхней станции фуникулёра где-то 2 часа + ещё полчаса до самих пещер.
Всё, спускаемся на фуникулёре вниз, идём ещё полчаса и достигаем наконец парковки, где была оставлена машина. Внизу, вестимо, осень:
После многочасового пребывания в зиме осень кажется жарким летом, однако:
Впрочем, в зимней сказке хорошо, и туда снова хочется когда-нибудь вернуться.