«Я хотел бы, маменька, прославить твои добродетели…» (1)

Jan 26, 2013 18:29


Познакомившись с проектами, которые разрабатываются сегодня для создания «нового человека», меня все более и более интересует опыт, накопленный в этом вопросе прежними поколениями. Ведь что такое традиция? Мне кажется, что она - своего рода инструмент самосохранения любого общества, защищающий его от возможного саморазрушения. В традиции собран положительный опыт наших предков во всех областях жизни. Конечно, окружающий мир меняется (вернее, его изменяет сам человек), поэтому каждое последующее поколение находится в новых условиях. Однако, по-моему, неизменным остается одно - сам человек с его потребностью в жизни, в общении, дружбе, любви. Я уверена, что всему этому в детстве его учат, в первую очередь, близкие люди, семья. А уж на положительных примерах или отрицательных - это у всех происходит по-разному.

Ранее я начала записывать материалы о дореволюционном воспитании и образовании - поместила ряд фрагментов ( №1, №2, №3) из книги А.И. Новикова «Записки о земстве и сельской школе», рассказывавших о дореволюционном сельском образовании и его проблемах. Сегодня хочу поместить рассказ о том, как в дворянской усадьбе Мара воспитывалcя поэт Евгений Боратынский и какое значение в его становлении имела мать - Александра Федоровна Боратынская (урожд. Черепанова; 1777-1853). Этот рассказ построен на материалах моей книги «Край отеческий…» История усадьбы Боратынских» (СПб., 2006).






Об Александре Федоровне Боратынской современники вспоминали как о женщине замечательной и необыкновенной: «В ней благородство характера, доброта и нежность чувства соединялись с возвышенным умом и почти не женской энергией». Дочь подполковника Ф.С. Черепанова, она с сестрой Анной получила воспитание и образование в институте благородных девиц при Смольном монастыре, окончив его в 1797 году с высшей наградой - фрейлинским шифром. Чтобы представить достоинства Александры Федоровны, надо обратиться к особенностям Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре, одной из лучших учениц которого она являлась.



Неизвестный художник. Портрет А.Ф. Боратынской.
Миниатюра. 1797 г.

Согласно уставу, разработанному попечителем института И.И. Бецким, в него принимались девочки 5-6 лет с хорошим здоровьем, имевшие дворянское происхождение (предпочтение отдавалось более бедным семьям). Родители ребенка давали подписку, что по собственному желанию препоручают его Обществу, и до исполнения 18 лет не будут требовать возвратить в семью ни под каким предлогом.

По теории Екатерины II, заимствованной у Ж.-Ж. Руссо, плохие качества в человеке рождала не природа, а порочный жизненный опыт, поэтому для создания «новой породы» людей следовало, как можно раньше, изолировать детей от дурных влияний общества, поместив в закрытое учебное заведение под наблюдение опытных педагогов и целомудренных наставников. Поскольку институт при Смольном монастыре имел именно такой характер, то сношение девочек с внешним миром было ограничено. Все содержание воспитанниц, которые разделялись по возрастным группам на 4 класса, брал на себя институт. Для девочек из бедных дворянских семей заведение готовило приданное.

В зависимости от возраста классы Смольного института отличались цветом одежд: девочки 6-9 лет носили платья коричневого цвета, 9-12 - голубого, 12-15 - серого, 15-18 - белого. К ним был приставлен штат опытных воспитателей: правительниц, надзирательниц, учителей и мастеров, которые должны были наставлять подопечных «в основании благоразумия, добронравия, благопристойности, благородной и не принужденной учтивости, и всех добродетелей».



Д.Г. Левицкий. Портрет смолянок Е.И. Молчановой и Г.И. Алымовой. 1776

Поскольку считалось, что праздность рождает пороки, то все время смолянок было занято учебой и полезными занятиями. Большое внимание уделялось иностранным языкам, музыке, истории, поощрялось чтение книг. Девочек также учили арифметике («для содержания впредь в добром порядке домашней экономии») и рукоделиям (шитью, вязанию, вышиванию). Наказания применялись редко, а воспитателям рекомендовалось: «не поступать суровым и неприятным образом с теми, кои не так понимают преподаваемые им наставления»; «принимать меры для возбуждения в них вящей к обучению ревности похвалами их успехов или каким-нибудь награждением». Для того чтобы привить девицам непринужденные манеры и придать лоск в общении, по воскресеньям после обеда в Смольном проводили любительские спектакли, концерты, вечера, на которые приглашались кавалеры - ученики Шляхетского кадетского корпуса. Подобные мероприятия порой являлись единственной возможностью для родных, которые могли издали, из-за двойной балюстрады, увидеть своих танцующих барышень, которых редко выпускали из монастыря.



Собор Смольного монастыря в Петербурге
(возведен в 1748-1757 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли).
Фото взято raseyskiy

Недоброжелатели закрытого женского обучения второй половины XVIII столетия оставили критические оценки деятельности Смольного института, считая, что оторванность девиц от жизни рождало у них идеальные представления о мире и, как следствие того, житейскую непрактичность. Однако наряду с негативными оценками сохранился ряд положительных отзывов современников.

Петербург, Боратынская А.Ф., Смольный монастырь, Мара

Previous post Next post
Up