Прочитала у
rivertsna информацию о форсайт-проекте "Детство 2030", разработанную для создания нового поколения людей в России, у которых уже не должно быть таких "стереотипов" как "родители любят своих детей", что "современному обществу нужны добропорядочные граждане", что "семья является основой в воспитании детей" и т.д.
Прошла по ссылке на сайт проекта:
http://www.novoterra.ru/terra.php?item=60И, действительно, в статье "Опыт реализации форсайт-проекта" обнаружила такую схему:
Прочитала пояснительную статью, представленную на сайте. Вот некоторые из нее цитаты:
"Обывательский подход к тематике детства несет за собой целый ряд представлений и стереотипов о детстве и об укладе общественной жизни. Так например, наши опросы показали, что одним из распространенных стереотипов по отношению к детству является то, что «родители любят своих детей» и что «родительская любовь заложена природой на уровне инстинкта - это тайна природы, недоступная разуму»".
"Распространенный стереотип, что «родители любят своих детей» закрывает возможность критического и конструктивного отношения, хотя абсолютно не соответствует действительности".
"Если мы теперь с этой точки зрения посмотрим, что сегодня происходит с дискурсом детства в развитых странах, то увидим, что он значительно изменился и уже не является ни традиционалистским, ни социализационным. Наш анализ западной литературы и зарубежного опыта показывает, что в XX веке произошла радикальная смена отношения общества к детству. Для достижения конкурентоспособности страны в современном мире нужны уже не рабочие и солдаты, не источник доходов для престарелых родителей (с этим справляется пенсионна система), и даже не добропорядочные граждане. Современному развитому обществу необходим так называемый «креативный класс». На смену отношения к детям, как тем, из кого «надо что-то определенное воспитать», разрабатываются и внедряютс новые дискурсы:
«Компетентное детство»: дети должны как можно раньше становиться самостоятельными и компетентными в выборе и построении своей образовательной и жизненной траектории. С этим связан второй пункт предвыборной компании Б.Обамы: повсеместное внедрение в США системы «Раннего детского образования» (Early Childhood Education), а также активные дискуссии, программы и проекты образования в развитых странах.
«Прикольное детство»: детей иметь интересно, социально значимо и престижно. Для них разрабатываются новые товары, возникает индустрия развлечений для детей, детская мода и т.д. У этого дискурса появились даже свои иконы: Бред Питт и Анжелина Джоли со своими 6 детьми, заметки о которых постоянно присутствуют во всех таблоидах.
«Охранное детство» для детей надо создавать безопасную и дружелюбную среду. Проявления этого дискурса можно увидеть в обсуждении вопросов экологии, правильной организации жилья, товарах, которые изготавливаются: детские автомобильные кресла, накладки на острые углы мебели и т.д. В рамках этого дискурса появляются программы типа «Город, благоприятный для детей».
Безусловно, предыдущие дискурсы традиционализма и социализации в той или иной мере тоже сохраняются. Вопрос состоит в том, какой дискурс (или дискурсы) становится ведущим, на основании которого формируется государственная политика, работает бизнес, разрабатываются принципы образования и т.д. Ведущий дискурс начинает задавать отношение к детству и детям, формировать способы обращения с этим феноменом".
"Семейная структура резко тормозит развитие детей. В развитых странах дети вырастают в многообразной среде различных воспитательных сообществ, клубов, детских организаций и др."