21-22 января была в Москве, в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, который назначил мне встречу. Предмет разговора - вопрос подготовки к изданию второго тома лекций по русскому искусству
Николая Николаевича Третьякова (1922-2003), профессора МГАХИ им. В.И. Сурикова и ВГИКа.
Первый том, в котором я выступила в качестве литературного и научного редактора, а также автора вступительной статьи, вышел в издательстве Академии акварели в начале 2014 года. Презентация состоялась 13 марта прошлого года в Суриковском институте (см.
здесь,
здесь и
здесь).
Академия акварели была открыта в 2012 году. Ее ректором стал Народный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств Сергей Николаевич Андрияка, выпускник Суриковского института и ученик Н.Н. Третьякова. Сначала Академия являлась муниципальным учреждением, а с 1 января нынешнего года перешла в федеральное подчинение.
Для Академии был выстроен целый комплекс зданий, в которых расположились учебные классы и мастерские, административные службы, общежитие, выставочные залы, издательство, киноконцертный зал, художественный салон, кафе, спортивно-оздоровительный комплекс. Одним словом, целый городок.
Академия расположена на юго-западе Москвы, в экологически чистой зоне, рядом с Тропарёвским парком, который виден из окон учебного корпуса.
Академия акварели является высшим художественным заведением нового типа, аналогов которого нет в мире. В ней готовят художников широкого профиля и педагогов по новой специальности - «Живопись и изящные искусства». В программу обучения входит освоение техник акварели, темперы, масляной живописи, пастели, офорта, витража, мозаики, скульптуры малых форм, керамики и других.
Помещения в Академии, очень просторные и хорошо оборудованные, оформлены произведениями искусства - копиями и подлинниками.
В одной из витрин представлена продукция издательства Академии, среди которой и первый том лекций Н.Н. Третьякова (книга акцентирована бабочкой на обложке).
Важнейшее направление деятельности Академии - разработка методик обучения детей младшего школьного возраста. Кстати, с 1999 года в Москве действует Школа акварели, которой руководит тоже С.Н. Андрияка.
В Академии проводят мастер-классы для художников-педагогов, а также уроки для желающих освоить основы акварели.
На первом этаже центрального корпуса расположен Музей акварели старых мастеров, в котором собраны произведения русских и зарубежных художников. В выставочных залах проводятся и выставки произведений известных и молодых авторов, в том числе из фондов других музеев. Мой приезд совпал с выставкой работ русского художника-пейзажиста Ивана Шишкина из собрания Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан.
По изображению на входном билете на выставку можно представить размер и особенности планировки главного корпуса Академии акварели.
Не могу не показать виды из окон, выходящих во двор.
В центральной части основного здания на пятом этаже расположен кабинет ректора, а перед ним - большой зал под стеклянным куполом.
В зале расставлены копии скульптур великих мастеров мирового искусства, а на стенах развешаны работы преподавателей Академии и учеников.
В то время, пока я, ожидая приема у ректора, фотографировала экспонаты перед его кабинетом, мне позвонила моя сокурсница по Суриковскому институту и хорошая подруга Наталья Третьякова, которая преподает в Академии историю русского искусства. По счастливому стечению обстоятельств, она находилась на работе и некоторое время спустя у нас с ней состоялась встреча.
Надо сказать, что в Академии работают и другие суриковцы: Наталья Беседнова, с которой мы встретились в кабинете ректора, Ольга Волокитина, Дарья Фомичёва, Александр Мухин, Павел Рябинский, Дмитрий Салычев (два последних из них родились в Тамбове).
Разглядывая копию головы Давида работы Микеланджело, вспомнила лекции Инны Леонидовны Вельчинской, которая, когда рассказывала о развитии мировой скульптуры, делала акцент на том, что римляне стали первыми изображать зрачки у статуй. «Скульптор рассек глазное яблоко, - говорила Инна Леонидовна, - и скульптура стала зрячей».
Конечно же, в зале представлено много акварели, которую здесь легко перепутать с масляной живописью.
Среди произведений - работы Сергея Андрияки, признанного авторитета этой в этом виде изобразительного искусства.
Очень впечатляют большие панорамы городов и монастырей, выполненные в акварельной технике.
Приемная ректора соединяет в себе современную мебель с цитатами из истории искусства разных времен.
А вот и Сергей Николаевич Андрияка - ректор, главный организатор работы своей Академии, ее движущий центр.