13 марта была в МГАХИ им. В.И. Сурикова, выпускницей которого являюсь, -
на вечере памяти нашего педагога Николая Николаевича Третьякова (1922-2003), читавшего курсы основ композиции, древнерусского и русского искусства в нашем институте и во ВГИКе им. С.А. Герасимова. Поводом для проведения вечера послужило издание
первого тома лекций Николая Николаевича в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Организатор вечера Николай Николаевич Третьяков-средний, сын педагога (в их семье есть еще и Н.Н.Т.-младший), предупредил нас, чтобы мы приехали загодя, поскольку опасался, что мест в читальном зале институтской библиотеки не будет хватать. Послушавшись его совета, мы прибыли за 40 минут до начала вечера, открытие которого было намечено на 18.00.
Лет семь назад Суриковский институт был капитально отремонтирован. В его коридорах теперь царит современная стерильность, которую, однако, нарушают копии скульптур, фресок и мозаик - шедевров мирового искусства. Именно эти памятники позволяют всегда опознать эти интерьеры, признать их своими, родными, несмотря на то, изменились они или нет, давно ты здесь училась или недавно. Именно эти памятники создают ощущение вневременности происходящего и позволяют забыть, что ты не была в институте уже шесть лет.
Не успели мы сдать верхнюю одежду в гардероб и немного привести себя в порядок, как появилась часть семьи Николая Николаевича: его жена Ирина Николаевна, сын и внук - оба Николаи. Николай-средний - московский живописец, выпускник Суриковского института, окончивший мастерскую Ильи Глазунова.
Поздоровавшись и обсудив наскоро самые важные на тот момент вопросы, мы поспешили на второй этаж, в библиотеку. Ирину Николаевну сопровождала друг семьи и ученица Николая Николаевича-старшего Валентина Ивановна Гуркаленко - выпускница ВГИКа (мастерская А.М. Згуриди), режиссер документального кино, художественный руководитель киностудии "Леннаучфильм".
В читальном зале библиотеки еще никого не было, поэтому можно было немного оглядеться и освоиться. В наше время это помещение использовалось в качестве лекционного зала, где проходили встречи Куликовского цикла, организовываемые Николаем Николаевичем, на которые съезжалась вся Москва.
В простенках между оконными проемами были развешены этюды Николая Николаевича-старшего. Он считал, что искусствовед не может быть полноценным специалистом, если сам не будет уметь рисовать, писать акварелью или маслом. Николай Николаевич любил бывать на природе, объехав весь Русский Север, где всегда делал этюды с натуры.
Обучение студентов теоретического факультета (искусствоведения) Суриковского института тем и отличалось от университетского, что в первом из них среди искусствоведческих дисциплин всегда были живопись и рисунок. В свое время я тоже рисовала и писала здесь акварелью натюрморты, выставляя их на учебных просмотрах. Каким был просмотр волнующим событием! Твои работы развешены на стенах мастерской, и на них приходят посмотреть студенты и преподаватели-художники. Однажды, помню, мне было очень приятно, когда один из педагогов остановился около моего натюрморта и сказал кому-то: "Посмотрите, это не яблоко, а портрет яблока!" Для меня тогда это было высшей похвалой.
Одним из первых преподавателей на вечер пришел Виктор Николаевич Слатинский - заслуженный художник РФ, профессор, декан факультета живописи Суриковского института. Таких как он художников-корифеев здесь все знают в лицо.
А потом вдруг, откуда ни возьмись, как-то совершенно для меня незаметно, возник Валерий Николаевич Страхов - выпускник Суриковки, замечательный вологодский живописец, Народный художник РФ, член-корреспондент Академии художеств. Когда-то мы с ним часто общались и даже были у него в гостях в Вологде. В нашей небольшой семейной коллекции хранится подаренная им работа - этюд 1990 года "В деревне Тимонихе", о котором я как-то
писала в связи с памятью писателя Василия Белова. Кстати, Третьяков-старший дружил с Беловым, а для каталога работ Страхова писал вступительную статью.
Я очень надеялась, что Валерий приедет на вечер, посвященный Третьякову, поэтому взяла ему в подарок свою монографию о тамбовском художнике Евгении Владиславовиче Рябинском, с которым они были знакомы. Рябинский тоже был выпускником Суриковского института, старшего поколения. Именно этот факт послужил поводом для начала нашей с ним дружбы. Потом, позже, он предложил мне написать о нем альбом-монографию. Внешний вид книги Страхову очень понравился. Он сразу стал рассматривать иллюстрации, комментируя их, восхищаясь цветом и светом работ.
Валерий пропал так же внезапно, как и появился. А через несколько минут вернулся ко мне с приобретенными книгами лекций Николая Николаевича, заставив на одном экземпляре, около фамилии редактора и автора вступительной статьи, поставить автограф. Потом он некоторое время сидел на стульчике и внимательно изучал издание. Своим лицом он удивительно похож на Сократа!
Мои встречи с суриковцами продолжались. Страхова рядом со мной сменила Наташа Третьякова (нет, не родственница Н.Н., а однофамилица). Мы с ней учились на искусствоведческом факультете на одном курсе. Словосочетание "на одном курсе" будет не очень понятным, если не сказать о том, что весь наш курс состоял всего из 11 человек (все девушки). По результатам вступительных экзаменов нас, студентов, было принято 8 человек. Двое, не поступивших, стали учиться на платной основе, но затем были переведены на бесплатную, поскольку окончили первый учебный год на все "пятерки". К ним добавились еще две студентки, которые перевелись из других ВУЗов (одна - из Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина; другая - из университета Сарбонны). Одна моя сокурсница, осознав, что не хочет быть искусствоведом, перевелась от нас после первого курса в другой творческий институт. Таким образом, нас и стало 11. Понятно, что в таком небольшом коллективе не могли не сложиться самые дружеские, тесные отношения. Конечно, в нем были свои группы, свои компании, свои центры притяжения, но весь контингент девушек был просто замечательным. Декан нашего факультета Вадим Павлович Малетин, скоропостижно скончавшийся лет 10 назад, называл в шутку нашу группу институтом благородных девиц.
Сегодня моя любимая Наташа Третьякова - кандидат искусствоведения, автор статей и книг, читает лекции по русскому искусству у Андрияки - в Академии акварели и изящных искусств. Одно время, когда я приезжала в Москву, то часто останавливалась у нее. Наташа тоже приезжала ко мне в Тамбов, как участница чтений, которые проводил наш литературно-художественный музей. На протяжении всех последних 18 лет Наташа при встречах всегда заводит со мной один и тот же разговор - о переезде в Москву.
А вот и Матвей Шабаев - выпускник Суриковского института, а сегодня его преподаватель, график. Во время учебы в институте он был одним из лучших друзей моего мужа. Тогда они дружили впятером: Матвей Шабаев, Леня Перцев, Саша Милованов, Леонид Калинин и мой муж - Александр Климков. Милованов погиб, Перцев ушел в монастырь, став игуменом Филиппом, да и всех других приятелей судьба как-то развела.
Матвей Шабаев и Валерий Страхов - земляки, вологжане. Их встреча была очень теплой.
О нашей давней поездке в гости к Матвею можно прочитать
здесь.
Очень приятно было увидеть нашу любимую Ию Гаруновну Максудову - старейшего преподавателя кафедры искусствоведения, которая проработала бок о бок с Третьяковым 50 лет. Она вела у нас предмет музееведения, который никогда не проходил в аудитории. По выходным дням мы с Ией Гаруновной ездили по музеям Москвы и Подмосковья. Но кто-то из студентов, учившийся незадолго до меня, еще застал то время, когда она организовывала поездки по всей стране.
Потом пришел еще один наш хороший знакомый - живописец, тоже суриковец, а ныне преподаватель института - Андрей Ремнев. Именно через него мы познакомили тамбовского коллекционера
Владимира Георгиевича Шпильчина с Ольгой Ильиничной Кугушевой - родственницей Боратынских. Андрей удивился нашей встрече. "А я буквально на днях, - сказал он, - виделся с
Александром Кугушевым, с которым мы говорили о вас". В руках он тоже держал книгу Николая Николаевича, разглядывая иллюстрации.
Андрей - очень самобытный живописец, со своим особым художественным почерком. Написала эти слова и подумала: "Надо обязательно представить творчество всех своих знакомых художников". Они - удивительно талантливые, редкие люди!
Читальный зал стал заполняться людьми. За первым столом, с противоположного края от Ии Гаруновны, обосновался ректор Суриковского института - профессор Анатолий Александрович Любавин. А прямо за ним, на дальнем плане, показалась фигура Виктора Мирославовича Гуминского (в очках) - прекрасного человека и педагога, доктора филологических наук, автора многих статей и книг, который вел у нас историю русской литературы. В то время он был и заместителем директора Института мировой литературы им. А.М. Горького.
Вокруг Ирины Николаевны Третьяковой сгруппировались режиссеры и писатели: Валентина Гуркаленко, Сергей Мирошниченко, Юрий Лощиц.
Сергей Мирошниченко выделялся своей фактурной внешностью среди всех окружающих.
Готовилась электронная презентация фотографий.
В зале возникло некоторое оживление, когда появился архимандрит Тихон (Шевкунов) - выпускник ВГИКа, ученик Николая Николаевича.
Тихон (Шевкунов) сел рядом с кинооператором Анатолием Заболоцким (в красном свитере), снимавшим фильмы с Василием Шукшиным, и графиком Сергеем Харламовым. Они стали оживленно беседовать.
Все гости расселись по местам. Вечеру пора было начинаться.
Продолжение следует.