Суриковский институт: Вечер памяти Н.Н. Третьякова (часть 2)

Mar 22, 2014 19:43

Начало здесь.



Вечер памяти Николая Николаевича Третьякова открыл ректор Суриковского института, художник-график, профессор Анатолий Александрович Любавин. Он не стал долго задерживать внимания собравшихся, передав слово Николаю Третьякову-среднему, который вел первую часть вечера.





А.А. Любавин



Забегая вперед, следует сказать, что все выступавшие говорили о Николае Николаевиче не только и не столько как о талантливом педагоге, но, прежде всего, как об Учителе жизни, который через искусство открывал глаза на мир, историю, человеческое общество. Все подчеркивали, что Николай Николаевич был очень светлым и простым в общении человеком. Люди это чувствовали и тянулись к нему. Свои лекции Третьяков читал тоже очень просто, легко, не облекая мысли в модные научные слова и нисколько не позируя перед аудиторией (хотя умел, видимо, это делать, поскольку, параллельно с университетом, окончил актерское отделение Шукинского театрального училища).



Н.Н. Третьяков-средний



Н.Н. Третьяков-средний и архимандрит Тихон (Шевкунов)
Архимандрит Тихон (Шевкунов), выпускник ВГИКа им. С.А. Герасимова (сценаристского факультета), немного разочаровал меня тем, что, как он сказал, посещал лекции Третьякова плохо. Отсюда можно было сделать вывод, что он не мог по-настоящему оценить их значения. Хотя, конечно, он нашел для своего педагога много теплых и правильных слов.

В восприятии сказанного архимандритом Тихоном немаловажным для меня являлся и тот факт, что первоначально планировалось, что первый том лекций будет печататься в издательстве Сретенского монастыря. (Кстати, самую первую книгу лекций Третьякова «Образ в искусстве. Основы композиции» выпустила Оптина пустынь в 2001 году.)





Представляя далее всех выступавших художников, мне придется перечислять их основные регалии, потому что все они - очень заслуженные люди.

Сергей Александрович Гавриляченко - выпускник  Суриковского института, Народный художник России, а ныне один из его педагогов, профессор, работающий на кафедре живописи. Он является известным мастером исторической картины, в которой главное место занимает тема казачества (сам он родился на Кубани, в казачьей семье). Сергей Александрович рассказал, какую большую роль в формировании его мировоззрения сыграли лекции Третьякова. «Он не просто рассказывал о неких художественных феноменах, - сказал Сергей Александрович, - но давал универсальные культурные коды, которые в дальнейшем помогали раскрывать смыслы явлений».



С.А. Гавриляченко
Сергей Николаевич Андрияка, - выпускник Суриковского института, блестящий акварелист и педагог, Народный художник России, член-корреспондент Академии художеств, - немного опоздал на вечер. Как только он появился, ему сразу предоставили слово, ведь именно во многом благодаря ему книга лекций Третьякова увидела свет. Андрияка решился издать ее в созданной им и возглавляемой Академии акварели и изящных искусств и, в общем-то, не прогадал - книга, безусловно, быстро продастся, что окупит затраты на ее печать.



С.Н. Андрияка



Валентин Михайлович Сидоров - заведующий кафедрой живописи Суриковского института, Народный художник СССР, Народный художник Украины, выдающийся пейзажист и последователь классических традиций русской композиционной картины. Свой рассказ он построил на общей с Третьяковым любви к творческому наследию художника Н. Богданова-Бельского, выходца из крестьянской семьи и выпускника Татевской школы С.А. Рачинского (племянника поэта Е.А. Боратынского). Николай Николаевич как-то сказал ему: «А ведь я тоже татевский». Однако Валентин Михайлович признался, что до сих пор так и не смог понять, что это могло значить, поскольку хорошо знал, что Третьяков родился в Москве. Теперь же, если он прочтет вступительную статью к книге Николая Николаевича, то будет знать, что его отец, Николай Степанович Третьяков, окончил, как и Богданов-Бельский, Татевскую сельскую школу и благодаря этому стал педагогом, а потом стал педагогом и сам Николай Николаевич.



В.М. Сидоров
Валентин Сидоров рассказал замечательную историю о том, как в советское время в Стокгольме, благодаря посольству, познакомился с человеком, который в детстве был изображен на картине Н. Богданова-Бельского «Устный счет. В школе С.А. Рачинского».

Валентин Михайлович был одним из немногих выступавших на вечере людей, кто уже ознакомился с содержанием книги Третьякова, просмотрев лекцию о творчестве Венецианова. В заключение своей речи он сказал, что надеется на своем веку увидеть следующий том лекций, где будет представлен рассказ о творчестве великого русского мастера исторической картины В.И. Сурикова.

Ия Гаруновна Максудова - искусствовед, коллега Третьякова, которая 50 лет работала с ним на кафедре Суриковского института. Николай Николаевич, любивший путешествовать, считал, что студенты (художники и искусствоведы) должны знать свою страну и памятники культуры не по иллюстрациям в книгах. Ия Гаруновна как раз и была организатором многочисленных поездок. Она, между прочим, рассказала о том, как однажды Николай Николаевич настоял провести летнюю практику студентов в Самарканде и добился от института поездки туда. Дело в том, что во время Отечественной войны Суриковский институт был эвакуирован из Москвы в Самарканд. И позже данный факт явился поводом для того, чтобы студентам-художникам туда съездить.



И.Г. Максудова



Н.Н. Третьяков в госпитале во время войны



Н.Н. Третьяков за работой
Вторую часть вечера вела друг семьи Третьяковых, выпускница ВГИКа, художественный руководитель студии «Леннаучфильм» Валентина Ивановна Гуркаленко. Она вспомнила, как сама была студенткой, как в первый раз попала на лекцию Третьякова и, сидя за первой партой, нетерпеливо задавала вопросы.



В.И. Гуркаленко
Кинорежиссер, художественный руководитель студии «Остров» Сергей Валентинович Мирошниченко специально прилетел на вечер из Сочи, где сейчас снимает документальный фильм про Олимпиаду. Он находился под большим впечатлением от спортсменов, от их внутреннего мира, духовного настроя. Сергей Валентинович рассказал, что крестился, будучи студентом ВГИКа, благодаря Николаю Николаевичу и запомнил, что вместе с ним в храме тогда были окрещены некий слабоумный человек и младенец, а он стоял между ними. То состояние теперь сопровождает его всю жизнь.



С.В. Мирошниченко



Анатолий Дмитриевич Заболоцкий, режиссер и оператор, снимавший фильмы с Василием Шукшиным, рассказал о том, как Василий Макарович высоко ценил знания Третьякова. В конце своей жизни Шукшин хотел снимать фильм о Степане Разине и искал консультанта. Он встречался с разными докторами наук, учеными-историками, однако всегда оставался разочарованным и, в конце концов, решил, что консультантом у него может быть только Николай Николаевич Третьяков. К сожалению, этот фильм так и не был снят.



А.Д. Заболоцкий



Н.Н. Третьяков во время одной из своих поездок
Анатолий Заболоцкий, обладающий особым чувством прекрасного (снятый им фильм «Калина красная» можно смотреть бесконечно, любуясь каждым кадром), возмущался памятником Шукшину, Тарковскому и Шпаликову, который не так давно установили у входа во ВГИК. Спущенные с традиционного для памятников пьедестала, великие вгиковцы стали «ближе к людям», поэтому теперь студенты могут присесть на колени к Василию Макаровичу… В стенах Суриковского института слова Заболоцкого прозвучали укором художникам, разрушающим традиции искусства, что влечет к изменению смыслов.



Валерий Николаевич Страхов, - выпускник Суриковского института, Народный художник России, член-корреспондент Академии  художеств, - был, пожалуй, одним из самых любимых Николаем Николаевичем живописцев. Потому, во-первых, что он родом из провинции, а этот факт биографии людей Третьяков, как почвенник, очень ценил. Во-вторых, что был родом именно с Вологодчины, а Вологду Николай Николаевич считал русской столицей. В-третьих, потому, что обладает редким даром художника-колориста.



В.Н. Страхов
Валерий Страхов поделился воспоминаниями о том, как однажды пришел на экзамен по истории искусств неподготовленным. Третьяков показал ему для атрибуции картинку с изображением некоего храма, который надо было назвать, определив место и время постройки. Страхов, не имея никаких сведений, уверенно проявил свои «знания». Педагог стал расспрашивать его о провинции, о том и о сем, и после душевного  разговора, перед тем как студента отпустить, вдруг сказал: «Только храм Вы назвали не верно». После этого случая Страхов больше никогда не приходил на экзамен неподготовленным - стыдно было.



Художник-реставратор Алексей Валерьевич Артемьев, вспоминая Третьякова, поделился одним своим наблюдением советского периода. «Были люди, - сказал он, - которых за их деятельность арестовывали, ссылали, но были и другие, которые делали то же самое, но при этом оставались неприкосновенными, будто под покровом каким-то находившимися». Николай Николаевич, например, всю свою жизнь рассказывал на лекциях о древнерусском искусстве, которое было церковным, сам был верующим человеком, но избежал каких-либо гонений.



А.В. Артемьев
В качестве подтверждения своей мысли Алексей Артемьев рассказал о том, как в 1970-х годах на Комбинате монументально-декоративного искусства при Союзе художников СССР был организован православный семинар, сыгравший немаловажную роль в общественной жизни столицы. В течение семи лет, каждую неделю, на нем разными приглашенными лицами читались лекции по церковной истории и культуре.  Любопытно, что общество «Знание», как положено, платило лекторам гонорары. А когда один партократ, случайно, зашел на семинар и услышал, о чем там говорят, то, схватившись за голову, побежал докладывать начальству: «Там такое!» Однако никаких последствий для организаторов и участников семинара этот доклад не имел.



Художник-график и живописец Сергей Михайлович Харламов,  - автор известных исторических циклов гравюр, - вспоминал о Третьякове как о человеке радостном и легком, с которым они вместе много путешествовали. Он напомнил, что Николай Николаевич прошел войну, был тяжело ранен, что научило его ценить жизнь, людей, красоту природы и искусства. К тому моменту мое внимание стало притупляться, поэтому какие-то особые подробности рассказа Сергей Михайловича, к сожалению, мне не запомнились. А жаль, поскольку хотелось бы всё зафиксировать документально точно.



С.М. Харламов



Писатель, публицист, литературовед Юрий Михайлович Лощиц тоже вспоминал о совместных с Третьяковым поездках по России, о зимних путешествиях (на каникулах) в Карпаты  к архимандриту Иову (Шундре), где тот служил в холодном деревянном храме.



Ю.М. Лощиц



Наташа Третьякова, сидевшая рядом со мной, очень хотела, чтобы я тоже выступила, сказала добрые слова в память о Николае Николаевиче от всего нашего курса. Этот вопрос мы обговаривали перед вечером с Николаем Третьяковым-средним, который спросил, буду ли я выступать.  Понимая, что желающих это сделать найдется много, я предложила дать слово, прежде всего, представителям старшего поколения, которые могут рассказать много интересного. «Если будет острая необходимость мне выступить, то я это сделаю, а если нет, то и нет», - сказала я Николаю. В этом вопросе мы решили поступать по обстоятельствам. А обстоятельства сложились так, что вечер продолжался целых 3,5 часа, поэтому выступать мне не было никакого смысла.

В своем заключительном слове Николай объявил мне личную благодарность и высказал общую просьбу продолжить работу над подготовкой к изданию следующих томов лекций.

МГАХИ им. В.И. Сурикова, Третьяков Н.Н., ВГИК

Previous post Next post
Up