Сегодня исполнилось 100 лет со дня прославления в лике святых Питирима, второго епископа Тамбовской кафедры, который был одним из видных государственных и общественных деятелей края в сложную, переходную эпоху, отделявшую русское Средневековье от Нового времени. Начавшись Смутой и завершившись реформами Петра I, XVII столетие было временем великих потрясений и глобальных сдвигов в общественном сознании - веком церковной реформы, церковного раскола, усиления западного влияния и зарождения так называемой светской культуры. Именно в ту непростую пору был основан город-крепость Тамбов (1636), закладывались основы культуры Тамбовского края, создавалась Тамбовская епархия.
Для того, чтобы понять значение деятельности святителя Питирима для культуры Тамбова, достаточно вспомнить несколько фактов. Во-первых, именно он организовал в городе, который тогда был целиком деревянным, первое каменное (кирпичное) строительство, начав возводить комплекс архиерейского двора и новый, третий по счету, Спасо-Преображенский собор. Если постройки архиерейской усадьбы не сохранились, то соборный храм, называемый сегодня также Питиримовским, до сих пор является главным архитектурным символом города, задавая масштаб застройке и влияя на особенности планировки исторического центра.
Святитель Питирим утвердил в Тамбове значение изобразительного искусства - иконы, как одной из форм наглядной проповеди, воздействовавшей на человека через зрение. Он поместил несколько иконных образов, написанных, по преданию, им самим, над воротами тамбовской крепости, где каждый въезжавший в город и выезжавший из него мог их видеть и по мере своей возможности приобщаться к "богословию в красках", воспитывая зрительское восприятие и мышление, практикуясь в молитве.
Святитель Питирим оставил память о себе как о строителе монастырей - Трегуляевского Иоанно-Предтеченского (мужского) и Тамбовского Вознесенского (женского). Монастырские обители в тот период были не только местом монашеских духовных подвигов, но экономическими и культурными центрами страны, где велись исторические летописи и переписывались книги, создавались иконы, памятники гимнографии и песнопений, на основе практического опыта собирались знания по агрономии, пчеловодству, садоводству, медицине, развивались народные промыслы. Монастыри, являясь центрами паломничества, способствовали экономическому росту близлежащих населенных пунктов. Поэтому трудно переоценить значение того факта, что благодаря святителю Питириму в Тамбове и близ него появились новые монастырские обители.
Наконец, нельзя не упомянуть и о том, что святитель Питирим вместе с другими епископами и митрополитами Церкви принимал участие в создании азовского флота, возводя на средства Тамбовской епархии галеру.
Сегодня, в день памяти Питирима Тамбовского, многие горожане пришли в кафедральный Спасо-Преображенский собор. Конечно, ощущение праздника было значительно снижено за счет того, что вокруг полным ходом шли строительные работы. Мне почему-то представлялось, что хотя бы улицу С. Разина (странно звучит это название в сочетании с именем площади!) к этому дню успеют отремонтировать, но мои ожидания не оправдались. Поэтому, глядя на окружающее пространство, создается ощущение, подобное тому, когда в квартиру, где идет ремонт, пригласили гостей. Как ни старайся, праздника все равно не получится. Остается лишь надеяться, что местные "эффективные менеджеры" успеют привести город, который начали благоустраивать за два месяца до исторической даты, в порядок хотя бы к концу лета, к приезду патриарха...
О том, как тамбовцы прибавили святителю Питириму год жизни 99 лет со дня канонизации святителя Питирима О том, как святой помог городу преобразиться Когда праздновать день рождения Трегуляева монастыря? Откуда пошло название "Тригуляй" ("Трегуляй") Трегуляевский монастырь: Мнение эксперта Сергей Введенский - автор исследования о святителе Питириме Еще раз о разного рода заблуждениях "Чугунная шапка" Питирима Тамбовского Подготовка к переизданию книги С.Н. Введенского Тамбовская икона Божией Матери