Пытаюсь разобраться в истории Трегуляева Иоанно-Предтечева мужского монастыря, основанного святителем Питиримом Тамбовским близ Тамбова. Это оказалось не таким-то простым делом!
В одном из списков Тамбовской летописи, которую я опубликовала в
«Тамбовской старине» (вып. 3), говорится: «1686 года февраля 15 числа Святейший Иоаким, Патриарх московский, произвёл в город Танбов втораго Архиерея Питирима, епископа, и прибыл в епархию 1687 года марта 1 числа... Он, во-первых…, в 1688 году сентября 15 устроил общежительную Трегуляевскую обитель, которую содержал своею келейною казною».
Итак, Трегуляй был основан 15 сентября по «старому» стилю (по юлианскому календарю). Для того чтобы перевести дату XVII века со «старого» на «новый» стиль, надо к ней прибавить 10 дней (XVIII - 11; XIX - 12; XX - 13). При сложении цифр получим: 15+10=25 сентября (по «новому» стилю). Следовательно, именно сегодня, следуя научному подходу в пересчете дат, следовало бы отмечать день рождения Трегуляева монастыря? Казалось бы, всё здесь ясно. Ан, нет!
В дореволюционном источнике, в работе Н.Н. Молчанова «Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского» (Тамбов, 1885; 1914), узнаем, что Трегуляев монастырь был основан 15 сентября 1688 года - «на другой день по Воздвижении Креста Господня» (с. 78). Смотрим в современный церковный календарь: праздник Воздвижения приходится на 27 сентября! Причем приводится старая дата (14) и новая (27)! Значит, день рождения Трегуляя - 28 сентября, а не 25? Именно эта дата утвердилась в современных источниках. Именно ее я ранее использовала в своих
постах.
Важнейшие события в дореволюционной России всегда приурочивали к главным православным праздникам. Святитель Питирим, конечно же, должен был основать Трегуляев Иоанно-Предтечев монастырь в особый церковный день.
Сравним два дня, 25 и 28, с точки зрения православных праздников. Если на 28 сентября приходится попразднество Воздвижения Креста, то на 25 сентября - отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, длящихся много дней. Богослужение, приуроченное отданию, не менее торжественное, чем соответствующего праздника, а сам день считается не менее значимым, чем праздничный.
Может быть, названия храмов Трегуляева монастыря смогут навести нас на нужные размышления?
На протяжении всей истории, в разные ее периоды, в Трегуляевой обители строили храмы во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи и Образа Спаса Нерукотворного. Ход мысли вполне понятен: введение во храм Богородицы и рождение Иоанна-Крестителя являются важнейшими приуготовительными событиями, своего рода историческими этапами, перед рождением Христа. Богоматерь и Иоанн Предтеча - земные родственники Христа, всегда ему сопутствующие. Их изображения помещаются с двух сторон образа Христа в деисисе храмовых иконостасов.
Поэтому, следуя наименованию храмов в Трегуляевом монастыре, было бы более логичным в качестве дня основания выбрать отдание праздника Рождества Богородицы, чем попразднование Воздвижения Креста. Интересно, а каков ход мысли был у святителя Питирима?
Так или иначе, но ничего я не понимаю!
Почему сегодняшнее исчисление дат в церковном календаре расходится с научным?
Оставив размышления, помещу лучше фотографии нашей
поездки в Трегуляй 23 сентября.