День Восьмой
Проснулся в 10-35. За входом палатки - Север, какой Север! Норд! «Нелюдимо наше море» … Валуны… Ягель. Уйма ягод. Мелкая голубика, шикша, черники пока маловато. Странная яйцевидная брусника (или это толокнянка?). Ветер. Солнце. Облака. Здорово!
-------------------------
----------------------------------------
--------------------------------------------
----------------------------------------
----------------------
Свежесть моря и ощущение чего-то совсем нового, ранее невиданного…а ведь и вправду - я тут раньше никогда не бывал…Теплые камни, такие же ласковые, как и утренний солнечный свет, проснувшийся задолго до меня и успевший их нагреть.
--------------------------------------
Сварил ячневку… пригорела. Варенье из брусники, чай . Развесил проветриваться вещи на веревке - пойду посмотрю остров. Завтра- дорога на север к Хенному наволоку. Садятся батареи в мобильнике и в фотоаппарате.
================
Для завтрака выбрал валун с видом на море, притащил туда бревно и пенек для столика, на нем же пишу дневник. Сушки с вареньем, каша со сгущенкой, подсолнечным маслом и вареньем, запиваю солнечной свежестью и утренней росой…
----------------------
Жаль, что бутылка с маслом лежала вниз головой на камне ночью, пробка отошла, из нее вытекло больше половины. Но есть еще одна, маленькая.
Взял график отливов по Кеми, он - до 5 августа , погрузился в расчеты сдвига на будущее (кстати - они на Карельском берегу Белого моря несколько ассиметричны, не чистая синусоида …а тут у нас еще и новолуние - самая сильная фаза - сизигийная. Вроде бы одолел , посчитал числа до 15. Эти дела, ведь, ориентированы на лунные, а не солнечные сутки - оттого и возня с ними такая. Подремал на солнышке. Решил ночевать тут еще одну ночь.
===================================
----------------
-----------------
Пошел обходить остров. Огромные ,как гора, валуны на отливной литорали. На одном из них нашел в голубичнике первые два подосиновика…красавцы… Сошел с него к плавнику на берегу - и понеслось! Грибное безумие! Гнезда красных шляпок подосиновиков, а потом- белый, подберезовики … А сколько уже сгнивших- с тарелку размером!
==========
-----------------------------
Заполнил карманы брезентухи, сумочку с картами, снял саму куртку, сделал из нее мешок…через 15-20 минут и он был полон… Волоча его на плече, наткнулся по дороге назад через остров на огромный голубичник. Наклоняешь ветку в кружку и просто ее трясешь…так же можно стряхивать в ладонь и в рот… Понимаю медведей…
Набрал кружку на варенье, никак не могу остановиться - ем и ем… Еле заставил себя идти все-таки к палатке.
----------------------------
-----------------------------------------
----------------------------
Сварил кулеш с грибами, ячневкой, соленым огурцом и луком, кружку варенья.
========================
Беседки для любования Луной, как у Кузьмича, у меня не было, времени маловато для постройки в стиле синдэн-дзукури периода Хэйан …посему ужинал с видом на восходящую над морем огромную Сестру Земли, просто сидя на перетащенном с утренней точки пне, на верхушке валуна …
--------------------
Постепенно в синеве восточной части небосвода, откуда приходит темнота пролегла призрачная дорожка в Тир-на- Ногг , тот самый из Мира Отражений … отражения множились в воде, а Лабиринт, наверное, прятался в грядах камней, торчавших повсюду в море. Поискал на валуне Три Ступени, а во мху - Грейсвандир... вдруг кто-то случайно обронил? Пусто… Все-таки валун не был Вершиной Колвира, с которой туда можно подняться - удовлетворимся любованием Призрачного Амбера.
---------------------
Как на зло - сдохла карта в фотике, сообщает , что ее невозможно инициализировать… спасти бы то, что отснято!!! Понятно будет только, когда вернусь. Готов был выть на Луну…
--------------
Видимо за все, в том числе и счастье видеть Это, нужно чем-то платить …хотя бы тем, что не смогу сохранить эти картины нигде, кроме своей памяти, и они уйдут вместе со мною… Или они не годятся для плоскости рамки? «Настоящее- неназываемо» , как писал Вознесенский…
----------------------------
А картина и правда напоминала его «Тишины хочу…тишины» - и тень от Луны перемещалась, тихо и неторопливо, щекоча верхушки валунов и рябь на воде… и тихо играли сами с собой саламандры в тихом пламени тихого костерка.
----------------------------------------
Еще до сдыхания карточки пошел на западный край мыска - там было царство разлитого в темноту воды вчерашнего багрового огня, совсем уже угасавшего …и еще- запах багульника- именно с него у меня начинались Воньга, Кереть, Энгозеро, Медведица….ТОГДА…в далеком Где-То… он цвел тогда в июне пропитывая все одуряющим , пьянящим ядовитым ароматом, а я любил его - он спасал меня от моего жуткого перехватывающего кашля, похожего на астму, с кровавыми пятнами утром на подушке - в годы «отказа», когда работал котлочистом, хлораторщиком , кочегаром, возился с порошковым асбестом и стекловатой для изолировки теплотрасс… и теперь этот запах вернулся, легким призвуком французских духов на темно-зеленом бархате платья Госпожи Полумглы…
--------------------------
===============
А ведь мне уже 58…в этом возрасте в начале 68-го умер отец… по сути ничего не достигнув, не получив серьезного образования, хотя и проработал учителем в школе всю жизнь, лишившись того, что любил (дом, садик в Белово, спокойная старость), чтобы вывезти семью из Сибири в Подмосковье… Неужели это была Цена моей жизни, жизни наших детей и внуков? Может быть … Где-то в голове - голос Жени Бачурина про «несказанное, желанное такое ожиданье мира и покоя», подступающее, как первый из Трех Звонков …надеюсь, что услышу все три (а ведь он сочинил это себе на сорокалетие!!!). У меня зазвонил, видимо, только первый… Вернулся к пню…дорожка на море стала совсем медной, упираясь в горизонт, на восток… А мне завтра - на север.
---------------------------
========================================================================================================================================================
День Девятый ( начиная с Девятого дня я ставил в ЖЖ фото , сделанные в более ранних днях похода, если они подходят по смыслу и образам. а так же заснятое в прошлом году в походе в районе Куземы-Могильных островов-Поньгомы. Жаль, что фотоаппарат сломался...)
Ночь была тихой и теплой. Подсунул под пол палатки сапоги, доску, плащ - выровнял яму, стало удобно. Запасную карточку для фотика так и не нашел, забыл дома…балда! Утро хмурое, капает иногда, день начался таким же. Облака над морем какие-то тяжелые, зимние, похолодало. Все жду прилива, как чукча в чуме, ждущий рассвета. Добавил грибов во вчерашний кулеш, поджарил грибочков, почистил оставшиеся в куче …может быть через недельку и у меня шляпка вырастет?
Под ногами очень красочный ковер какого-то очень низкорослого растеньица с багровеющими, совсем багровыми и , пока еще зелеными, листиками, прячущими под собой крупный, лакированные черные ягоды, лежащие уже прямо на земле. Долго пытался вспомнить, где и что про них читал. Кажется это журавина (???), или что-то похожее …вроде бы это одно из имен арктоуса , кажется это, все-таки, -он……только вот он ядовитый или съедобный - не помню. Вроде бы его в пеммикан кладут…а может в шаманские зелья? Куда-то, все-таки, северные народы кладут …Ну не цикута же !
Решил попробовать немножко - ягода мясистая, безвкусная, как многое на Севере, шикша, к примеру, или дерен…. Точнее - вкус есть , но его надо поймать, он легкий, травяной , как эхо отзвучавшего звука…такие ягоды тихо и медленно впитывают в себя влагу, свет, тишину, тощую пайку того, что дадут граниты под ними …это что-то вроде японской еды с соевым пресным соусом…или - сырых грибов… Здесь многое - на полутонах, даже на их четвертинках …. Интересно… Прислушался к ощущениям - вроде бы не мутит, крокодилы из-под камней не лезут…Съел пригоршенку , запил холодным горьковатым чаем с черникой… Вспомнил: журавина - это клюква, а это арктоус, сам по себе. Ботаник хренов…Линней доморощенный!
Решил разгрузить байду, провисшую на камнях обрыва отливного берега, вылить из нее воду, оттащить на себе к кромке воды, до которой сейчас было метров 200 , не дожидаясь прилива, который, судя по таблице, начался в 9-30, пик его будет в 16-05, потом начнет отливать…но сейчас 11-30, а вода все существенно не прибывает. Заклеил сапог…жду воды…зашивание рукава на локте - подождет до завтра, раздеваться лень…
----------------------
---------------------------
Лежу рядом с кустом неправдоподобно розовато- сиреневого вереска, светящегося на солнце, сунул в него голову в попытке поймать сладкую медовость этого цвета , а рядом - хрустальные липкие капли на рубиновых ладошках росянки и между ними - начинающая краснеть клюква… полизал эти капли - вкусно, сладковато немного. Надо бы попробовать сварить из росянки скороспелый ликерчик на водке и сахаре ….в Италии его делали. Только сухих комариков оттуда повыбрать. Вперед хватит нежиться! На север! Снимать лагерь!
--------------------------------------
(Продолжаю в 19-30 , сидя в избе, уже на Хеннаволоке… пишу за настоящим столом)
Собирался отплывать долго. Пару раз начинался дождик, загонял в палатку, потом - снова Солнце…так они в догонялки играли… Байду нес на себе , волоча ее хвост по земле, как гигантского тунца из Хэма или некоторую деталь евангельского рассказа… Плюхнул ее в воду, загрузил и с омерзением влез из просохших внутри за день сапог в сандалии.
Пасмурно и довольно холодно. Поплыл. Байда делает, что хочет…ветер - бакштаг в правую скулу, самое оно для проявления всех минусов моей байды. Он, дуя в правую часть сильно приподнятой в этой модели кормы, крутит лодку … приходится грести одним левым веслом, на большом рычаге, вытягивая руку, как можно дальше, гребок получается тяжелым … Гондольер…но «Санта Лючию» петь не хотелось. Голосил «Нелюдимо наше море».
Пошел дождь, я надел Алькину накидку, с капюшоном , привезенную дочкой , из Непала - она немного мокнет но легкая и не мешает грести. Вокруг, тем не менее, очень красиво: все в туманно-дождливой полумгле, особенно сзади. Плывешь вперед, а за тобою сворачивается мир, растворяется, превращается в хаос из воды и воздуха, тьмы и света …в то, что было до Первого Разделения …это еще даже и не День Второй.
Тучи - типично поздне-осенние: свинец и мокрая тяжелая вата из старой телогрейки.
Карта у меня, начиная отсюда, к сожалению, плохая, скачал ее в прошлом году из Сети, масштаб не помню, сохранил ли его при печати - тоже не помню, черно-белая, размылась водой … Иду поближе к берегу, через длинную салму, справа - вереница островов, как на Солодушных Лудах, а за ними - голомянь, чистое море. В отлив, видимо, много мест тут непроходимо. И так-то приходится объезжать мели и карги, гряды камней, поля «ведьминых волос». Насчитал три триги на мысах на входах в заливы.
---------------------
Прояснело, мир стал снова разворачиваться из туманного свитка, добавлять цвета в палитру, звуки в партитуру. Начались гряды камней и гранитные бакланцы с чайками на их верхушках- "абиках", а потом ….потом…потом…- Гусиный Край!
Уже ради этого стоило затевать всю мою северную авантюру. Стай 6-7 , больших , часть - летевших правильными клиньями, прошли надо мной. Совсем низко. Фотик бы сейчас!!! Какие звуки! Манящие, смешавшиеся с ветром и запахом моря…мягкие и сильные взмахи крыльев, вытянутые вперед шеи , великолепный серый наряд…некоторые летели метрах в 5 надо мною … Эх! «Чому ж я не сокил…!» Ух и погонял бы их…
Определился : вроде бы справа уже Хенностров, между ним и материком - узкий пролив, значит коса передо мною - это южный мыс, за которым - бухта и сам Хеннаволок.
Кстати , «наволок» - это, по-поморски , «длинный каменистый мыс», а не место волоков, хотя через них, бывало, и волочили лодки , чтобы обойти опасные рифы в море.
Остров красив: лбы , лесок, сам он узкий и длинный, а за ним - море. Стоит, как страж, закрывая собою проход к материку от волн. На обратном пути обязательно заеду на него.
На материковом мысу напротив меня - ярко-малиновое пятно гормы (иван-чая), погреб к нему. Вылез на заливной луг с болотцем и густой изумрудной травой , сверкавшей на уже вполне вступившем в свои предвечерние права Солнце. На оконечности мыска , рядом с кипрейным розовым островком (дом, наверное стоял когда-то тут) - теплый ковер стелющейся шикши и брусники, ноги в сандалиях в нем утопают, греются. Небесное блаженство! Полные пригоршни брусники - в рот, еще и еще… после перехода она очень кстати. Взглянул с мыса налево - а на той стороне бухты стоит сказочная избушка, вся в березках вокруг…
Приплыл туда в 17 -00 , в 17-25 кончил разгрузку.
Изба большая: нары, тамбур, на фасаде над дверью - лосиный череп со следами картечи на лбу и по бокам - вырезанные из дерева две уточки . Бинарная оппозиция, так сказать. По Лотману. Дверь есть, а вот с окном - незадача. Пустой проем, под ним валяются в траве остатки гнилой рамы… Энтропия. Второе начало термодинамики, тудыть его в качель… Придется на ночь затянуть окно серебрянкой. Палатку ставить лень. Сушу фотик - не помогает, чищу контакты - тоже… Покамлать бы возле него, да не умею…
Пошел в лесок и просто обалдел: совершенно левитановские пейзажи. Все в березках, осинках, рябине, елочках. Все светится легким светлым изумрудом. Снова - блюдца подосиновиков , жаль , что перестоявшиеся. Тут же нашел красивый крепенький «красный», с маленькой плотной головкой, прижатой к грушевидной ножке, вполне пригодный в к-нибудь храм Шивы в виде центрального, пардон, лингама. Решил пресечь эту похабель на корню и сорвал его на жаренку. В избе - приложил к листу и обвел, на память.
Голубики тут сравнительно немного, но я попал в черничное царство среди ельника. Зашел в него поглубже, все никак выйти не мог - уж больно хороша ягодка. Тем временем начался отлив, из воды полезли плоские низкие лбы, похожие на старых медведей, пытающихся выпить море. У Раши, кажется, где-то про «тоhу ва боhу» в первых строчках Торы, первый Хаос - что от него остались к-то там камни в глубине океана. В 12 веке еще про это писал. Вот и эти "баклыши" - хоть и неглубоко сидят… Может быть они поднялись повыше, вместе со дном? Смешно и трогательно …и торжественно-таинственно, одновременно.
Сейчас сижу у окна: за ним россыпь этих валунов, вода ушла совсем, открыв наготу дна. Связи нет. СМС не послать. Цивилизации - кранты. Голый человек на голом морском дне… Вспомнил как с 70-е - 80-е уходили на несколько недель, да еще и зимой, в тайгу, на ладожский лед, в море - безо всяких мобилок и раций …здорово было. Романтика.
Вокруг полно можжевельника, джин можно делать…ягоды пахнут смолой и дымом от теплющегося рядом костерка на котором булькает чайник, набитый черничным листом и заваркой.
Ночью будет прохладно - оденусь потеплее, поставлю в избе дымокур с шишками, берестой и ветками можжевельника от комаров. Нарежу остатки помидоров с луком и парочкой сырых горькушек для вкуса, сварю черничный кисель-желе с анфельцией - в ней агар-агар, наберу ламинарии, суну ее в суп с грибами. Жаль, сахара маловато. А за сушки - еще раз спасибо ребятам из Череповца: шестилитровая бутыль из-под воды забита ими на две трети и радует душу. Их размер как раз под ее дырку …только потрясти немного…и рог изобилия начинает выдавать пайку. 50 грамм «Слободы» выпью в 2 приема : с салатом, а потом - с грибами.
А за окном - ошеломляющая, рвущая уши тишина. Такая бывает именно в поздний отлив. Все замирает …даже закатное Солнце. Сижу на нарах за столом. Справа от меня - залив в рамке окна: голое дно, камни, а на них лежат розовые облака восточной части неба, сиреневеет сам Восток. А у Северянина : «Закатный Запад был сиренев». Декадент хренов, извращенец … Пиита - сюда лет на 5 на перевоспитание с пилой и топором, а стих переписать . «Восток закатный был сиренев!». Так -то вот! Ваше здоровье! О чем это я? Ах, да - о небе.
Оттуда придут Луна и темнота. Даже комаров не слышно - медитируют, наверное. А слева - в проеме двери: золото и изумруд берез (осень уже), костерок догорает … «И по едкому запаху дыма Ты поймешь, что идут чабаны…» А мы тут не кизяком топим , дым у нас «реах нихоах» , Воздымление Благовонное, приятное Господу…
Кстати.. Под печку на ночь - не забыть немного перловки из супа положить, сушку и пару капелек водочки… а то оголодал небось местный-то «домоуправ». А на косяке - распялил свои лапы вырезанный только что ШИН , а за ним и Далет с Йудом …пусть хранят этот дом…на века. Здесь всем места хватит. Ощущение, что окно и дверь - порталы в разные миры, а я -посередине… Интересная мысль, к слову сказать…ПОСЕРЕДИНЕ…
21-50 местного времени. Отлив. Полупрозрачная круглая Луна, розоватая, а совсем не желтая, под ней сиреневое облако. В неподвижной, абсолютно неподвижной воде отражаются камни подковы, образующей бухту. Тишину можно пить из моей кружки и накладывать в тарелку, а потом - хлебать ложкой.
23-40 местного времени. Свечка такая уютная на столе. Завесил окно и заткнул большую дыру в углу. Дымарь уже не нужен. Комаров совершенно нет. Гуси! За правым мысом.
Я сначала думал, что это к-то туристы разговаривают там - слов не понять, но ощущение именно многоголосой , достаточно степенной, без крика и скандалов, человеческой речи… А ведь, кажется, у поморов в Гусиную страну уходят души после смерти… Не их ли это эхо? אין אומר ואין דברים, בלי נשמת קולם "Эйн омер ве-ейн дварим - бли нишмат колам"- "Нет речи и нет слов, не слышен голос их" :-)
Недавно вернулся после прогулки по самому Наволоку (косе). Такого еще не видел! Коса уходит в море на километр, минимум. Ламинария тут узкая, с волнистым краем, как у «пламенеющего меча», распростерта по камням, а рядом сиреневые, беловатые, бордовые и фиолетовые «дендриты» анфельции с тоненькими веточками, мохнатые, как ежики,…ну и, конечно, поля фукуса.
Неописуемая тишина…и снова - крик одинокой чайки делает ее еще сильнее.
Шел до конца косы: камни, некоторые огромные, метра по 3, дно, пескожилы, а впереди справа, в сторону Хенноострова, вчерашняя лунная дорожка в Тир-на-Ногг и желтая рожица на луне. Ушей Лунного Зайца не разглядел, как и не услышал звуков нефритовой ступки. Развернулся на 180 - а над берегом багровеет небо, и снова - жидкий темный огонь в лужах на дне: золото, медь, олово, свинец…дымная сера. Залез на валун …слов нет…все будет ложью… Не-Тем, неполным…
Оставаться долго побоялся, отлив кончился, куковать на абике - макушке валуна, до утра - это в следующий раз, для любителей экстрима…Пошел уже с наступающим на пятки приливом, нашел на середине косы остатки сгнившей триги…
Мешок не распаковываю - лень, буду спать одетым, накроюсь флисовым покрывалом. Под окном - тихое журчание возвращающейся воды.
«И приходит ветер - И уходит ветер»
И приходит вода и уходит вода … И приходит жизнь- и уходит жизнь…
«А Земля пребывает вовеки» Жаль, царь Шломо такого не видел …пришлось его дополнить . Спокойной ночи, Хеннаволок.
=================
PS
Весь дневник тут:
http://mangupli.livejournal.com/69013.htmlhttp://mangupli.livejournal.com/69529.htmlhttp://mangupli.livejournal.com/70809.htmlhttp://mangupli.livejournal.com/71035.htmlhttp://mangupli.livejournal.com/71596.htmlhttp://mangupli.livejournal.com/74730.htmlhttp://mangupli.livejournal.com/75548.html