О гусиных криках, бруснике, приливах и отливах, Белом море и белых ночах. часть 3-я..

Sep 18, 2011 02:07

День Пятый


Вот и утро. Остров совсем рядом с берегом. Плешина зеленого лужка с торчащими остатками бревен на месте избы, устье Воньги вдалеке …все такое памятное , забытое и вспомненное.



Вместе с зеленью берез и елок приходит память - настоящая и ложная , но это неважно… Изменилось ли что-нибудь? Кажется, деревьев стало поболе, стали они повыше, ягод побольше- я тут, видимо, не из слишком частых гостей - выходящие из Воньги плывут на Медвежнаволок, проскакивая этот островок. Впрочем, их , или местных рыбаков, хватает, чтобы загадить пустыми бутылками , пластиковыми и стеклянными, кострище на стоянке , да и ее саму…

Байда нежится на отмели после вчерашней долгой прогулки… Тишина… Комарики - на этой стороне не дует.. Решил поискать местечко получше, м.б. на нашей старой стоянке к. 70-х- н. 80-х гг., если вспомню ее: она была на северном бережке острова.




В рассуждении змей-гадюк в густой листве черничника - влез в мокрые сапоги , пошел через кусты… скоро - восточный берег с выброшенными бревнами, желтеющий гранитный песочек, и - бескрайняя даль моря впереди, даже не хочется поворачивать голову вбок…достаточно того, что впереди, материк не нужен…, а вдали - остров (кажется - Средняя Карга), еле заметен… Когда- то для нас он был символом недостижимого… гадали, какой он там - в глубине вод: наверное высок, гол, покрыт мхами и волны из Песни варяжского гостя , как им и полагается, дробятся с ревом о его скалы… решаю, в этот раз, обязательно до него добраться.



А вот и виденная вчера сквозь ветки, еще с воды, ночью стоянка - почти на месте нашей старой, или даже не почти… Вчера показалось, что там стоит большой синий шатер или шалаш, чем-то накрытый - решил, что это рыбацкий «балаган», оказалось- ошибся. Синим был огромный сдутый надувной матрац, из тех, что возят на автомобилях , с верхушкой под замшу… а рядом - жерди , видимо от катамарана… К-то пижоны возили его, наверное, на трамплине ката , как резерв непотопляемости и место для спанья (?). Вот у моей Бруснички появилось и надувное дно, если его чуть-чуть надуть, и еще - балласт. Весил он непомерно.

Стоянка была обращена как раз на прогалину , открывавшую вид на море , комаров там не было, выдувало… Солнышко было добрым и ласковым… Знал бы , чем обернется эта «роза ветров"! Палатку было складывать лень, волок через кусты целиком , остальное перетаскал в рюкзаке. Сварил, собранные еще на Долгой Луде, вчера, грибы - крепенькие подберезовички - с солянкой из пакета, перловкой, настоящим соленым огурцом, еще из сельпо в Куземе и макаронами-ракушками. Вдумчиво, начал трапезу с брусничного чая, пил его как чукча, думая, пока варилась похлебка, о Вечном и Изменяемом, видах на отел важенок и урожае ягеля, Среднем, Верхнем и Нижнем мирах, книге "Зогар" и "Поморских Ответах", перстосложении и смысле бусинок на лестовке, хохме, бине, хеседе, гвуре, тиферете, нецахе, hоде, йесоде и малхуте, интеграле Эйлера и трансфиитных числах. Это наверное от постоянного поедания ягод и заваривания листьев шикши - тянуло на тягучие, спокойные, как отлив, мысли… Она к тому способствует… тако и медикусы глаголют.




Попытался сесть в байду (пустую), она, с готовностью северной женщины, тут же подо мною сложилась, причем - как поперек, так и вдоль, еле успел выскочить, чтобы остаться с сухими штанами… Без груза в ней никак… Пришлось вести в проводку вокруг острова. Чуть не залил сапоги, но повезло - довел. На стоянке стало совсем уютно…



Солнышко затянулось тучками, начало тихо-тихо моросить, картинка из «Ежика в тумане», полное умиление… звуки совсем погасли во влажной мороси и дымке.




Натянул над костром паутину веревок и бечевок, а на нее положил, растянув, кусок серебрянки , на котором спал в избе ,его же клал под палатку, чтобы не поцарапать непромокаемое днище. Можно и барахло сушить...и сны ловить.




Пространство «костер - тент» сразу заполнилось дымом, но он тоже был частью туманного тихого мира…сижу в нем и напеваю «Тихую сказку» Маршака про старого ежа , ежика и ежиху…и еще - хотелось поискать в этой мороси, зеленоватой от листьев, Белую Лошадь. На костерке булькал в кружке кисель, пахло свежеиспеченным хлебом от подсушивающихся на камнях ломтей буханки, шипели сырые дрова и еловые шишки … не хватало только самовара. Под самым тентом живописно сохли - коптились старая фланелевая рубаха, красные трусы и армейские израильские носки… Натюрморт кисти Сезанна.


На этот раз Время просто растворилось, даже не в маятнике отливов, а тихо остановилось, а потом - пропало, растеклось в невесомой завеси капель и тумана, разлилось на мириады невидимых капель, легло спать на листья, мокрые камни и песок на отмели, бока байдарки, лезвие топора, впиталось в сетку накомарника и задремало среди ее ячей…



Впрочем, продолжалось это не слишком долго (кисель я все-таки допил и сухарь сжевал). Море и чайки начитались Горького и решило устроить мне инсценировку великого произведения пролетарского творца… пингвинов и гагар ждать не стали: начали с конца…



Буря грянула …небо посерело, море тоже, на волнах появились бигуди, потом они развились в ведьмины лохмы серой пены, на меня вылилось с пол-ведра накопившейся потихоньку за время моей медитации на провисшем тенте воды , тент взмыл, сбил в костер сохнувшие вещи…



Под рев ветра и скрип деревьев я заметался, таская булыжники от кострища к палатке - придавить колышки, покидал под лежавший на валуне вышеупомянутый матрац все, что было снаружи и влетел в палатку.


Вскоре похолодало. Зажег свечку - теплый свет, совсем иной, чем от фонаря. Жаль, что купил только две. Высунувшись из палатки, подтянул ко входу чайник с хорошо настоявшимся чаем, нацедил кружечку, вытащил пару сушек… и благополучно разлил чай на пол палатки. Еле успел убрать вещи и мешок. Часть лужи собрал ложкой в кружку, часть промакнул сырыми носками и костровой рукавицей. Налил по новой - разлегся на мешке и стал слушать ветер.




Палатка - молодец, спасибо питерской фирме «Пик-99», она и на Кипре в бурю себя показала с самой лучшей стороны… это все компенсирует ее малые габариты, даже сесть в ней - проблема. Ничего, греки ели полулежа. На ленточку наверху потолка пришлось привязать шарик из двух платков, через нее сосет капли с конька тента, снаружи…но он набухает влагой долго, несколько часов- не проблема. В полу оказались несколько дырок, проколол колючками на Голанах, через них слегка потекло …вылез, подложил под дно деревянную «спинку» от байды (нашел сбитые дощечки на к-то островке), проблема решилась… В палатке - пар изо рта. Сжег таблетку сухого горючего на крышке от чайника, потеплело ненадолго… Баиньки пора, однако.



==========================================================================
День Шестой



Дождит весь день. Ветер. Холодно. Сплю, просыпаюсь, снова засыпаю. Странные сны (несбыточная мечта Хворобьева у Ильфа и Петрова): Государыня Императрица сидит у костерка, жалуется на плохое к ней отношение в романовской семье… пью с ней чай с малиной… выкладываю из карманов брезентушки «Барабариски», предлагаю Государыне… а
почему бы бедному туристу ни попить чайку в таком обществе, в самом деле?


В промежутках между дремой решил усовершенствовать байду, создать ей экзоскелет. Дождь почти прошел, я вылез… нарубил жердей из молодых деревьев -с сокрушением сердца и обращением ко всем местным лешим… рассыпал им крошки сухарей через левое плечо, а дриадам скормил пригоршенку сахара… В море вылил пробку водки - Морскому Хозяину…. Сосна, елка, рябина, березка…часть решил спараллелить- две тонкие лучше одной толстой… Вяжу внешний каркас, чтобы не складывалась на волне и подо мною. Уйма шнуровки бандажей…и как это господа гусары управлялись с дамскими корсетами? Впрочем, они с ними проделывали обратное… Снова сушу над костром носки, 2 футболки и рубаху. Миф о Сизифе в северном исполнении…

Пришел гость- мужичок из Питера, они на 2х байдах вышли из Воньги, стоят на месте, где я был ночью , живут в индейском «типи» с костерком внутри - очень здорово для мест, где есть много жердей и их можно возить с собою в байде по бокам… идут, сегодня же, на устье Ундоксы, это совсем недалеко оттуда назад к полустанку Воньги вверх по речке, там останавливается местная «электричка», неск. раз в неделю.


-----------------------------------------


Обошел весь остров в пик отлива по илисто-песчаной литорали, в которую плавно переходят узкие травянистые прибрежные лайды, заваленные плавником, набрал морской капусты, будет свежий салат с подс. маслом. Жаль уксуса нет, но есть упаковочка майонеза… Пируем!


-------------------------------


Великолепие отливного дна, иду по нему далеко в море: хатки пескожилов, устрицы, баляниусы, фукус, огромные лопухи капусты - золото на сером, на платине, анфельция …и камни, камни, камни на сыром сером дне…и пена на серых, седых волнах вдалеке, и серое свинцовое небо и серый свет …как же много и у серого оттенков! И как они красивы!


-------------------------




Жаль нет сборничка Басё - почитать на ночь, был бы тут к месту… да с самим посидели бы под его соломенным зонтом у костра… или уж хотя бы Моржа сюда, чтобы побеседовал с многочисленными Устрицами.



=========================================================================
День Седьмой.



Небольшие дождики. Сплю. Слушаю стакатто капель на тенте палатки. Вожусь с байдой. Протянул ремни под дном, притянув к ней скелет, закрепил его в петлях на корпусе, на носу и корме. Поспал немного днем. Часам к 5 вечера начал складываться . Засунул матрац внутрь лодки, чуть-чуть его надул - иначе ничего не затолкать. Получилось что-то вроде поддувного дна.



Пока собирался - вышло предзакатное Солнце снова все заиграло и засветилось. А на горизонте громыхало и клубилась грозовая тьма. Отплыл в предвкушении грозы на хвосте.


-------------------------


------------------------------


-----------------------------------



Ужасно красиво - сиренево-розовая прозрачность впереди и чернота сзади. Решил, что если нагонит - высажусь на о. Лепручной, он совсем рядом (в прошлом, мы думали, что это мыс берега). Начался дождь, довольно сильный, потом ослабел. Иду на мыс Фомин, чтобы повернуть на Ундоксу, просто взглянуть на нее.. Заштилело. Совершенно фантастические небеса. Сполохи на черноте сзади. Постепенно гроза отстала и ушла куда-то северо-западнее, на материк.


---------------------------
--------------------------------------


-------------------
Миновал Лепручной, вышел к Яичным лудам в «подкову», образованную ими и глубоким заливом на материке. Все в отливной мели, в заливе глубина сантиметров 20, а то и меньше. Решил вернуться назад вдоль берега «подковы», все-таки взглянуть на Ундоксу. Остроконечные ели, и закат за ними. Пою «Карелию»… Остановился на отмели , метрах в 300 от берега, дальше только пешком… вода холодная, уже закат …темнеет…пошлепал в сандалиях… Еле перешел впадение речки, там она шириною метров 5, мелкая, но скользко и течение сильное. Увидел знакомое "типи", перекинулся парой слов с ребятами, пошел назад… уже совсем стемнело.



--------------------------------------
------------------------------------



Сориентировался на Яичные Луды, там три острова, на одном - рыбаки с собаками. Между мысом и Воньгоостровом в отлив прохода не оказалось, да и сам остров сливается с подковой мыса. Почти на интуиции нашел проход между средним и восточным островом в Яичных Лудах- вышел из залива в открытое море.



---------------------------------



Совсем темно из-за туч на западе. Но это еще сильнее оттеняет озера багряно-алого света на мелких «лужах», на которые отлив и камни разбили залив, и некоторые еще рябят колышущимися водорослями…. И все это оправлено в тишину… Жаль- не заснять,как следует, слишком темно...



--------------------------


--------------------------------


------------------------------------



------------------



Оплываю Воньгоостров с моря, но все никак не пристать- сплошные камни и лбы, в отлив от них таскать-не перетаскать, берега крутые , а что будет с байдой в прилив , как доберусь до нее, к чему ее привязать…? Все-таки нашел место на выступе. Как же это дракары приставали?



--------------------------------------------



---------------------------------------------

Разгружаюсь в полутьме. Сразу влезаю в сапоги с носками , боюсь пальцы переломать, скользко,все в фукусе… Устал, реакция заторможенная, а на берегу мох закрывает щели между валунами, нога может попасть в них… Первым делом- палатка, колья не лезут - либо мох, либо камень…Нашел старое кострище, перетаскал оттуда тяжеленные валуны, придавил колышки. Костер делать не стал, хотя вез с собой два бревнышка с Макарова острова. Выпил глоточек «Слободы» местного разлива (купил 0,25) - не сравнить с московской … съел, уже в палатке, салат из свежей, хрустящей морской капусты, помидоров и лука с майонезом и банку килек в томате. Ужин королей . Послал СМС домой - связь дышит на ладан… Уже улегшись понял - спать придется выгнувшись на валуне... ну и черт с ним.., ночью перекатился в яму во второй части палатки, выгнулся в обратную сторону… но там хотя бы мягко.. Утром все поправлю.. Пока - летопись… и спать. Завтра - на север, в кусок, в котором я еще никогда не бывал. Спокойной ночи.
=======================

PS. Весь дневник тут:
http://mangupli.livejournal.com/69013.html
http://mangupli.livejournal.com/69529.html
http://mangupli.livejournal.com/70809.html
http://mangupli.livejournal.com/71035.html
http://mangupli.livejournal.com/71596.html
http://mangupli.livejournal.com/74730.html
http://mangupli.livejournal.com/75548.html

Россия, палатка, Русский Север, Карелия, Экстрим, природа, Байдарка, Белое море

Previous post Next post
Up