Versus - латинское слово, означающее «против». Часто сокращается до vs (пишется без точки) или v. - например, «Спартак vs Динамо» (то есть противостояние спортивных команд «Спартак» и «Динамо»).
Очень сомнительно, что это Аристотель, а не его комментаторы, просто потому что при таком подходе вы приписываете Аристотелю чуждый ему стиль мышления. Все немного проще: теория движения (в широком смысле) Аристотеля чисто качественная. Количество - это описание движения, а не его причина. В атомарной теории вам придется сходу признать количество причиной качества.
Вывод относительно атомизма, я сделал после чтения "Метафизики" Аристотеля и работ Рамбама, не примпомню сейчас точно изложения Аристотеля. Вывод о нематериальности Первопричины - аналогично. На тему бесконечности, которая здесь не затрагивается, но связана, когда-то Вы меня направили к релевантным первоисточникам.
Мнение о Едином законе - Первопричине, оно моё, не видел этого в явном виде ни у Аристотеля, ни у Рамбама.
Был бы Вам благодарен, если бы Вы высказали своё мнение по этим выводам без связи с их авторством, по существу их с научной точки зрения (не исторической науки, но философской, физической), есть ли что-то с чем бы Вы согласились, или не согласились.
Я немного о другом. Конечно, Аристотель обсуждает все упомянутые вами проблемы. Но есть стиль мышления Аристотеля. И отдельно от него стиль мышления Рамбама.
Аристотель мыслит в обратном от упомянутом вами направлении. Он начинает с физики ( в смысле физис - законы, связанные с материальными телами), а потом на основании физики переходит к метафизике, откуда к квазиметафизике, которую в Средние века приняли за теологию. Обратное направление начинается с Плотина. Рамбам Плотина включает в Аристотелев корпус, и приписывает Аристотелю Плотиновские проходы.
Так вот. Отвержение Аристотелем атомизма закручено на физис. Это Рамбаму не нравится атомарная теория по теологическим причинам.
Так что, как видите, здесь ссылок не дашь - потому что разговор на полноценный трактат.
p. s. В общем-то и Рамбам требовал понимать тексты Танаха исходя из 'полноты знаний, основанных на доказательстве [естественных наук]'.
То есть, чтобы понять, что в Танахе метафора, притча, иносказание, а что может быть и не иносказанием, требуется исходить из наук.
К примеру, я бы сказал, что рассказ о Потопе можно рассматривать как мудрую притчу, а если упираться и требовать буквального фактически-исторического понимания, то мудрая притча рискует превратиться в издевательский анекдот в устах "ревнивцев буквального".
Comments 15
Reply
Reply
Все немного проще: теория движения (в широком смысле) Аристотеля чисто качественная. Количество - это описание движения, а не его причина. В атомарной теории вам придется сходу признать количество причиной качества.
Reply
Вывод о нематериальности Первопричины - аналогично.
На тему бесконечности, которая здесь не затрагивается, но связана, когда-то Вы меня направили к релевантным первоисточникам.
Мнение о Едином законе - Первопричине, оно моё, не видел этого в явном виде ни у Аристотеля, ни у Рамбама.
Был бы Вам благодарен, если бы Вы высказали своё мнение по этим выводам без связи с их авторством, по существу их с научной точки зрения (не исторической науки, но философской, физической), есть ли что-то с чем бы Вы согласились, или не согласились.
Reply
Конечно, Аристотель обсуждает все упомянутые вами проблемы. Но есть стиль мышления Аристотеля. И отдельно от него стиль мышления Рамбама.
Аристотель мыслит в обратном от упомянутом вами направлении. Он начинает с физики ( в смысле физис - законы, связанные с материальными телами), а потом на основании физики переходит к метафизике, откуда к квазиметафизике, которую в Средние века приняли за теологию. Обратное направление начинается с Плотина.
Рамбам Плотина включает в Аристотелев корпус, и приписывает Аристотелю Плотиновские проходы.
Так вот. Отвержение Аристотелем атомизма закручено на физис. Это Рамбаму не нравится атомарная теория по теологическим причинам.
Так что, как видите, здесь ссылок не дашь - потому что разговор на полноценный трактат.
Reply
p. s.
В общем-то и Рамбам требовал понимать тексты Танаха исходя из 'полноты знаний, основанных на доказательстве [естественных наук]'.
То есть, чтобы понять, что в Танахе метафора, притча, иносказание, а что может быть и не иносказанием, требуется исходить из наук.
К примеру, я бы сказал, что рассказ о Потопе можно рассматривать как мудрую притчу, а если упираться и требовать буквального фактически-исторического понимания, то мудрая притча рискует превратиться в издевательский анекдот в устах "ревнивцев буквального".
Reply
Leave a comment