Поездка в Луганск. Часть 3. Дорога домой. Первый снег

May 22, 2016 16:31

Поездка в Луганск. Часть 1. Дорога домой. Украина
Поездка в Луганск. Часть 2. Дорога домой. ДНР\ЛНР

25.11.2015

***
Первый снег застал меня в Донецкой области.

Это ничем не примечательное событие вызвало у меня целую бурю эмоций.

Хлопья снега, летевшие в лобовое стекло, стали тем крючочком, который смог донырнуть до самых глубин моей памяти и вытащить оттуда, казалось бы, давно забытые воспоминания.

И тогда я вспомнила всё.

Местность, по которой мы ехали, называется Донецкий кряж.

Донецкий кряж - это возвышенность на юге Луганской и почти на всей территории Донецкой области. Здесь находится самая высокая точка левобережной Украины - 367 метров над уровнем моря. Именно поэтому в этом регионе всегда холоднее, чем в соседних областях, и часто бывает снег, когда на равнине его ещё нет.

Декабрь обычно не был щедрым на снег, которого особенно хотелось под Новый год. В Луганске в это время было хмуро и по-осеннему пасмурно. Но стоило только сесть в электричку и выехать за город, вы попадали в настоящую зимнюю сказку. Железная дорога пролегала через Донецкий кряж, и пока большая часть Украины выпрашивала себе под Новый год хоть горстку снега, здесь, на возвышенности, царила настоящая Лапландия.

Здесь, на Донецком кряже, по пути из Луганска в Донецк, из года в год встречал меня первый снег. Я забыла об этом на целых два года войны. И вот, один из таких дней ясно всплыл в моей памяти.

*************************
Конец декабря. Я ехала праздновать Новый год в Днепропетровск, к Вике.

Я вышла из дома около пяти утра. Асфальт под ногами был слегка припорошен невесомыми, похожими на перья снежными хлопьями. И хотя это был ещё не снег, а только намёк на него, я сразу же почувствовала, как новогоднее настроение начинает подкрадываться ко мне на мягких зимних лапах.

Маршрутка медленно везла меня на ЖД вокзал по украшенной гирляндами центральной улице моего родного Луганска.

Я смотрела в окно. Люди неспешно брели по тротуару под увешанными гирляндами ветками деревьев. Они были так красивы, и предпраздничный город был так по-особенному красив...

Электричка отходила в половине седьмого утра. Время до отправления поезда я обычно коротала в районе гостиницы «Украина», в который раз любуясь архитектурой любимого Старого города. Это занятие мне не наскучивало никогда.

Дорога из Луганска в Днепропетровск занимала семь часов: три часа - на электричке из Луганска в Донецк, а потом ещё три часа на скоростном Hyundai из Донецка в Днепропетровск. Час - на пересадку.

Недалеко от донецкого ЖД вокзала находился магазинчик с невероятным ассортиментом свежей выпечки, которую я так обожаю. Голова начинала кружиться от витавшего в воздухе аромата, как только вы переступали через порог этого заведения, и я не упускала возможности заглянуть туда каждый раз, когда совершала пересадку в Донецке.

Возле Храма Святителя Николая рядом с донецким ЖД вокзалом росла крымская сосна. Её 15-сантиметровые иголки были прихвачены инеем. Это было невероятно красиво.

Как раз накануне поездки я получила весточку от своей френдессы Ольги, которая была мне очень близка. Наше общение было тёплым и доверительным, мы писали друг другу длинные откровенные письма. Её последнее письмо занимало 10 страниц формата А4, и было озаглавлено «В поисках новогоднего настроения». Я не хотела читать это сокровище в суете, поэтому распечатала его на принтере и взяла с собой, чтобы посвятить ему дорогу.

В письме Ольга рассказывала мне, как она встречала Новый год все свои двадцать с хвостиком лет. Её воспоминания тянулись с самого детства и до настоящего времени. Так она пыталась разбудить в себе новогоднее настроение и заодно передать его мне. И знаете, это было волшебно. Историю о том, как они с братом гуляли по своему предновогоднему городу и разглядывали праздничные витрины, я ярко помню и сейчас.

Уютный Hyundai «Укрзалізниці» мчал меня по заснеженному Донецкому кряжу, будто Ледниковый экспресс по виадукам в Швейцарских Альпах.

За окном была сотня километров заснеженных полей и укрытых инеем лесопосадок вдоль железной дороги.

Сотня километров безупречной и такой долгожданной зимней сказки…

Всю дорогу я не могла оторвать глаз от окна.

Впереди была встреча с Викой, которую я ждала с радостным волнением, и предвкушение праздника.

*************************
Воспоминания накатывались волнами. Каждое последующее воскрешало ещё одно.

Я смотрела в темноту за окном. В темноте была ДНР.

Мне было горько.

Когда-то дорога из Днепропетровска в Луганск занимала всего семь часов. Теперь же я была в пути уже почти сутки, и эти сутки были похожи на кошмар.

На фоне этого чудовищного контраста между внезапно нахлынувшими счастливыми воспоминаниями и реальностью ДНР за окном, я вдруг так остро и с такой щемящей болью осознала, что всего пару лет назад в моей жизни, оказывается, было такое простое и счастливое время, когда маленькие чудеса, из которых и складывается счастье, встречались на каждом шагу.

Что можно было радоваться, как ребёнок, прихваченным инеем сосновым иголкам, и так очароваться почти прозрачными, похожим на перья, хлопьями снега под ногами, что помнить их даже сейчас.

Что можно было сидеть у окна в тёплом, уютном Хюндае, щуриться от яркого солнца, и светло улыбаться, любуясь сотней километров заснеженных полей и лесопосадок, а не чувствовать, как сжимаются все твои внутренности, когда накачанный наркотиками агрессивный боевик с автоматом проверяет у тебя документы на блокпосту в Дебальцево.

Что можно было всю дорогу читать такие трогательные откровенные письма, и что в моей жизни вообще были такие люди и такие письма.

И, что самое главное, можно было так наслаждаться дорогой из Луганска в Днепропетровск, которая теперь превратилась в сущий ад.

Но поразительней всего было понимание, что за те два года, что идёт война, я ни разу не вспомнила, что всё это в моей жизни было. Что весь этот пласт воспоминаний так бы и лежал где-то глубоко ещё неизвестно сколько времени, если бы не послужившие триггером хлопья снега, летевшие в лобовое стекло на Донецком кряже. Понимание того, что всю радость жизни, всех тех людей и память о тех событиях высосала из меня война постоянной тревогой за близких и гореванием, сиренами машин скорой помощи, везущих раненных из аэропорта в госпиталь, и национальными флагами, развевающимися над свежими могилами на любом украинском кладбище.

И сколько я буду жить, столько я буду помнить, кто мне всё это устроил.

P.S. Прихваченные инеем сосновые иголки возле Храма Святителя Николая рядом с донецким ЖД вокзалом, которые я фотографировала в тот самый день…








война, Зима, Луганськ_2015

Previous post Next post
Up