"Надо помогать нуждающимся, одалживать пострадавшим, подавать неимущим, провожать боящихся и разъяснять незнающим". Из Пикукуха
В чем же секрет такой стойкости уникальной культуры бадуев? Бесспорно, одна из причин - мудрая организация, когда "внешние" деревни выступают в роли буфера между "внутренними" и внешним миром.
Они гасят нездоровое любопытство извне: ну, какой смысл ломиться в открытые ворота? Они же дают выход возможному недовольству внутри: можно уйти совсем и перестать быть бадуем. Но ведь можно и просто перебраться в одну из "внешних" деревень, где ограничения намного мягче. И остаться бадуем.
Но главное, думаю, все же другое. Альтруизм. Готовность добровольно самоограничить себя ради других.
Нет, конечно, никто из нас не идеален, и бадуи - тоже. Не сомневаюсь, что элемент гордыни ("Вот мы какие, единственные жители Пупа Земли и потомки первых людей") присутствует…
Но не думаю, что он доминирует. Одна гордыня, знаете ли, вряд ли способна питать подобную культуру сознательного (я подчеркну - сознательного! И добровольного…) отказа от благ цивилизации на протяжении многих поколений. А если я прав, то это вселяет надежду и веру в людей вообще.
Highlights: Badui - an eternal sacrifice?
…Пожалуй, труднее всего даже во "внешней деревне" приходится ушам. Странное ощущение: вроде бы, вокруг достаточно опрятные дома (пусть они выглядят на российский взгляд лачугами, так ведь тут не Россия. И подобная архитектура, уверяю вас, для местного климата оптимальна). И немало…
Вокруг ходят - судя по одежде - отнюдь не нищие.
Но - не слышно ни телевизора, ни радио, ни любой разновидности проигрывателя… Их здесь просто нет.
Лишь один раз радался звук колокольчика - в него звонил вот этот разносчик:
Греческий бог торговцев с крылышками на пятках - Гермес - все же залетел и сюда. Но явно подуставши: жуткие "музыкальные машинки", непрерывно изрыгающие ту или иную уже набившую оскомину мелодию в зависимости от предлагаемого вида товара, здесь, к счастью, не в ходу…
И никто не вымогает деньги. Еще недавно бадуи вообще не пользовались ими, и до сих пор отказываются продавать выращиваемый ими рис - запрещает Пикукух. Но вот фрукты и овощи продать можно.
Есть и другие средства заработать: как ни странно, их голоки, например, славятся не только необычной формой, но и высочайшим качеством…
Что намного менее удивительно, бадуи известны также как непревзойденные мастера приготовления джаму (см. соответстующий тэг) - средств традиционной индонезийской медицины. Настолько, что многие уличные торговцы и торговки, до сих пор каждое утро разносящие лекарства своим столичным клиентам, называют себя бадуями. Если им всем верить, уверен, что бадуев в Джакарте окажется в несколько раз больше, чем в горах :-)
Раньше бадуи сами делали простейший батик (см. тэг), используя для резервирования рисовую пасту (этот ранний этап проходил в своем развитии и другой традиционный индонезийский батик). Теперь они часто покупают его, причем батик для них обычно делается традиционной расцветки…
Простейшие ткацкие и прядильные станки (и прочие приспособления, названий которых я не знаю даже по-русски) до сих пор есть в каждом доме…
…но теперь ткань часто также изготовляется на продажу:
Продать можно и самые разные поделки:
Но основное занятие бадуев - суходольное рисоводство.
Причем Пикукух запрещает использовать участок более четырех лет - земле надо дать отдохнуть (это ограничение не слишком обременительно: все равно самое позднее с третьего года урожаи резко сокращаются, и приходится расчищать новый).
Конечно, бадуи также выращивают рис, овощи, фрукты.
Сахар дает одноименная
пальма (она же обеспечивает бадуев материалом для кровли), а соль можно и купить:
Пикукух запрещает разведение для употребления в пищу четвероногих животных, но кошек и собак держать можно.
Нельзя употреблять алкоголь и носить украшения из золота или драгоценных камней. Нарушившие Пикукух жители "внутренних" деревень сначала проходят длительную церемонию очищения, а потом обычно переселяются во "внешние".
Окончание следует
ЗДЕСЬ