Первым из голландцев в Индонезию приплыл обладатель омерзительного характера, скверный капитан и не слишком удачливый шпион Корнелис де Хутман.
Он не только был знаком с методично воровавшимися на протяжении восьми лет голландским секретарем португальского епископа в Гоа фан Линсхотеном мореходными данными португальцев, но и с братом Фредериком сам провел два года в Лиссабоне с аналогичной, но еще более наглой шпионской миссией: братцы крали там portolanos (секретные мореходные кроки с комментариями), в результате чего обоим пришлось лично ознакомиться с устройством португальских тюрем. Возможно, характер Корнелиса испортился именно там, да и любви к португальцам это ему явно не прибавило. Похоже, впрочем, что и к остальному человечеству - тоже :-)
Highlights: OIC - how it all begun
Снаряженная Compagnie van Verre of Amsterdam (Амстердамской компанией дальних плаваний) флотилия из четырех судов под его командованием (сам Хутман держал флаг на 460-тонном "Маврикии") отплыла из доков Текселя 2 апреля 1595 года, но, несмотря на изобилие шпионской информации, встала на рейде Бантена лишь 23 июня 1596 года. Планировавшаяся короткая передышка на Мадагаскаре превратилась в стоянку продолжительностью в несколько месяцев, обогатившую карту острова бухтой Голланское кладбище: уже к декабрю из 249 человек первоначального экипажа в живых осталось лишь 127.
(Спасибо
strannik17: вот в этой
базе данных можно найти подробности о всех плаваниях судов будущей Нидерландской Ост-Индской компании (НОИК) с 1595 по 1795 гг. Наш с ним спор навел и на эту тему, поэтому я снова забегаю вперед, не рассказав пока о Магеллане и Дрейке, корице и мускатном орехе. И, конечно, королях . :-) Капусты и сургуча не обещаю…)
На фото кроме первого - развалины построенного голландцами в Бантене форта Спейлвайк).
Поначалу все складывалось для голландцев удачно: Бантеном тогда номинально правил малолетний султан, и регент хотел заручиться противовесом против уже пустивших там к этому времени глубокие корни португальцев и поддержкой возможных союзников против мятежного вассала - южносуматранского княжества Лампунг. Не обеспокоились и португальцы: жалкая сотня измотанных более чем годичным плаванием людей - пусть даже и на четырех больших кораблях - не могла быть, на их взгляд, серьезной угрозой. Они даже представили Хутмана ко двору султана, что сопровождалось заключением договора о дружбе и "вечном" союзе".
"Вечный" союз, однако, не продержался и нескольких недель. Некая хамская выходка самого Хутмана (источники умалчивают, какая именно, но известно, что он грубо оскорбил султана) и бесчинства его матросов на берегу вынудили бантенцев арестовать дебоширов. Экадра ответила не произведшей особого впечатления бомбардировкой города, после чего арестованных пришлось выкупать и убираться восвояси - на восток.
У берегов нынешней Сурабаи (Восточная Ява) флотилия Хутмана была атакована пиратами, после чего голландец выместил зло на соседнем острове Мадура, подвергнув его побережье систематическому грабежу и разорению.
Уже в этой истории прослеживается намек на два важнейших момента, коренным образом отличающих колониальную экспансию католиков - португальцев и испанцев - от протестантов-голландцев (полупротестантов-англикан я бы счел некоей переходной стадией).
Если португальцы и испанцы воспринимали жителей Азии (даже уже принявших ислам) как возможных христиан, которых надо лишь обратить в эту религию, то голландцы вообще не считали их за людей.
И, пожалуй, главное: мысль о том, что они имеют полное право разрешать или запрещать ЛЮБУЮ торговлю между тысячами островов гигантского архипелага пришла в голову только голландцам. Всерьез решившим ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ добиться в этом монополии.
Немного Хутман успокоился лишь у берегов Бали (хотя 11 января у берегов островка Бавеан пришлось сжечь один из четырех кораблей - "Амстердам": для управления им уже не хватало матросов). Именно на Бали он разжился несколькими горшками драгоценного яванского черного перца и смог доставить их в Голландию.
Этого оказалось вполне достаточно. Уже в мае 1598 года оттуда отплыла уже вдвое большая флотилия “Nieuwe Compagnie te Amsterdam” под командованием намного более умелого капитана Якоба фан Нека, который смог привести ее на рейд Бантена за вдвое более короткий срок. Доставленный им груз черного перца дал 400 процентов прибыли. И за неполных четыре года на восток из Голландии отправились 14 флотилий, состоявших из 64 кораблей.
А 20 марта 1602 было основано первое в мире настоящее акционерное общество - Нидерландская Ост-Индская компания. Но подробно об этой машинке для ограбления мы поговорим в следующем посте. Корнелис же Хутман погиб у берегов Аче в июне 1599 в результате своей очередной выходки…
Продолжение серии о пряностях -
ЗДЕСЬ