«…Бог храма Масчети, управляющий крысами, должен получить подношения, и богу храма Сакенан, контролирующему кузнечиков, надо принести подношения. Если на плотине возникла проблема, проведите ритуал balik sumpah в храме Улун-Сви…»
Балийская хроника Dharma Pamaculan
Caru balik sumpah
«Направленность балийских процессий во многом объясняется тремя культурными заповедями. Во-первых, божества ценят чувственные подношения и представления. Во-вторых, в каждом храме есть свой бог, который постоянно связан с этим местом, но может посещать и другие. И в-третьих, вода, которая наиболее чиста и питательна у своего источника, смывает ритуальную загрязнённость по мере того, как стекает с гор к морю…»
Судя по вот этому списку церемоний, что проводятся субаками самых известных балийских рисовых террас
ДЖАТИЛУВИХ (версия
www.baliglory.com), божества и впрямь очень сильно любят подношения:
1. Mapag Toya - церемония в ходе kempelan, процедуры открытия водного канала к источнику воды в системе управления водоснабжением выше по течению, после чего она потечёт через рисовые поля. Проводится в Sasih Ketiga.
Mapag Toya
Mapag Toya
2. Ngendag Tanah Carik - церемония обращения к богам о безопасности в ходе вспашки. Также Sasih Ketiga.
3. Ngurit - церемония с рассадой, которая проводится на каждом поле. Sasih Kelima.
4. Ngerasakin - церемония очищения после вспашки. Ранний Sasih Kepitu.
5. Pangawiwit (Nuwasen) - церемония определения благоприятного дня для начала высаживания рассады на «взрослые» поля. Sasih Kepitu.
6. Ngekambuhin - церемония обращения к богам за благословением роста молодого риса. В 42-й день посадок на поле - примерно Sasih Kewulu.
Sanggah Crukcuk
7. Pamungkah - ритуальное обращение за безопасностью посадок для их хорошего роста. Sasih Kawulu.
8. Penyepian - ритуальное обращение за безопасностью посадок от вредителей и болезней. Sasih Kesanga.
9. Pengerestitian Nyegara Gunung - церемония, которая проводится в храмах предков Pura Luhur Petali и Pura Luhur Pekendungan.
10. Mesaba - предурожайная церемония на каждом рисовом поле. Sasih Kedasa.
11. Ngadegang Bhatari Sri (Bhatara Nini) - символическая церемония представления божеств в виде пары лингам/йони.
12. Nganyarin - ритуалы при начале сбора урожая на каждом поле. Sasih Sada.
13. Manyi - сбор урожая.
14. Mantenin - церемония сбора риса и перемещения его в амбары. Sasih Karo.
Но балийские храмы выполняют далеко не одни лишь ритуальные функции:
«…сети храмов воды позволили крестьянам придерживаться графиков поэтапного орошения, обеспечивавших оптимальный баланс между водопользованием и борьбой с вредителями (через синхронизированные периоды пара) для целых водосборных бассейнов.
График работ в нескольких соседних субаках
Мы утверждаем, что для снижения потерь от вредителей посредством оставления почвы под паром крестьяне должны принимать во внимание характеристики наиболее вредоносных местных вредителей риса: насколько быстро они размножаются и мигрируют и какой ущерб могут нанести? Синхронизированное оставление почвы под паром влечёт за собой последствия для распределения воды, поскольку пик потребности в орошении на рисовых полях приходится на начало цикла культивации. Распределение воды и борьба с вредителями путём синхронного сбора урожая являются, таким образом, противоположными ограничениями.
Leptocorisa oratoria
Следовательно, графики орошения на балийском водосборе напоминают кусочки мозаики. Если они хорошо подогнаны друг к другу, то полученная схема оптимизирует урожай для всех, минимизируя нашествия вредителей, и снижает дефицит воды. Но если под паром одновременно окажутся слишком много полей, то это приведёт к нехватке воды ниже по течению реки. И наоборот, если площади синхронизированных паров слишком малы, то вредители могут мигрировать вниз по течению на соседние поля, которые все ещё обрабатываются. Сети храмов воды позволяют крестьянам корректировать графики полива в соответствии с местными условиями, решая головоломки для целых водосборных бассейнов, которые включают десятки водосливов и локальных ирригационных систем…»
J. Stephen Lansing & Thérèse A. de Vet, “The Functional Role of Balinese Water Temples: A Response to Critics», 2012
Ну, вот вам самый простой пример: это местечко в долине священной балийской реки Пакерисан - 240 ступенек вниз от дороги (и, соответственно, ближайшей деревушки aka банджара). И не менее сотни от ближайшей (и единственной) обособленно стоящей парочки жилых домов:
И что мы там видим - в этой самой splendid isolation? Ну, конечно, кроме самих рисовых террас? Как нетрудно догадаться - храм.
Естественно, это занимающийся именно ирригацией Pura Ulun Suwi, о которых шла речь во
ВТОРОМ посте этой
МИНИ-СЕРИИ (полный
ИНДЕКС по теме риса).
А вот фото другого Pura Ulun Suwi также у нас по соседству, на котором прекрасно видна его неразрывная связь с субаком - вплоть до того, что «контора» субака (вывеска слева) стоит на самой территории храма:
И в заключение давайте ещё раз подниму тему, уже затронутую в
ЭТОМ более раннем посте о субаке - то, насколько его деятельность вообще увязана с балийской религией. Просто обратите внимание, как ирригационные сооружения (или даже просто источники, как на первом фото ниже) везде сопровождаются самыми разными жертвенниками и алтарями:
Вместо эпилога:
«Площадь рисовых полей на Бали сокращается: с 98 тыс. га в 1983 году до 83 тыс. га в 2003 году и 82 тыс. га в 2012 году. Основной причиной такого сокращения является застройка рисовых полей под жильё, что свидетельствует о давлении туризма на сельскохозяйственные земли. Увеличение числа молодых людей, покидающих сельское хозяйство ради работы, связанной с туризмом, привело к резкому сокращению численности крестьян с 460 тыс. в 2003 году до 400 тыс. в 2013 году. Примерно 60% из 400 000 были мелкими фермерами с площадью сельскохозяйственных угодий 0,5 га и менее. Примерно 80% из них начали работать на полях после получения начального образования. Доход домохозяйств, занятых полный рабочий день, составляет 1-1,5 млн индонезийских рупий в месяц (примерно 80-120 долл. США). Многие из них получают дополнительный доход от продажи картин или других товаров...»
Но всё же… пока что настоящий Бали ещё жив!
Click to view