«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО РИС»: ОБОБЩЕНИЕ-5 или ВСЕ БОГИ В ГОСТИ К НАМ

Sep 04, 2023 08:35


«…Бог храма Масчети, управляющий крысами, должен получить подношения, и богу храма Сакенан, контролирующему кузнечиков, надо принести подношения. Если на плотине возникла проблема, проведите ритуал balik sumpah в храме Улун-Сви…»

Балийская хроника Dharma Pamaculan



Caru balik sumpah



«Направленность балийских процессий во многом объясняется тремя культурными заповедями. Во-первых, божества ценят чувственные подношения и представления. Во-вторых, в каждом храме есть свой бог, который постоянно связан с этим местом, но может посещать и другие. И в-третьих, вода, которая наиболее чиста и питательна у своего источника, смывает ритуальную загрязнённость по мере того, как стекает с гор к морю…»



Судя по вот этому списку церемоний, что проводятся субаками самых известных балийских рисовых террас ДЖАТИЛУВИХ (версия www.baliglory.com), божества и впрямь очень сильно любят подношения:



1. Mapag Toya - церемония в ходе kempelan, процедуры открытия водного канала к источнику воды в системе управления водоснабжением выше по течению, после чего она потечёт через рисовые поля. Проводится в Sasih Ketiga.



Mapag Toya



Mapag Toya



2. Ngendag Tanah Carik - церемония обращения к богам о безопасности в ходе вспашки. Также Sasih Ketiga.

3. Ngurit - церемония с рассадой, которая проводится на каждом поле. Sasih Kelima.

4. Ngerasakin - церемония очищения после вспашки. Ранний Sasih Kepitu.

5. Pangawiwit (Nuwasen) - церемония определения благоприятного дня для начала высаживания рассады на «взрослые» поля. Sasih Kepitu.

6. Ngekambuhin - церемония обращения к богам за благословением роста молодого риса. В 42-й день посадок на поле - примерно Sasih Kewulu.



Sanggah Crukcuk

7. Pamungkah - ритуальное обращение за безопасностью посадок для их хорошего роста. Sasih Kawulu.

8. Penyepian - ритуальное обращение за безопасностью посадок от вредителей и болезней. Sasih Kesanga.

9. Pengerestitian Nyegara Gunung - церемония, которая проводится в храмах предков Pura Luhur Petali и Pura Luhur Pekendungan.

10. Mesaba - предурожайная церемония на каждом рисовом поле. Sasih Kedasa.

11. Ngadegang Bhatari Sri (Bhatara Nini) - символическая церемония представления божеств в виде пары лингам/йони.

12. Nganyarin - ритуалы при начале сбора урожая на каждом поле. Sasih Sada.

13. Manyi - сбор урожая.

14. Mantenin - церемония сбора риса и перемещения его в амбары. Sasih Karo.



Но балийские храмы выполняют далеко не одни лишь ритуальные функции:

«…сети храмов воды позволили крестьянам придерживаться графиков поэтапного орошения, обеспечивавших оптимальный баланс между водопользованием и борьбой с вредителями (через синхронизированные периоды пара) для целых водосборных бассейнов.



График работ в нескольких соседних субаках

Мы утверждаем, что для снижения потерь от вредителей посредством оставления почвы под паром крестьяне должны принимать во внимание характеристики наиболее вредоносных местных вредителей риса: насколько быстро они размножаются и мигрируют и какой ущерб могут нанести? Синхронизированное оставление почвы под паром влечёт за собой последствия для распределения воды, поскольку пик потребности в орошении на рисовых полях приходится на начало цикла культивации. Распределение воды и борьба с вредителями путём синхронного сбора урожая являются, таким образом, противоположными ограничениями.



Leptocorisa oratoria

Следовательно, графики орошения на балийском водосборе напоминают кусочки мозаики. Если они хорошо подогнаны друг к другу, то полученная схема оптимизирует урожай для всех, минимизируя нашествия вредителей, и снижает дефицит воды. Но если под паром одновременно окажутся слишком много полей, то это приведёт к нехватке воды ниже по течению реки. И наоборот, если площади синхронизированных паров слишком малы, то вредители могут мигрировать вниз по течению на соседние поля, которые все ещё обрабатываются. Сети храмов воды позволяют крестьянам корректировать графики полива в соответствии с местными условиями, решая головоломки для целых водосборных бассейнов, которые включают десятки водосливов и локальных ирригационных систем…»

J. Stephen Lansing & Thérèse A. de Vet, “The Functional Role of Balinese Water Temples: A Response to Critics», 2012



Ну, вот вам самый простой пример: это местечко в долине священной балийской реки Пакерисан - 240 ступенек вниз от дороги (и, соответственно, ближайшей деревушки aka банджара). И не менее сотни от ближайшей (и единственной) обособленно стоящей парочки жилых домов:



И что мы там видим - в этой самой splendid isolation? Ну, конечно, кроме самих рисовых террас? Как нетрудно догадаться - храм.



Естественно, это занимающийся именно ирригацией Pura Ulun Suwi, о которых шла речь во ВТОРОМ посте этой МИНИ-СЕРИИ (полный ИНДЕКС по теме риса).



А вот фото другого Pura Ulun Suwi также у нас по соседству, на котором прекрасно видна его неразрывная связь с субаком - вплоть до того, что «контора» субака (вывеска слева) стоит на самой территории храма:



И в заключение давайте ещё раз подниму тему, уже затронутую в ЭТОМ более раннем посте о субаке - то, насколько его деятельность вообще увязана с балийской религией. Просто обратите внимание, как ирригационные сооружения (или даже просто источники, как на первом фото ниже) везде сопровождаются самыми разными жертвенниками и алтарями:

















Вместо эпилога:

«Площадь рисовых полей на Бали сокращается: с 98 тыс. га в 1983 году до 83 тыс. га в 2003 году и 82 тыс. га в 2012 году. Основной причиной такого сокращения является застройка рисовых полей под жильё, что свидетельствует о давлении туризма на сельскохозяйственные земли. Увеличение числа молодых людей, покидающих сельское хозяйство ради работы, связанной с туризмом, привело к резкому сокращению численности крестьян с 460 тыс. в 2003 году до 400 тыс. в 2013 году. Примерно 60% из 400 000 были мелкими фермерами с площадью сельскохозяйственных угодий 0,5 га и менее. Примерно 80% из них начали работать на полях после получения начального образования. Доход домохозяйств, занятых полный рабочий день, составляет 1-1,5 млн индонезийских рупий в месяц (примерно 80-120 долл. США). Многие из них получают дополнительный доход от продажи картин или других товаров...»

Но всё же… пока что настоящий Бали ещё жив!

image Click to view



pura, bali, tampaksiring, fauna, flora, religion

Previous post Next post
Up