Одно из толкований вечно живого в английском языке слова Indies (Индии): «…регион или место, приносящие большие богатства или куда можно совершать прибыльные путешествия». © Oxford English Dictionary, географическая привязка отсутствует
«Самый старый пилот наш рассказывал нам, что на острове Аколро, лежащем южнее Большой Явы, мужчин нет вовсе - есть только женщины. Они беременеют от ветра. Когда у них рождается мальчик, они его убивают, если же девочка, они её воспитывают. Когда на этом острове показываются мужчины, они их убивают, если только в силах это сделать…» (с) Il Primo Viaggio Intorno Al Globo Di Antonio Pigafetta
Автор давно уже не скрывает, что почитает общепринятое в «этих ваших европах»© выражение «эпоха Великих географических открытий»© одним из самых ярких проявлений того самого европоцентризма™, о котором он писал, например,
ЗДЕСЬ. Так что хорошая новость заключается просто в том, что автор впервые готов попробовать это доказать с конкретными датами и фактами в руках.
Disclaimer: но есть и плохая новость - точные ссылки на то, «откуда автор нахватался этого бреда?»©, даваться здесь будут далеко не всегда: а то ссылок получится больше, чем текста :). Страждущих утешу тем, что приводимое ниже является, по сути, просто несколько адаптированными для пущей лёгкости чтения фрагментами хронологии, составляемой автором для пишущейся им сейчас большой-пребольшой серии материалов по истории Индонезии, которую, как он надеется, он скоро уже начнёт выкладывать на ЖЖ же. А перед этим он выложит также её же библиографию (насчитывающую на этот момент свыше 160 по преимуществу научных статей и книг), которая и станет ответом на вопрос выше.
Итак, кто же кого открывал (или закрывал)?
45 тыс. лет назад - начало мореплавания (т.е., не по рекам и озёрам, а там, где бывают нехилые такие волны)…
…на Архипелаге (под этим названием здесь понимается островная Юго-Восточная Азия + Малаккский полуостров + Новая Гвинея). Для этого потребовался постепенный переход от классических плотов и лодок из коры сначала к «мультидолблёнкам» (несколько долблёных корпусов скрепляются бортами в единый блок и образуют «плот второго поколения»), а затем к катамаранам (два разнесённых долблёных корпуса соединяет помост).
© Waruno Mahdi, «Origins of Southeast Asian Shipping and Maritime Communication Across the Indian Ocean», 2016
Следующий этап: кили катамаранов остаются долблёными, но сверху на них для повышения высоты бортов наращиваются состоящие из четырёх частей (нос, два борта и корма) конструкции. Также начинают строить лодки с вынесенным балансиром (двумя балансирами).
«Примерно за две тысячи лет до н.э. (а возможно - и раньше), большая часть мира была увязана в рыночную сеть. (Важным исключением был Американский континент). Большая часть торговли оставалась местной или региональной, но некоторые продукты ценились столь высоко, что их транспортировка за многие тысячи километров была явно оправданной. Внутри этой полуглобальной сети Индийский океан, Южно-Китайское море и другие моря внутри Индонезии и вокруг неё стали играть роль, сходную со Средиземноморьем, но в намного более крупном масштабе - более крупном с точки зрения как расстояний, так и объёмов торговли. Товары в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии перевозились в огромных для этого времени количествах, а затем с западного побережья Индии продукты из этих районов продавались в Западную Азию, Средиземноморье и Северную Европу. С самого начала Индонезия была частью этой торговой сети…» © Steven Drakeley, «The History of Indonesia», 2005
~1.000 до н. э. - обсидианом (ценнейший товар для эпохи неолита!) с Новой Британии (у северо-восточного побережья Новой Гвинеи) торгуют в зоне, простирающейся на 6.500 км - от северного Калимантана до Фиджи
500 до н. э. - уроженцы Архипелага бананы доплывают до западной Африки
~0 - мореплаватели Архипелага осваивают технику использования муссонов и начинают регулярно плавать в Африку, а Римская империя начинает столь же регулярно получать с Архипелага гвоздику и сандаловое дерево.
© Florence Lamoureux, «Indonesia: A Global Studies Handbook», 2003
Примерно тогда же в Нусантаре начинают строить первые большие «сшитые»* корабли - уже к III веку грузоподъёмность судна для дальней торговли достигает 500 тонн.
*(К теме «сшитых» судов мы скоро вернёмся - вот пришлёт
ЭДУАРД свои видео с Южного Сулавеси - и раскрою эту тему подробнее…) А пока довольствуйтесь моим собственным фото оттуда же:
100 - греко-римские торговцы на юге Индии упоминают о больших кораблях с востока, доставляющих им перец и пряности
V в. - согласно китайским источникам, между Суматрой и Китаем уже существует устойчивая традиция торгового мореходства на кораблях, которыми управляли «куньлунь» (т.е., жители Архипелага). Чисто морской - без переваливания товаров через перешеек Кра - путь Индия-Китай сквозь Архипелаг уже утвердился и стал основным. NB: Сами китайцы в это время дальние плавания ещё не совершают.
420 - принц Гунаварман из Кашмира провёл много лет буддийским паломником на Яве (в стране Шепо) по пути в Китай. В Китае Гунаварман просит императора покровительствовать торговым кораблям «куньлунь», идущим с Суматры и Явы.
VI в. - в гробе одного из Меровингов обнаружены две гвоздики, которые тогда гарантированно не росли нигде за пределами четырёх островов на Северных Молукках.
670-742 - около десятка посольств из Шривиджаи в Китай. Середина VIII в. - начало её экспансии: она уже ведёт себя как империя.
VIII в. - заселение Мадагаскара. Задолго до этого предки нынешних индонезийцев на судах, способных принять на борт команды по 25-30 человек, всю необходимую для них провизию и груз объёмом в несколько кубометров, регулярно плавали к Мадагаскару и обратно по так называемому «Коричному пути».
И даже огибали Африку с юга, поднимаясь затем на север вдоль её западного побережья как минимум вплоть до нынешней Ганы. Так что указанная дата относится не к началу плаваний туда (пусть даже регулярных) как таковых, а именно к заселению, факт которого в 2012 году доказала группа специалистов в области генетики из Индонезии, Новой Зеландии, США и Франции во главе с Мюрреем Коксом. Она установила, что прародительницами современного населения Мадагаскара стали примерно 1,2 тысячи лет назад около 30 женщин, прибывших туда с Явы. «Этот индонезийский вклад - язык, культура и гены - продолжает доминировать у народа Мадагаскара даже сегодня», - писали соавторы в статье, опубликованной авторитетным научным журналом Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.
Другие генетики доказали, кстати, что как минимум с VIII в. на Мадагаскаре выращивали сорта риса, происходившие именно из ЮВА.
~ 970 - в Яванском море тонет точно построенное именно на Архипелаге 30-метровое судно, шедшее к северо-восточному побережью Явы с грузом в 225-300 тонн (прежде всего, китайской керамики) и более чем 200 людьми на борту. В ходе подъёма груза в 2004-6 годах извлечено свыше 600.000 предметов.
1292 - в отместку за оскорбление его посольства хан Хубилай посылает на Яву мощную армаду. Она состояла из примерно тысячи кораблей, на которых находилась 20-тысячная армия, большинство солдат которой составляли китайцы, а командовали ей тоже китайские полководцы. Несмотря на первоначальные успехи, высадившаяся на Яву армия была быстро выбита с острова.
1292 - основание Маджапахита - первой в Архипелаге империи, которая была одновременно и морской, и сухопутной.
«В конце XV века между Зондским проливом и Мальдивами существовал прочный контакт. Самым лёгким и распространённым способом навигации было идти вдоль параллели - так, чтобы звезда оставалась на одной и той же высоте над горизонтом. Эта техника была отлично известна тихоокеанским и другим азиатским навигаторам Индийского океана. Описанный в португальских источниках начала XVI века путь по шестой южной параллели ведёт точнёхонько от Зондского пролива к архипелагу Чагос - удобному месту для пополнения запасов воды, откуда было легко плыть на север до главных атоллов Мальдив».
© Manguin, Pierre-Yves, «Austronesian Shipping in the Indian Ocean: From Outrigger Boats to Trading Ships», 2016
1405-07 - первая экспедиция
ЧЖЭН ХЭ - корабли прошли вдоль побережья Суматры, посетили Яву и Шри-Ланку, добрались до Каликута на западном побережье Индийского субконтинента и с триумфом вернулись домой. В состав этой армады входили 62 больших и около 250 вспомогательных кораблей, которые несли на борту 27.800 членов экипажей и пассажиров (в том числе торговцев), в том числе десятитысячный десантный корпус (у Магеллана на старте было пять кораблей и двести шестьдесят пять спутников). Некоторые из этих колоссов имели по девять(!) мачт, а флагман достигал 132 метров в длину и 54 в ширину и по сей день остаётся одним из самых больших деревянных кораблей во всей истории человечества. Для управления подобными гигантами в те годы требовались команды по полторы тысячи матросов на каждом.
Колосс от Чжэн Хэ против каравеллы Колумба
- Каждая экспедиция была похожа на плавучую страну. В них участвовали танкеры с водой и корабли с запасами, которые везли пищу и строительные материалы для ремонта в море, транспортные суда для лошадей кавалерии, боевые корабли, сторожевики и большие девятимачтовые джонки. Самые крупные суда, которые несли китайские товары, имели четыре палубы. Нижняя заполнялась камнями и землёй в качестве балласта, вторая служила жильём и местом для кухонь. Шёлк, хлопок, чай, железо, соль, пенька, вина и керамика хранились на другой палубе, а на верхней размещались пушки и платформы для ведения боя…© Jean Gelman Taylor, «Indonesia Peoples And Histories», 2003
Далее на Яве побывают ещё шесть экспедиций Чжэн Хэ - до их завершения в 1433 г.
И лишь ~1450 - европейские судостроители изобретают новый тип судна - каравеллу-редонду и каракку/нао (и флагман первой экспедиции Колумба «Санта-Мария», и единственный уцелевший корабль экспедиции Магеллана «Виктория» были каракками),..
…которые впервые одновременно понесли на себе как прямые паруса Северной Европы, так и косые треугольные паруса Средиземноморья*, став предшественниками кораблей с полным парусным вооружением.
*Называть их «латинскими» - возможно, самый древний пример бытового европоцентризма (кстати, в английском их имя правильно пишется не «Latin», а «lateen» - от старофранцузского написания слова «латинский») - ведь идея точно была украдена римлянами у арабов. Но самое смешное заключается в том, что «латинский» парус легко может иметь, на самом деле, индонезийское происхождение!
«Распространение австронезийского треугольного паруса на запад в Индийский океан около 200 г. до н.э. указывает нам на вероятное происхождение арабского треугольного «латинского» паруса, который охватил Египет и даже Средиземное море в поздний классический период, скажем, в 200 г. н.э.» Horridge, Adrian, «The Austronesian Conquest of the Sea - Upwind», 2006
Именно в XV веке португальские навигаторы начинают применять квадрант и астролябию в дополнение к родившимся примерно за век до этого знаменитым португальским «портоланам» (схемам с указанием портов, якорных стоянок, приливов, глубин и ветров, береговых очертаний и расстояний между портами, с множеством альтернативных курсов - румбов).
Далее, в 1410 году в библиотеке во Флоренции обнаружена и переведена на латынь копия «Географии» Птолемея, написанной более чем за тысячу лет до этого.
Она изучается в основанной принцем Энрике Мореплавателем Академии в Сагреше и становится важнейшим стимулом для исследований южного побережья Африки. Наконец, в 1492 году завершается Реконкиста, что оставляет без работы немалые массы фидалгу, которые умели только грабить воевать. Критическая масса накоплена - и потому вскоре… ВЗРЫВ!
• В том же 1492 - Колумб достигает Багам, Кубы и Санто-Доминго, а думает, что он близ Китая, куда и направлялся;
• 1493 - второе плавание Колумба - М.Антильские острова и Куба; мысли те же;
• 1497 - Джон Кабот (Джованни Кабото) - плывёт в «Индии», а достигает Ньюфаундленда;
• 1497 - Вашку да Гама огибает мыс Доброй Надежды и достигает Каликута. Дорога в «Индии» открыта…
• 1498 - третье плавание Колумба; основывает испанскую колонию на Эспаньоле; мысли те же;
• 1499 - Южной Америки достигает флорентиец Америго Веспуччи;
• 1500 - португалец Педру-Альвареш Кабрал плывёт в «Индии», а нечаянно «открывает» Бразилию;
• 1501 - Веспуччи тоже уже в Бразилии;
• 1502 - четвёртое и последнее плавание Колумба. Он по-прежнему уверен, что достиг Азии;
• 1519-1522 - первое кругосветное плавание Магеллана (в конце уже без него);
• 1577-80 - кругосветка Дрейка.
По Индонезии в это время плавают самостоятельно разработанные на Архипелаге и столь же самостоятельно строившиеся там же джонки (на схеме ниже - джонка примерно Х века н.э.)
Их средний размер - примерно в три раза крупнее впервые достигших ЮВА португальских кораблей.
Трёхмачтовая яванская джонка у берегов Бантена. Hieronymus Megiser, 1610.
И вот как раз о строительстве таких судов мы и поговорим чуть позже…
А здесь качестве эпилога упомяну лишь, что после прихода европейцев на Архипелаг наступила эпоха Великих географических ЗАКРЫТИЙ™: он был произвольно раздербанен на части, которые практически не взаимодействовали друг с другом, а каждая европейская мышка усердно таскала всё лакомое из своей «зоны» в свою европейскую же норушку… Последствия ощущаются и по сей день - достаточно сравнить Индонезию, Филиппины и Малайзию, не так уж давно (с точки зрения истории) входившие в одну и ту же ОБЩНОСТЬ…
Последующие посты этой серии:
2.
КАК СТРОИТЬ ОКЕАНСКИЕ СУДА БЕЗ ЕДИНОГО ГВОЗДЯ3.
КАРТЫ, ПАРУСА и ПАРУСНИК 4.
СОВРЕМЕННОЕ СУДОСТРОЕНИЕ: ТРАДИЦИЯ vs СОВРЕМЕННОСТЬ5.
ПИНАС или ПИНИСИ: «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?»