…"следует подчеркнуть, что Бали действительно и в своей основе является частью Индонезии. С культурной точки зрения, он - одна из ярких вспышек на карте государства-архипелага. С исторической, он всегда был частью более широкого островного мира. Ни один аспект истории Бали не может быть полностью понят в отрыве от своего индонезийского контекста". A SHORT HISTORY OF BALI: INDONESIA’S HINDU REALM, Robert Pringle
Эпиграф выше и цитата ниже - не только ответ некоторым оригиналам, полагающим, что Бали обязан Яве лишь плохим, но и важная ступенька в рассказе о ранней истории Острова богов и демонов, а более конкретно - в минисерии о
КЕБО ИВЕ и более обширной серии о
ДВУРЕЧЬЕ, которые еще ждут своего завершения. Но прежде чем этим заняться, нам придется ненадолго перенестись на юг Бали, …
…однако сначала - обещанная вторая цитата из Прингла:
"Для более поздних поколений балийцев "Маджапахит" стало кодовым словом, обозначающим источник любой цивилизации. Местная традиция полагает, например, что Гунунг-Агунг, который приравнивается к оси индуистского космоса горе Меру, был доставлен на Бали с маджапахитской Явы в это время [маджапахитской колонизации]. И по сей день в некоторых балийских храмах поклоняются богу Маджапахиту в виде головы оленя - как примеру и образцу цивилизации. Маджапахит воплощает в себе все культурное наследие и повышает статус тех, кто претендует на связи с ним".
Итак, пишет Прингл, самое позднее к VIII веку "вожди" (я обычно зову их "царями" по аналогии с ранними царствами Азии, но как именно обстояло дело на Бали в реальности в те годы, точно не знает никто) зоны "Пекерисан-Петану" (того самого "Двуречья") все активнее вступали в контакт с торговыми поселениями на севере острова (о них я упомяну чуть позже, а пока достаточно напомнить, что Великий путь пряностей пролегал именно вдоль северного побережья Бали) и через них - с внешним миром. К этому времени на Центральной Яве уже существовали относительно мощные индианизированные государства - и балийские вожди по мере узнавания жизни за пределами острова были готовы подняться выше поклонения предкам и вулканам к влиятельной мировой религии, которую уже исповедовали в других районах Индонезии.
Кстати, Прингл упоминает о мнении столь серьезного авторитета как W.F. Stutterheim, который в работе Indian Influences in Old-Balinese Art (The Indian Society, London, 1935) выдвинул гипотезу, согласно которой отсутствие надписей с упоминанием балийских царей до самого конца IX века может означать, что Остров до этого времени находился под властью яванского правителя - скорее всего, раджи "первого
МАТАРАМа" (не путать с султанатом Матарам, которому только предстояло возникнуть через несколько веков).
"К X веку населенной зоной на юге Бали правила явно балийская династия Вармадева, возможно, заполнившая собой вакуум, оставленный ослаблениям яванской власти, - отмечает далее Прингл. - Первый правитель этой линии возвел покрытый надписями столп в Сануре на южном побережье - в месте, которому предстоит сыграть важную роль в более поздней истории Бали. Датируемый 914-м годом санурский столп напоминает те, что ставил великий индийский царь Ашока".
Что ж, перенесемся в
САНУР, известный ныне как 'a place for newly wed and almost dead', чуть раньше - как "деревня черных магов", а еще раньше - как место высадки в 1942 году японских, а за несколько десятилетий до этого - и голландских захватчиков…
Обнаруженная лишь в 1932 году близ храма Pura B(e)lanjong первая надпись на камне (prasasti), упоминающая имя балийского царя - Adhipatih (что, собственно, и означает "царь")
Sri Kesari Varma(dewa) (по всей вероятности, исповедовавшего буддизм махаяны) - расположена прямо на обочине одной из главных улиц Санура (
КАРТА) …
…и написана на смеси старобалийского и санскрита (причем в последнем используются как североиндийский алфавит, так и старояванский Kawi).
"Такая сложная смесь языков и алфавитов указывает на то, что правитель ставил своей главной целью не связь со своими подданными, а, скорее, подчеркивание своего статуса и сверхъестественной власти", - отмечает Прингл.
Действительно, в санурской прасасти (высотой 177 см и диаметром 75 см) речь идет о морской завовательной экспедиции (вот относительно ее места мнения исследователей расходятся: им мог быть как расположенный всего в нескольких километрах от Санура остров
НУСА-ПЕНИДА, …
…так и отдаленные "Острова пряностей" - Молукки.