(КАК УСТРОЕН БАЛИ-2)
Объявляю "Балийскую неделю". Для души. А то: то потоп, то Тимор (я его сегодня утром капитально обновил); то коррупция, то климат…
К тому же, много чего накопилось, чем надо срочно поделиться (срочно потому, что на Бали из Италии летит отдыхать один хороший человек, убедительно демонстрируя тем самым, что все дороги ведут не только в Рим :-) ).
Вдобавок, только что вышли сразу две статьи, которыми также не могу не поделиться. Первую из них под заголовком
"Они снова мостят рай" выложили в выходные на сайте
AsiaSentinel (во многом это команда Philip Bowring - о старом Far Eastern Economic Review, думаю, скучают все, кто его читал…)
UPD: в августе 2009 добавлен рассказ Марии Николаевой об адских сторонах рая...
Тему о том, как устроен Бали, я начал
здесь. А тут, видимо, надо добавить (или будет непонятно последующее), что на острове также можно вычленить (также с южной, океанской стороны, недалеко от аэропорта):
Highlights:
- How Bali is organized
-
Bali to the Balinese; Bukit to the Bules? -
They’re Paving Paradise, Again 1. столицу провинции город Денпасар -
КАРТА - (там сидят Власти Предержащие, а всем остальным в нем делать нечего)/ Ну, разве что, сходить в Музей Бали;
2. любимый австралийскими наркоманами (и созданный ими же) город Кута -
КАРТА - (для нормальных людей: можно недорого остановиться в достаточно приличных отелях; масса хороших и недорогих спа и ресторанов, а кто без этого не может, то и баров с дискотеками; неплохой шоппинг "по верхам" - выбор большой и недорого, но для знатоков либо ничего нет, либо безумные цены. Бомбы рвут тоже обычно там - на снимке памятник жертвам взрыва в 2002 году);
3. зона
Легиан-
Семиньяк-
Чангу - застраиваемые преимущественно виллами бывшие деревни к северу (перечисление - по мере удаления) от Куты (общее правило - чем севернее, тем новее и лучше);
4. Джимбаран (
КАРТА) - зона ресторанчиков морской кухни на берегу, где можно нюхать запах подгоревшего масла и наслаждаться видом пролетающих самолетов (почем-то многим нашим соотечественникам нравится. Мазохизм?);
5. Санур (
КАРТА) - по-русски английское "Place for newly wed and almost dead", к сожалению, не рифмуется. В общем, для молодоженов и пенсионеров;
6. трассы - основные дороги, усеянные по обе стороны магазинами для туристов (общее правило то же - чем дальше на север, тем лучше).
ВНИМАНИЕ! К
настоящему Бали все это не имеет никакого отношения!
Все остальные районы имеют собственное лицо, а посему о них - постепенно и о каждом в отдельности.
Но вернемся к теме на сегодня. Сначала - сильно сокращенный перевод редакционной
"Бали - для балийцев, Букит - для иностранцев?" (Букит - это тот самый полуостров (на снимке - слева), где построены "резервации для интуристов")…
…в последнем номере балийского журнала
Tropical Living.
"В 70-х годах правительство Бали (как и центральное правительство в Джакарте) задумалось над воздействием на Бали туризма. Если туризм нам нужен, думали они, а он нам нужен (по крайней мере, те деньги и рабочие места, которые он приносит), то давайте постараемся собрать этих диковато выглядящих иностранцев в одном месте, где бы они не лезли в нашу культуру, а мы могли бы за ними присматривать. Примерно так. Такой ход мыслей постепенно привел к появлению Нуса-Дуа.
Первоначальные планы были довольно конкретными: давайте сведем строительство в Сануре, Куте и где-либо еще к минимуму, и давайте "откроем" Букит. Ну, мы, конечно, все знаем, что вышло в итоге: была построена Нуса-Дуа, какой бы скучной и лишенной воображения она ни была; а затем на многие годы на Буките все встало, тогда как Кута расширялась на восток и север, как лесной пожар… В Семиньяке остались ровно четыре квадратных метра рисовых полей - перед кафе Warisan, и я подозреваю, что, на самом деле, рис там из пластика. Убуд практически стал пригородом Денпасара, а Гианьяр - часть Санура (или наоборот?) Вопрос: а не убиваем ли мы курочку, которая несет золотые яйца?
Даже чудесный
Танах-Лот имеет поле для гольфа с одной стороны и стройку - с другой. Ребята! Я сам занимаюсь недвижимостью, и мне нравятся развитие и рост благосостояния. Но если лучший вид на один из самых священных храмов Азии открывается либо с чертового поля для гольфа, либо со стройки, то не пора ли притормозить и подумать о причинах и следствиях?
Возможно, в 70-х они были правы. Букит сух, как пыль [по обычной для Индонезии причине - там нет вулканов. М.Ц.], и не имеет аутентичных культурных ценностей за (очень важным) исключением - Улувату, построенного 700 лет назад чуда. Так почему не создать обширные "исключительные зоны" вокруг Улувату и других храмов на побережье, а остальной Букит не отдать под стройки?
Жестко ограничьте дальнейшее развитие где бы то ни было на Бали, за исключением сухих и бедных районов на севере и востоке, вроде Амеда [мне его тоже не жалко :-) - М.Ц.]
В Амеде можно построить массу новотелей, макдональдсов и безвкусных магазинов - раз уж они нам так нужны…Одетые в нейлоновые костюмы татуированные семейки австралийских алкоголиков, которые сейчас гуляют по Poppies Lane, таща на буксире своих жирных и постоянно хнычущих детей с заплетенными в косички волосами, будут просто счастливы остановиться в Hard Rock Hotel Amed, если его для них построить. Там они смогут танцевать макарену по пятницам, а по субботам соревноваться, кто лучше кидается тортами. Постройте 15-этажный торговый комплекс и отдайте его весь под магазины, торгующие поддельными рубашками от Ralph Lauren и плохо скопированными DVD...
Итак, [для строительства] останутся существующие зоны развития и большой кусок, состоящий из Букита и засушливого северо-востока. Это примерно 10% всей площади Бали.
И прежде, чем вы начнете на меня кричать, вспомните, что 10% Бали - в точности то же самое, что 100% Пхукета. А на Пхукете туристов в три раза больше, чем на Бали, и они, вроде, не жалуются, правда?
А остальной Бали пусть будет Бали.
Пожалуйста. Вспомните, чему учил нас Махатма: "Лишь когда умрет последнее дерево, и последняя река будет отравлена, и последняя рыба будет поймана, мы поймем, что деньги нельзя есть".
Двумя руками голосую "за". Потому что иначе не остановить то, о чем рассказывается в статье AsiaSentinel (тоже сокращенный перевод):
"На протяжении 80 лет с 20-х годов, когда на берега Бали вынесло первую волну западных мистиков, гости объявляли Бали разрушенным, хотя он продолжал очаровывать поколение за поколением своими танцами, скульптурой, картинами, пляжами и духовностью. Но сегодня в развитии звучит новая зловещая нота.
Крупный строительные компании приходят в такие районы, как Санур на юге острова, упорно сохранявшего свои балийские культурные корни, и расчищают большие участки земли. Они обслуживают банкиров и финансистов из Гонконга и Сингапура, строящих на Бали виллы для отдыха.
"Сейчас это похоже на лоскутное одеяло: вот - поле, а по соседству с ним вилла, и так далее", - говорит Эдди, который который вырос на Бали, и, как и многие балийцы, имеет только одно имя [с чего это пришло в голову автору, я не знаю. По-моему, он путает балийцев с яванцами. - М.Ц.] Сейчас оно постоянно ездит с острова в Джакарте и обратно. - Но еще хуже то, что это делает с семьями. Люди теряют свою землю и свое наследие за одну ночь".
Он качает головой: "Они получают эти деньги, но могут лишиться их в результате одной ставки на петушиных боях".
Большая часть строительства идет на юге Бали. Сейчас под стройку заняты 36 га на побережье в западной части Санура… Основательница Балийской органичной ассоциации (БОА) Картини беспокоится о том влиянии, которое строительство окажет на окружающую среду.
"Были - маленький остров, - говорит она. - Мне кажется, очень опасно строить виллы на склонах гор или на рисовых полях…"
"Давным-давно балийцы шли путями предков. Нас учили, что плохо строить поблизости от пляжей, гор или рек, потому что это важные районы, нуждающиеся в защите. В прошлом по Балийской традиции в этих священных местах строили лишь храмы и святилища…"
Во многом, Бали стал жертвой собственного успеха. На протяжении десятилетий люди притекали в это красивое убежище. Но без устойчивого развития ему недолго оставаться убежищем".
UPD 23.08.09:
Мария Николаева: Безумные узники в балийском раю
Профессор Сурьяни - пожилая женщина, автор кучи книг (про транс и медитацию) исследует «Темную сторону Балийского рая», особенно возрастание суицидальности в балийском обществе: по статистике с каждым годом увеличивается число суицидов (в этом году до августа уже около 60), а также прочие радости туризма: проституцию, наркоманию, насилия над детьми... И соответственно рассказывала, как она помогает людям «выживать».
По ее заключениям, основная причина увеличения суицидов - появление хронических психических расстройств, которыми ранее почти никто не страдал, а ныне депрессия - обычный симптом. Показала нам (народу было до сотни человек, причем русская речь тоже слышалась) свой фильм с балийскими ужасами бытия - нищими, калеками, сидящими на цепях буйными...
Я ничего не снимала - получилось бы некачественно, да и было неудобно, ибо уже с третьей минуты соседка-балийка начала рыдать, и она не одна такая оказалась...
Конечно, после Индии с Непалом и Камбоджи с Вьетнамом, где такое - просто кварталами и целыми городами и деревнями, да и по остальной Индонезии, полагаю (тот же мрачный Медан), отдельные кадры, которые она с трудом путем «исследований» на Бали сделала, райскую картину скорее подчеркнули, чем подпортили. Но не все же видели индийские трущобы, так что у народа был изрядный шок, что для туристов наверняка полезно.
Пожалуй, самое сильное впечатление произвели на публику кадры с закованными в цепях сумасшедшими, которым на Бали не оказывают никакой медицинской помощи, а просто сажают на цепь или в темницу, кормят и моют, пока те не умрут. Помощники Сурьяни за 10 месяцев выявили на одном только северо-востоке Бали 800 случаев умственных расстройств, а 52 человека были обнаружены живущими в цепях. Профессору удалось освободить 40 пленников и вернуть к жизни в обществе, а многим другим - оказать помощь в клинике.
В общем, это сюжет - а говорили много, потом еще общая дискуссия началась.
Что было интересно, она использует обучение медитации для профилактики суицидов. Ей задавали вполне законный вопрос: зачем учить балийцев медитации, когда они каждый день ритуалы проводят, и медитация (от себя добавлю - по крайней мере объектная) у них просто в крови? Она ответила, что доминанта сместилась с «взаимоотношений» на «время», и сейчас даже в ритуале важно не столько установить отношения с божеством, сколько успеть их провести...
Балийцы оказались психически не готовы ко многим экономическим веяниям - как появлению «роскоши» западного образца, так и скупки земель их предков иностранцами. Традиционная система поддержания нерушимо благого расположения духа начала давать сбои, когда даже многие ритуалы и танцы показываются за деньги, а значит, уже «без души», отчего их исходное психотерапевтическое воздействие становится все слабее. Балийцы стали «заражаться» стрессом и депрессией, развратом и наркоманией, а в итоге - суицидальностью. Все это очень серьезно, ибо речь идет об усугубляющейся тенденции. Организовал встречу
Bali Institute for Global Renewal см. также
ЗДЕСЬ UPD 09.07.12:
Как родилась Кута