Классификация "ханту"-1: ПАЛАСИК, КУЯНГ и ГЕНДРУВО

Nov 01, 2012 08:22

m_tsyganov: Вот стоило только помянуть черных магов во ВЧЕРАШНЕМ ПОСТЕ, как начавшая пугать нас ЗДЕСЬ (об авторе см. там же), а потом продолжившая делать это ТУТ Марина Фролова переходит к призракам и оборотням (а поскольку с ИХ фото у меня по понятным причинам перебои, ограничусь под катом новыми снимками Рангды из уже известной вам драмы ЧАЛОН АРАНГ):


"Читаем мы со студентами на домашнем чтении сборник реальных историй (kisah nyata): «Привидения тринадцати городов» (Hantu di 13 kota).
Современные городские былички (короткие рассказы о встречах с духами) собрал Арго Виканджати (Argo Wikanjati), фольклорист несчастный.


(Для владеющих бахасой - вот и САМА КНИГА - не вся, но все же… Картинки в ней тоже есть, правда, черно-белые).


Начинается все это с реальных событий, случившихся в Университете Трисакти в Джакарте в 1998 году накануне ухода Сухарто из президентов.
Некий уборщик по имени Парно работал в ночную смену в книжном магазине, и внезапно заметил, при тусклом-то свете постоянно мерцающей лампы, что в углу скопилась огромная куча серого пепла (tumpukan abu), да еще и в воздухе запахло тухлой рыбой (bau anyir amis).
Любопытства ради незадачливый Парно потыкал пальцем кучу пепла (правильно! Что ж еще надо было делать? Неужели: бежать-бояться?) и обнаружил, что пепел к тому же был еще и весьма теплым.
Парно попробовал воззвать к здравому смыслу и в итоге решил, что это или просто грязь из кондиционера накапала (ого!), или пыль с книжных полок…
А в следующую свою ночную смену Парно опять увидел, как ни с того ни с сего куча пыли появилась на полу книжного магазина, задвигалась, ну прям как Недотыкомка перед Передоновым (герой романа Сологуба «Мелкий бес» - одного из самых интересных писателей русского символизма), а потом маленькие следы нарисовались в пыли и повели его в женский туалет, где рыдало некое страшное существо - привидение девушки, погибшей от ожогов во время беспорядков в Джакарте в мае 1998 года...



Пролог про встречу простого уборщика с ханту (hantu - привидением, или злым духом) открывает весьма увлекательную книжку, где призраки появляются только по очень серьезной причине и в своих местах обитания (tempat angker). (А пепел надо рассматривать как предзнаменование - pralambang - без которого хорошая история обычно не рассказывается.)


Автор-составитель городских быличек представляет читателю каждого призрака с той же точностью в классификации, с какой это сделал за более чем сто лет до него именитый литератор Нусантары Абдулла-бин-Абдул-Кадир-аль-Мунши - то есть, весьма неразборчиво и неполно :)
(Про классификацию Абдуллы - это вообще отдельный разговор, и до него тоже дело дойдет).
Знакомя читателя с духами, их повадками, происхождением и обликом, Арго Виканджяти не всегда придерживается строгих критериев отбора.
Предлагаю сначала уделить немного внимания малоизвестным призракам, а уже потом перейти к уже практически архетипам - Кунтиланак и Почонгу.


Паласик (Palasik) пришел в общеиндонезийский хантупром из фольклора народности МИНАНГКАБАУ: это, собственно говоря, не призрак, а колдун, который смог достигнуть своего могущества и увеличить оккультные знания (ilmu sakti) до невероятно высокого уровня - вплоть до удаления головы от тела и похода на промысел частями тела по очереди - тело отдельно, голова отдельно [m_tsyganov: вспоминаем также СВИНСКОГО ПРАВИТЕЛЯ балийского Бедулу]. Вторая смена! Вторая Смена! (ada yang badannya yang berjalan mencari makan dan ada pula yang kepalanya yang melayang-layang mencari makan).
Питается он младенцами - живыми и мертвыми, но не только они его интересуют: черное дело Паласика зачастую связано с тем, что он помогает нехорошим людям искать клады или выигрывать много денег. Поэтому завистники часто говорят про быстро разбогатевших людей, что им помогает Паласик (казалось бы, при чем тут коррупция). Вообще, надо сразу оговорить, что высокая детская смертность и опасность умереть при родах и послужили причинами появления сонмища злых духов, которых зачастую довольно ошибочно, на мой взгляд, называют вампирами. (А вот британские духоведы в лице У. У. Скита выяснили, что их когорту, скорее, надо называть Birth Spirits.)

Куянг - это нечто, сильно напоминающее Пенанггалан (про нее отдельно), но только родом с Калимантана. Модель та же - голова (на этот раз, снабженная клыками) отдельно, а внутренности болтаются в свободном полете. Как и его коллеги (Пенанггалан, Понтианак и Лангсуир), Куянг охотится на беременных женщин, только что родивших и, конечно же, на младенцев. Подобно Пенанггалан, которая, в отличие от «вампира румынско-европейского» не спит днем в гробу, а отсиживается в бочке с уксусом, Куянг днем прикидывается приличным человеком и даже имеет элегантный халат (pada siang hari, seorang Kuyang akan menempuh hidup sehari-hari sebagaimana orang biasa, namun biasanya ia mengenakan pakaian jubah). Что примечательно, отпугивать его надо не чесноком, а луком (takut dengan bawang merah). Также можно обороняться при помощи веника из волокон пальмы (sapu ijuk), зеркал, расчески, ножа (cermin, sisir, pisau) и систематического поколачивания сковородок и другой мебели (memukulkan perabot rumah tangga seperti panci atau wajan).
Куянг также может превращаться в ночных птиц или в кошек - и тем самым народная фантазия (а конкретней, masyarakat Banjar) наделяет его признаками и вампира, и оборотня!


Народы Калимантана не только делят поверья в похожих призраков Паласик/Куянг с минангкабау, но еще и разделяют с яванцами суеверия, связанные с неким таинственным Гендруво (Genderuwo). На Яве у него даже есть свои собственные места обитания - и они названы! - это Lemah Putih, Purwosari, Girimulyo, Kulon Progo sekitar 60 km ke barat Yogyakarta, а также тиковые леса Donoloyo, kecamatan Sloghimo, sekitar 60 km di sebelah timur Wonogiri.
По своему облику, Гендруво больше похож на йети, чем на бесплотного духа: он высок, волосат и вонюч, как козел (bau mirip kambing), сильно напоминает обезьяну (sejenis makhluk halus yang berwujud manusia mirip kera).
Догадаться, что Гендруво где-то рядом, можно по омерзительному запаху, который он и распространяет, либо Гендруво предупредит о своем близком местонахождении, бросая камешки, или просто интеллигентным покашливанием (biasanya kita dilempari batu kerikil, kadang juga ada suara-suara orang batuk).
…дело было в Депоке: как-то раз, когда еще были на стажировке в университете "Индонезия" в 2006 году, шли мы по дороге: кругом никого, тишина, кустов нет, машин нет… и вдруг слышим - кашель. Отчетливо! И ладно бы только я слышала, Мария тоже слышала… Знали бы мы тогда)) Но назвали это для себя hantu batuk. А больше я, к сожалению, не могу поделиться ничем сверхъестественным, и на передачу Dunia Lain меня вряд ли позовут :(
Ведет себя Гендруво, прямо скажем, как полная свинья - если кто нагадит на вас прямо с пальмы - не удивляйтесь! (sering juga ada yang dikencingi dari atas pohon). А еще Гендруво был замечен в и привлекался за сексуальную распущенность - вот, например, как-то раз на Калимантане у одной женщины муж ушел в море надолго, она а в его отсутствие родила некое существо, похожее больше на обезьяну, чем на мужа, с шерстью, как у Гендруво. Но правда, говорят, потом Гендруво часто навещал свою семью. (От себя добавлю, что похожая ситуация про призрачного инкуба, отца детей, пропавших младенцами или еще до своего рождения, самым шокирующим и таинственным образом появлялась в современных индонезийских романах).


Платят ли ханту алименты? Шокирующие подробности - в продолжении, которое СЛЕДУЕТ
Happy Halloween!"

нас-радует, java, kalimantan, minangkabau, book, mystic

Previous post Next post
Up