ЗАПОВЕДНИК ОРАНГУТАНОВ БУКИТ-ЛАВАНГ

Sep 26, 2012 07:10

m_tsyganov: Впервые выступающая на этом блоге mikhaylenka сделает сегодня именно то, чего нам не хватало для логического завершения серии про ОРАНГУТАНов - подробно расскажет (и покажет!) упоминавшийся в ней лишь МЕЛЬКОМ заповедник Букит-Лаванг :

mikhaylenka: "Ранним утром мы впятером прилетели в г. Медан, столицу северной Суматры, из Куала-Лумпура. Аэропорт Медана является международным, однако внешне напоминает российский провинциальный аэропорт, типа того, что у нас в Барнауле. На выходе из аэропорта нас встретил «Боб Марли»…

…и проводил к машине. Боба Марли звали Абдулла, он оказался главным трекинговым гидом Букит-Лаванга, деревушки на границе крупного национального заповедника.

Изнуряющая жара, сумасшедшее и беспорядочное дорожное движение, куча мопедов, выцветшие вывески, клубки спутанных проводов и переодический запах помоев - это то, что характеризует город Медан. Впрочем, как и многие другие большие азиатские города.

Справедливости ради надо признать, что в Медане есть наряду со всем перечисленным немало гостиниц премиум-класса, где все очень прилично и чисто.
Прямиком из аэропорта отправляемся в Букит-Лаванг. Дорога заняла три часа. Стоимость трансфера - 160.000 рупей с человека, что в переводе на наши деньги около 500 руб. Сперва дорога лежит через город и населенные пункты. Постепенно дома сменяются лесами и плантациями масличной пальмы, ради посадки которой были вырублены сотни тысяч гектаров римбы…
Букит-Лаванг - милейшая деревушка на берегу реки. Прямо через реку - древние сумантранские джунгли (один из немногих оставшихся на планете участков первозданных джунглей), национальный парк, где живут орангутаны! В Букит-Лаванге несколько небольших гостиниц, мы останавливались в Jungle Inn. Там милые и комфортные номера, правда, на втором этаже душ и туалет под открытым небом - т.е. над ними нет крыши )) [m_tsyganov: данное эко-улучшение дизайна называется: "в балийском стиле" :-)]

Перед стойкой ресепшн сидят несколько не особенно приветливых индонезийцев, курят и посматривают на туристов. Чуть приветливее они становятся тогда, когда к ним обращаешься. Меню в ресторане отеля довольно разнообразное. Из запомнившихся блюд - gado-gado (тушеные овощи под специцифическим соусом), фруктовый салат (в меню написано, что при заказе этого блюда требуется фотокамера - он огромный и красиво оформлен), чай в стиле Jungle от малярии (в стакане с этим чаем можно найти все, что угодно: листья, корни и стебли растений, специи; он хорошо тонизирует и благотворно влияет на кровь [ ДЖАМУ]).

Туристов в Букит-Лаванге немного, а соотечественники - и подавно большая редкость. Отчего он кажется еще прекраснее! ))
Сразу же после прибытия и небольшого обеда идем смотреть кормление орангутанов. Оно происходит каждый день в 8 утра и в 3 часа дня. Переплываем на лодке через реку и оказываемся на территории национального парка. Идем в джунгли, поднимаемся вверх в гору. Специально для кормления устроен деревянный помост, на него высаживаются двое кормильщиков с водой и бананами. И вот приходит она! - самка орангутана с детенышем, который крепко держится за рыжую материнскую шерсть! Обезьяну зовут Сума.

Это невероятное зрелище! Вот так просто и непринужденно в 10 метрах от тебя появляется лохматая орангутаниха с деткой и в настырной и нагловатой манере начинает пить воду и кушать бананы!

У нее практически человеческое лицо и очень осознанный взгляд. Малыш-орангутан - очень забавный и вполне самостоятельный индивид. Покушав вместе с мамой, он лезет вверх на дерево и начинает играть, качаясь из стороны в сторону. У малыша очень озорной взгляд - совсем как у маленького человека!

Появляется вторая самка с детенышем, им тоже дают воду и бананы. Сума уходит вверх на деревья. Вторая самка еще более настырная и, судя по всему, достаточно импульсивная.

Некоторое время назад численность орангутанов существенно сокращалась, что вызывало опасения. Однако сейчас, после того, как ряд территорий был объявлен национальным заповедником, и орангов стали охранять, ситуация более или меняя стабилизировалась. В северных суматранских джунглях на территории заповедника живет 5-6 тысяч особей. В настоящее время популяции дикоживущих орангутанов остались только на Суматре и Калимантане.
Если приглядеться, в деревьях можно еще заметить других обезьян [m_tsyganov: ЛАНГУРов?].

Они тоже чувствуют себя довольно непринужденно, но не осмеливаются вторгнуться в процесс кормления.

Вторая самка оранга наелась и вместе с малышом уходит на деревья. Тут снова спускается Сума и начинается цирк. Сума ест банан, пережевывает, затем срыгивает, а потом съедает то, что срыгнула. И так повторяется много-много раз. При этом иногда она очень смешно заваливается и машет руками. Детеныш в это время играет в деревьях.

Вечером к нам за ужином подсаживается Джозеф, местный трекинговый гид. Сначала он показывает карточные фокусы, потом предлагает показать магию. Он просит написать на бумажке имя своего близкого человека, например, мамы, и свернуть в маленький шарик. Шарик нужно кидать в специальное расчерченное Джозефом поле. Джозеф изучает каждый бросок, дочерчивает на поле какие-то линии, пристально смотрит в глаза - и в итоге угадывает написанное на бумажке имя моей мамы! Потом имя мамы Ольги! Потом имя моего мужа! Мне уже становится не по себе - я совершенно не понимаю, как ему это удается! Я точно знаю, что он не разворачивает бумажку, не подменяет ее и не смотрит, что там написано!
Потом Джозеф дает мне посмотреть видео азиатского ЦУНАМИ 2004 года, и мне становится еще больше не по себе. Когда-то я уже видела именно это видео, тем не менее, оно снова будоражит меня. Сначала наступает вода, унося в свою пучину все, что встречается на пути: мусор, деревья, машины, людей… Потом на экране появляется множество трупов мужчин, женщин, стариков, детей… Последний кадр мне долго не удавалось выкинуть из головы: огромный грузовик переезжает труп мужчины и размазывает его по асфальту. Я отворачиваюсь от экрана - Джозеф удивляется, почему я не хочу смотреть… Джозеф говорит, что когда пришла вода, он очень быстро убежал высоко на гору. Во время ценами у него погибли родители и девушка…
Идет тропический ливень, гремит гром, и сверкает молния. Я ложусь спать, я одна в номере, и атмосфера мне кажется зловещей, страшно. Мне даже пришлось собираться с силами, чтобы встать в туалет. Ко мне стучится Джозеф и зовет меня. Я совершенно не представляю, что он от меня хочет… закутываюсь поглубже в одеяло...
На следующий день нам предстоит семичасовой трек по джунглям и встреча с орангутанами в диких лесах!

Утром выходим в трек с Абдуллой. Переходим через реку и сразу начинаем резко подниматься вверх. Жарко, сильная влажность. От этой внезапной нагрузки у меня перехватывает дыхание и начинает казаться, что уйду я недалеко. К счастью организм быстро адаптируется и дальше становится легче. Мы идем то в горку, то по прямой, кругом пальмы, деревья с толстенными стволами и куча интересной тропической растительности. Абдулла поднимает с земли огромного муравья и ест его. Говорит, что он вкусный и напоминает лимон.

Идем дальше, Абдулла зовет обезьян. Мы переходим через небольшую речушку, и перед нами крутой подъем. Я пытаюсь взобраться, но неудачно ставлю ногу, поскальзываюсь и больно падаю, разбиваю губу и сильно ушибаю руку. Но в целом все ок. Передохнув, мы идем дальше. Время от времени нам встречаются другие группы трекеров, которые идут по похожему маршруту, но не след в след за нами.
Внезапно Алексей, идущий впереди всех, начинает как-то странно прыгать и чесаться. Я вижу, что его кусают осы. Он разворачивается, кричит, машет руками и бежит на меня. Мне деться особо некуда, т.к. за мной вплотную идут люди. Я пытаюсь развернуть Алексея в другую сторону, но он все равно инстинктивно пытается убежать назад. В итоге мы все оказались изрядно покусаны.
Но тут как раз появляются они! - обезьяны, и мы сразу забываем про все неприятные и болезненные ощущения! Их сразу много, «человек» пять или шесть! Есть мамаши с детьми, в том числе уже знакомая Сума. А где-то вдалеке на деревьях сидит самец.
Гроза этих мест - обезьяна Мина. Несколько лет назад Мина жила у людей в клетке. Потом ее выпустили на волю в суматранском национальном парке. Однако проживание в неволе оставило серьезный отпечаток - Мина стала проявлять агрессию к людям, некоторые гиды называют ее сумасшедшей. 2 года назад Мина напала на группу трекеров, сильно исцарапала одну девушку, а гида, который пытался оттащить обезьяну, опрокинула с горы так, что тот сломал руку.
Но пока Мины не видно, и мы спокойно наслаждаемся обществом обезьян. На относительно небольшом участке пути нам встречается шесть или семь особей, все они довольно дружелюбны и спускаются близко!

Ольге удалось потрогать одну из них, а чуть позже другая обезьяна схватила за руки Ольгу и Алексея и потянула друг к дружке - благословила! ))
Мы останавливаемся на привал, и к нам из леса выходит фазан [m_tsyganov: Great Argus aka Argusianus argus. Живет он тут! Как водится, самый крупный из фазанов мира водится именно в Индонезии :-)]

Тоже очень неожиданная, но приятная встреча. Фазан на вид бойкий, но тупой )) Совершенно непонятно, что он делает в таких густых зарослях в своем богатом оперении.
[m_tsyganov: Вот пара архивных фото покрупнее:]

Идем дальше и через некоторое время останавливаемся на ланч. Наши гиды делают нам тарелки из листьев, выкладывают на них рис и овощи. Нарезают фрукты и выкладывают их на поднос тоже из листьев.

Мы сидим посреди джунглей и кушаем. Обед уже почти подошел к концу, я встаю и думаю, как же сейчас будет неохота идти после привала и плотной еды. Но тут выражения лиц наших гидов внезапно меняются, они вскакивают и говорят, чтобы мы уходили. По дорожке к нам идет Мина! Вместе с Абдуллой нас сопровождает молодой парнишка Ируль. Лицо у него делается таким испуганным, что всякая усталость и тяжесть в животе сразу исчезает. По указанию гидов мы взбираемся на горку. Но нет, судя по всему, Мина сегодня никого бить и царапать не собирается. Настроена она вполне мирно, с недоумевающим видом она рассматривает и разбрасывает остатки нашего ланча. На груди у нее тоже висит малыш, ему уже порядка трех лет.

Гиды отвлекают Мину, дают ей фрукты. В этот момент мы проходим мимо нее, чтобы идти дальше по нашему маршруту.

Дальше идем по джунглям еще часа три. Никаких крупных животных больше не встречаем, довольствуемся экзотической растительностью и изменчивым ландшафтом. Последний час пути - пожалуй, самый тяжелый участок трека. Тут нам предстоит спускаться вниз по крутому склону. Слезать приходится по корням и камням, иногда угрожающе скользят кроссовки. Наконец, сильно измотанные, мы спускаемся к реке. Тут будет наш лагерь!
В целом, о маршруте можно сказать, что он не то, чтобы очень тяжелый, но и легким его не назовешь. Вся одежда грязная и мокрая насквозь от пота и влажности. Скинув вещи, мы идем на горную речку купаться.
Сегодня тут, посреди джунглей мы будем спать. Никаких палаток нет, только полиэтиленовый, натянутый на скорую руку тент. С наступлением темноты наши проводники готовят нам ужин. Три или четыре разных блюда, и все с карри! Но вроде не очень остро. После ужина Абдулла предлагает покурить травку, но желающих среди нас что-то не нашлось. Абдулла в очередной раз напевает песенку на мотив известных Jingle Bells:
Jungle track, jungle track
In Buket Lavang!
See the monkey, see the elephant -
See Orangutan!

Молодой ассистент показывает фокусы и загадки со спичками.
Ночь проходит достаточно спокойно. Только спать очень жестко, земля под нашей ночлежкой неровная. Еще я долго не могла уснуть от того, что молодой ассистент все время ворочался, а иногда еще вскакивал и медитировал. Уж не знаю, что его так растревожило.
Утром просыпаемся, завтракаем и сплавляемся вниз по реке к деревушке. Сплав происходит на специальных надувных баллонах, которые местные вручную(!) несут вверх по реке к месту лагеря! Плыть примерно минут 20-25. Иногда встречаются крутые пороги. На одном из участков реки мель, и нас просят пройти это место вброд. Камни очень скользкие и течение сильное. Я иду босиком, поскальзываюсь и сильно ушибаю колено. Хорошо, что меня удерживают, и меня не сносит рекой.
На берег около нашего отеля мы выходим насквозь мокрые, слегка уставшие и счастливые!
Обедаем и собираемся в дорогу обратно в Медан, откуда планируем продолжить наше путешествие. Джозеф говорит, что у меня клевые штаны, в которых я ходила в трек, и что такие очень пригодились бы ему в джунглях. Я преподношу ему это подарок (вообще это штаны моего мужа ))
Выходим из гест-хауса по направлению к машине. Нас настигает очень сильный дождь, настолько сильный, что кажется, кто-то с неба выливают ведра воды. Мы пропускаем нужный поворот и уходим дальше вдоль деревни - слегка заблудились. Остановились под навесом, не знаем, что делать, ждем, пока нас найдут. Дождь вроде стихает. Я иду искать туалет, натыкаюсь на деревянный домик с надписями с разных сторон Wanita и Pria. Решительно признаю в себе «ваниту». Через некоторое время нас находят, и мы отправляемся на ночевку в Медан.
Автор о себе: Я пиар-специалист, предприниматель и немного путешественник. Несколько лет назад я однозначно для себя решила, что офисная жизнь не для меня, и с тех пор занимаюсь проектной деятельностью и собственным бизнесом, управляя им ото всюду: из дома, из поездок, из кофейни, где я провожу большую часть своего "рабочего времени" и т.п.

Четыре года назад я впервые съездила в Азию, и с тех пор меня, как магнитом, тянет в эту сторону света".

Еще о Букит-Лаванг: от xploncuk;

park, как-кормят, fauna, cuisine, нас-радует, sumatra, jamu, flora