Жаждавшей батиковых интерьеров
irinadvorkina посвящается…
О
КУДУСЕ (NB: и обратите внимание на фото из Чиребона в этом посте!) - единственном яванском городе с арабским названием - и его роли в распространении ислама на Яве я уже рассказывал, но накануне главного мусульманского праздника, который в Индонезии зовут идул-фитри, самое время снова поговорить о традиционном индонезийском исламе. И, конечно, батике :-)
Потому что как и все старые города т.н. песисира (северного, морского побережья Явы) Кудус дает великолепные примеры того, как в этом самом традиционном яванском исламе (и батике, конечно, тоже) на древнее и мощное индобуддистское (и даже до-индобуддистское) яванское основание легли не только новые специфически мусульманские элементы (частенько приносившиеся в "островные Индии", кстати, из Индии субконтинентальной), но и все это причудливо смешалось с влиянием китайским (как мы это уже видели в случае со знаменитой кудусской
РЕЗЬБОЙ по
ТИКу).
В общем, все точно так же, как и в случае с
БАТИКом (
ИНДЕКС по батику вообще) другого города песисира -
ЧИРЕБОНа.
Собственно, в джакартский
МУЗЕЙ ТЕКСТИЛЯ я и шел неделю назад, чтобы увидеть описанный в
ЭТОЙ СТАТЬЕ замечательный батик, связанный с именем
ЧЖЭН ХЭ - китайского мальчика-мусульманина, который сначала стал знаменитым адмиралом и открывателем земель, а затем для "заморских китайцев" - даже богом:
(Что не мешает индонезийским мусульманам возводить в его честь
МЕЧЕТИ):
(Об этой - в Сурабае - мы поговорим отдельно уже скоро…)
Но вернемся к батику. К сожалению, именно той черно-белой картины с изображением перевернутого корабля, о которой рассказывалось в приведшей меня в Музей текстиля статье, на выставке я не нашел (хотя не все надежды потеряны…) Но все же эту историю (легенду?) я не смогу вам сейчас не пересказать, хотя иллюстрировать ее придется другими примерами кудусского батика.
Впрочем, китайское влияние бесспорно и здесь:
Кстати, знаете, как называются такие букеты цветов на яванском батике? Buketan… Но это уже голландское влияние :-)
Значит, дело было так…
Один из кораблей флота Чжэн Хэ перевернулся близ спящего вулкана
МУРИЯ, расположенного неподалеку от нынешнего Кудуса, однако по крайней мере части его команды удалось спастись. Вот эти выжившие и стали основателями нескольких деревень на побережье и предками нынешних кудусцев.
Уже в начале ХХ века батик из Кудуса был знаменит замечательными цветочными мотивами, но своего полного расцвета он достиг в 1930-е годы, когда туда перебрались из
ПЕКАЛОНГАНа мастера китайского происхождения Lie Boen In (вот ниже фрагменты трех саронгов его работы - 202 х 105 см., ок. 1930 …
…203 х 106 см., ок. 1930 …
…и 203 х 106 см., ок. 1940) …
… и Liem Wie Tjioe.
Как и везде, кудусский батик ручной работы пришел в упадок с появлением в 70-е годы машинного, и к 2005 году там жила единственная 75-летня мастерица Ниама, не имевшая даже учеников. Сейчас возрождается усилиями не слишком многочисленных энтузиастов - что, впрочем, уже совсем другая история…
А в заключение нынешней - вот батиковый интерьер работы неизвестного мне дизайнера Roland Adam, который можно сейчас увидеть в Музее текстиля: