УМИРАЮЩЕЕ ИСКУССТВО БАТИКА. Часть третья

Nov 21, 2007 11:32

Следственный эксперимент, или…
…кто ответит за базар?
Предыдущие две части ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Ну что ж, пора перейти от теории к практике. Особенно в накалившейся дискуссии относительно того, что для батика лучше: хлопок или шелк. Итак, вот фото:



Размеры: примерно 400х500 мм. Предупреждаю, что фото "перерезчено", чтобы четче виднелись детали (в жизни смотрится намного симпатичнее :-)
ВОПРОС: Беретесь повторить на шелке? Не настаиваю, чтобы это проделали на деле, поверю на слово. Только два условия:
1. Шелк должен быть обычным, легко доступным (в конце концов, это просто наволочка :-)
2. Традиционная технология должна быть соблюдена полностью (естественные красители - как видите, здесь только три базовых цвета: синий, коричнево-желтый, зеленый), не более двух оттенков за одну проходку; двустороннее резервирование и т.д., и т.п.

Highlights: Batik traditions & designers

Такой батик с 1920-х годов делает проживающее близ города Пекалонган (Центральная Ява) семейство Уи (как видно из фамилии - этнические китайцы). Впрочем, в индонезийском батике китайцы представлены очень широко - особенно в таких, как Пекалонган, городах "песисира" (побережья), где издавно и народы, и культурные традиции перемешивались.
Поэтому до сих пор батик песисира отличает склонность к экспериментам, новым дизайнам - или же, наоборот, следование какой-то своей узкой традиции, часто лежащей в стороне от того, что можно назвать "мейнстрим".
Вот уже на протяжении почти века семейство Уи рисует, в основном, букеты. Вот такие.



Сначала полотно выписывали из Голландии (все начиналось еще при колонизаторах), потом ткань нужного качества научились делать и в самой Индонезии…
Кстати, для тех, кто интересовался ценой: эта (первая фото) "наволочка" (точнее, ее половина) обошлась мне в 50 долларов. Правда, чистота эксперимента была нарушена: с одной стороны, я не торговался (нынешняя мадам Уи - третье поколение…



…и так потратила на меня немало времени. С другой - я просто выбрал понравившийся мне рисунок из "остатков", а обычно Уи работают на заказ. Вот только ждать приходится от восьми месяцев до года… Учитывая число проходок и то, что технология соблюдается полностью, это совершенно неудивительно.
Полностью мою коллекцию "батиков от Уи" можно посмотреть ЗДЕСЬ.   
В этом альбоме, кстати, поэтапно показан процесс окраски (2-11 снимки).



По соседству - ЗДЕСЬ - можно посмотреть переснятую с разрешения автора лучшей, на мой взгляд, книги об индонезийском батике ("Батик: игра света и теней") Ивана Тирты (он упоминался в первом посте - ЗДЕСЬ, там же есть фото его самого) приложение к книге "ГАЛЕРЕЯ: коллекция узоров и дизайнов". Оно сопровождается детальными пояснениями (я, правда, выложил пока не все, но закончу начатое при первой возможности).
Здесь - лишь один пример (как видно из пояснения ниже, мы переходим с песисира в сердце Явы - к городам Джокьякарта и Соло - немного об их истории см.  ЗДЕСЬ):
City or Location of Origin: Yogyakarta, Central Java
Pattern: Parang Werang Buketan
Workshop or Atelier: The Tjing Sing
Type: Hand-drawn batik (batik tulis)
Dimensions: Kain Panjang (2.50 m x 1.10 m)
Fabric: Cotton
Dyes: Chemical
Date: 1935
Collection: Iwan Tirta
The town of Pekalongan on north coast of Java has many Chinese-owned batik workshops, as did pre-World War II Yogyakarta. The main differences between the batiks produced in these workshops was their use of patterns and color combinations.
The batiks made in the workshops of Yogyakarta - of which the atelier of The Tjing Sing was the most famous - reflect the taste of the Yogyanese. A clean white background with mostly traditional patterns such as the parang motif in soga-brown and indigo-blue is combined with bouquets of flowers as a concession to Chinese taste.



А вот ниже - уже классический образец из "столицы индонезийского батика" - города Соло (Суракарта). Спасибо инженеру Буди Сусило, его супруге Эни Нурьяти…



…и их сыну Дани - представителям еще одной династии мастеров.



В этой семье собирают, сохраняют и воспроизводят старинные дизайны, многие из которых были созданы в кратоне Суракарты, и раньше их вообще запрещалось воспроизводить за его пределами.



Этот альбом еще только формируется - все нет времени обработать и выложить только что привезенные из Соло снимки. Но кое-что там уже есть ЗДЕСЬ:  
Как нетрудно заметить, на классическом батике Соло представлены только различные оттенки коричневого и синего цветов. Если и появляется белый, то лишь в сочетании с коричневым, которые образует своего рода "пятна" на белом фоне. Так что если на схожем батике присутствует чисто белый цвет - то это уже соседняя Джокьякарта:



На этом об индонезийском батике на ближайшие несколько недель здесь все, хотя позже мы к нему не раз вернемся. Потому что тема эта неисчерпаемая, и разговор можно продолжать бесконечно, а мне еще надо сделать фотоленту о нем для РИА Новости - позвольте уж оставить кое-что "сладкое" и для нее :-)
Кому мало - можно пока посмотреть вот это "ассорти" - здесь тоже батик, всякий и разный
В заключение: еще один классический батик из кратона города Чиребон:



UPD 15.10.10: Келантанский батик и Кино о пекалонганском 
UPD 16.03.12: Kampung Laweyan в Соло 

batik, art

Previous post Next post
Up