Судя по реакции на предыдущий пост,
вопрос, и впрямь, назрел.
Здесь отвечаю на вопросы:
"Почему умирающее?"
и "Как это делается?"
Highlights:
- Why is it dying?
- How is it done?
- Batik tulis & batik cat
Дело в том, что все больше старых рисунков и методов оказываются утерянными, и множество изделий старых мастеров сейчас уже невозможно воспроизвести. А те, что воспроизвести еще можно, сохраняют лишь немногочисленные энтузиасты вроде того же Ивана Тирты…
Почему? Это невозможно объяснить, не поняв сначала, что такое настоящий батик.
Так называют целый ряд способов ручной росписи ткани, которые объединяет применение принципа резервирования, то есть покрытия не пропускающим краску составом (в традиции - воском) тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.
То есть, с одной стороны, батик - это МЕТОД.
С другой стороны, это - ОБРАЗ ЖИЗНИ. Существуют особые траурные батики, …
…батики для молодых и батики для пожилых (один из последних ниже)…
…батики, которые можно носить только членам семьи султана, и т.д., и т.п. Но это по классике. А в разговорном языке "батиком" уже что только не называют…
"Самый настоящий" батик делается так: с помощью специального инструмента, называемого "чантинг" (небольшой металлической емкости с носиком и деревянной ручкой, причем для нанесения параллельных полос носиков может быть до девяти - яванцы особенно любят это число), воск наносится на ткань (обычно хлопчатую) в виде определенного рисунка.
Когда он застывает, расписанную восковыми узорами ткань окунают в чан с красителем. При этом покрытые воском места не поглощают краску, а свободные от него - окрашиваются.
Кстати, традиционная технология предусматривает покрытие воском С ОБЕИХ сторон: первый рисунок наносит мастер, с другой стороны его повторяет ученик. Конечно, сейчас ее уже мало кто соблюдает…
Затем окрашенные участки также покрываются воском, а часть ранее застывшего воска снимается - также в виде определенного узора. И снова чан с краской - на сей раз, уже другого цвета.
Этот цикл может повторяться еще несколько раз, на протяжении нескольких дней или даже месяцев, пока многоцветный рисунок не будет готов.
В своем полноценном виде этот метод называют "писаным" или "рисованным" батиком.
Несколько ускорить его позволяют заполненные воском специальные штампы, применение которых, однако, не имеет ничего общего со "штамповкой".
Ведь работа здесь также ведется вручную.
Отличить один вид от другого просто - если приглядеться, то в повторяющихся рисунках на расписном батике всегда можно найти небольшие отличия, тогда как на штампованном батике они совершенно одинаковы.
Применительно к батику слово "штамповка" в его разговорном смысле означает совсем другое: когда традиционные узоры батика повторяется на обычных машинных тканях. Но об этой профанации древнего искусства мы не будем даже говорить. А опознать ее проще простого - если на оборотной стороне ткани рисунок практически не виден, то это подделка. Или, скажем более вежливо, "имитация", которая не побывала в чане с краской.
А вот с небольшими трещинами, которые неизбежно появляются на поверхности многократно натягиваемой и окрашиваемой ткани и создают дополнительный узор, дело обстоит сложнее. В особо сложных имитациях их сейчас также включают в дизайн, однако при машинной выделке они вновь будут повторять друг друга, тогда как на батике ручной работы каждая трещина уникальна.
Да, я обещал хорошенько потоптаться на шелковом батике… Для меня он - символ Малайзии: Богато! Блестяще! И убого…
Ну, нет в Малайзии по-настоящему древних традиций и узоров (если только они не стырены из Индонезии). Молодая она… А потому подход простой: давайте мы всех удивим пестротой и дороговизной!
А ведь именно шелк для технологии батика подходит плохо (кстати, именно по той причине, почему он пользовался таким спросом в средние века в Европе. Думаете, потому что он приятен на ощупь? Не-а. Секрет в другом: на шелке не держатся вши и прочие подобные "друзья человека". Вот и все. И этого вполне достаточно: вспомните об изящных золотых вошеловках придворных дам Людовика-Солнце… Это совсем недавно был столь же распространенный аксессуар, как сейчас пудреница. Подлинная история вообще малоаппетитная штука. Особенно в дикой Европе: поинтересуйтесь, например, когда в Лувре построили первый туалет...)
Но по этой же причине на шелке плохо держится и воск. И по-настоящему сложный и многоцветный узор вы на шелке просто не создадите…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ